ПАРЛАМЕНТ ПРОВАЛИЛ ВЫДЕЛЕНИЕ 10,1 МЛРД. ГРН. ФОНДУ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ

15/10/2014

7 октября Верховная Рада не смогла проголосовать за один из двух технических законов, дававших зеленый свет 10,1 млрд. грн. кредита Фонду гарантирования вкладов (ФГВ) из бюджета. Голосование перенесено на 14 октября.

Нагрузка на ФГВ во второй половине 2014 г. существенно выросла:

o    С начала года временная администрация была введена уже в 23 банка, 13 из них находятся в стадии ликвидации и по ним идут выплаты. Среди проблемных банков нет учреждений из первой группы крупнейших банков, но и без них ресурсов Фонда оказалось недостаточно для покрытия гарантированных сумм до 200 тыс. грн. На начало 2014 г. ресурсы ФГВ составляли 7,3 млрд. грн., тогда как на середину  сентября 2014 г. было выплачено около 10 млрд. грн. Разницу покрыл НБУ, предоставив в июле кредит Фонду в сумме 4,2 млрд. грн.

o    Соизмеримые или даже большие выплаты ожидают Фонд до конца текущего года. Фонду предстоит выплатить до конца 2014 г. еще, как минимум, 10 млрд. грн. Представляя 7 октября законопроекты, министр финансов Шлапак подтвердил  – по состоянию на сегодня денег на счетах ФГВ нет или «почти» нет.

o    «Разрыв» в балансе Фонда должен закрыть Кабмин, который в т.ч. получил для этих целей кредит Мирового банка на 500 млн. дол. Предполагается, что Кабмин выпустит ОВГЗ на 10,1 млрд. грн. и передаст их Фонду, на эту сумму Фонд предоставит в качестве залога вексель, а НБУ монетезирует ОВГЗ. Чтобы схема заработала, в кратчайшие сроки необходимо легитимизировать технические детали – возможность выпуска нефинансовых векселей, что значительно упрощает и ускоряет получение кредита. Коалиция голосование провалила: за один из 2-х законопроектов не хватило нескольких голосов.

o    Власть вряд ли допустить задержек в выплатах из системы гарантирования вкладов в этом году и, тем более, накануне выборов. Скорее всего, выход из ситуации будет найден – либо Рада на следующей неделе проголосует изменения, либо Фонд про -кредитует НБУ. 

o    Вместе с тем, устойчивость ФГВ в 2015 г. и последующие годы вызывает вопросы. Банковский кризис далек от разрешения. Нагрузка на Фонд сохранится. До конца года временную администрацию могут ввести в еще порядка 20 банков, выплаты по которым, в случае признания их неплатежеспособными, начнутся в первой половине 2015 г.

o    В то же время, работа Фонда по работе с проблемными банками, как была, так и остается неэффективной.  Несмотря на реформу, которая позволила ФГВ выводить проблемные банки в наиболее эффективный способ (продажа инвестору, создание и продажа инвестору переходного банка, передача части активов и обязательств принимающему банку, ликвидации с выплатой гарантированной суммы) Фонд практически всегда использует последний, он же самый затратный, из перечисленных инструментов. Из 13 ликвидируемых банков с начала года, по 12 – принято решение о ликвидации с выплатой гарантированных сумм и только по одному – о передаче части активов и пассивов принимающему банку. С учетом того, что в ходе ликвидации удается вернуть, по разным оценкам, 2-20% от выплаченных гарантированных сумм, Фонд обречен работать со значительным хроническим дефицитом, который будет покрываться кредитами НБУ и правительства. Последние, по мере накопления долгов, будут вначале реструктуризироваться, а затем- списываться Фонду за счет увеличения госдолга, который уже сегодня и так находится в красной зоне (более 70%ВВП).  

Быстрого выхода из сложившейся ситуации не существует. Можно, конечно, усилить нагрузку на банки, повысив размер отчислений в Фонд (напр., ввести специальный дополнительный сбор) или еще больше увеличить дифференциацию взносов, чтобы банки с менее устойчивой позицией, которые предлагают высокие проценты по депозитам, платили больше. Однако кардинально финансовое состояние Фонда это не улучшит. Повышение устойчивости системы гарантирования депозитов в среднесрочной перспективе будет требовать: (1) продолжения реформ по устранению слабых мест в банковском надзоре (напр., в части раскрытия информации о реальных собственниках, контроля за сделками с инсайдерами, отслеживания чистоты вносимого капитала и т.д.); (2) повышения уровня координации между НБУ и Фондом в процессе выявления, санации и выведения проблемных банков с рынка (чтобы банки передавались в Фонд в более привлекательном инвестиционном состоянии, а не когда из них выведены все активы); (3) повышении прозрачности и эффективности работы самого Фонда при выведении проблемных банков с рынка.

 Автор: Комаров Владислав