ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ НАМЕРЕН ВОЗГЛАВИТЬ ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ В УКРАИНЕ

23/07/2014
Моніторингові продукти

Президент Украины выдал указ о внедрении единой государственной политики реформ в стране.

Предлагается создать следующий механизм разработки, координации и мониторинга реализации реформ:

o      Национальный совет реформ – консультативно - совещательный орган при Президенте Украины, отвечающий за стратегию и согласование ключевых позиций реформ. Рада возглавляется Президентом Украины. В ее состав войдут глава парламента и главы парламентских комитетов, премьер-министр и члены Кабмина - министры, глава НБУ, 4 представителя от общественных организаций, представитель Совещательного совета реформ.  По сути Нацсовет реформ – аналог Комитета экономических реформ (КЭР) периода президентства Януковича.

o      Совещательный совет реформ – еще один консультативно - совещательный орган при Президенте Украины, главной функцией которого станет внесение предложений по реформам на основе международного опыта. Совет создается как площадка для концентрации экспертного потенциала международных организаций, доноров и многочисленных общественных движений (по типу Реанимационный пакет реформ), пытающихся влиять на ход реформ в Украине.

o   Исполнительный комитет реформ - вспомогательный орган при Президенте, занимающийся подготовкой предложений по стратегическому планированию реформ, их реализации и мониторингу. Возглавит Комитет – замглавы АПУ Шимкив. В состав Комитета войдут: по 2 кандидатуры, предложенные премьер-министром и спикером парламента, одна кандидатура от главы Нацбанка и постпред Президента в Кабмине Данилюк. Исполнительный комитет через 3 месяца должен представить на рассмотрение Нацсовета реформ проект стратегии устойчивого развития Украины до 2020 г.

Попытка придать реализации реформ системный характер – шаг в правильном направлении. После смены власти, КЭР был ликвидирован, национальный план действий на 2014 г. так и не был принят. Новый Кабмин, кроме тезисной программы своей деятельности, так и не разработал стратегию первоочередных и среднесрочных реформ. Отдельные реформаторские законы, разработанные во многом прошлой властью, принимаются хаотично либо под давлением обязательств, взятых при подписании программы с МВФ и соглашения об ассоциации с ЕС. У населения и бизнеса нет цельной картины пути, этапов и ключевых направлений трансформации страны в успешное общество. Исполнительный комитет реформ должен наработать стратегию таких преобразований до конца октября 2014 г. – как раз перед началом международной инвестиционной конференции доноров, которым будет проще выделить средства под уже структурированное видение необходимых реформ для Украины, поддержанное широким кругом заинтересованных сторон.

То, что Нацсовет реформ вместе с экспертами и исполнительным комитетом напишут правильную программу реформ до 2020 г., которую поддержат международные партнеры, сомнений не вызывает. Основная сложность – в имплементации. Программа реформ 2010 - 2014 гг. была реализована чуть более чем на треть по причинам, не всегда связанных со слабой политической волей или отсутствием денег, а в основном из-за бюрократического сопротивления и низкой исполнительской дисциплиной. В этом контексте эффективность работы предложенного механизма реформ также пока оставляет вопросы:

o      Как в условиях ограниченных конституциональных полномочий Президента будет формально утверждаться, расшиваться по годам и реализовываться программа реформ? Инструмент послания Президента носит рекомендательный характер. Проводить стратегию реформ через решение СНБО также не выход: нет реального механизма контроля, не поймут международные партнеры.

o      Кто будет отвечать за реализацию конкретных направлений реформ, и какие будут механизмы воздействия в случае их не выполнения? В рамках работы КЭР, за реформы по конкретному направлению отвечал отдельный министр, который лично отчитывался перед Президентом. В рамках действующей конституции, кроме МИДа и министерства обороны, министры напрямую не подконтрольны Главе государства.

o      Как будут решаться конфликты между стратегией реформ Президента и программными документами Кабинета министров/ коалиции (напр., коалиционным соглашением, программой действий правительства, программой социально - экономического развития, если такая будет восстановлена)? Как показал предыдущий опыт, даже в условиях концентрации власти в руках Президента, неизбежна конкуренция программных инициатив между АП и правительством/ коалицией, в т.ч в вопросе ежегодного финансирования реформ. 

o      При этом исполнительный комитет реформ, призванный способствовать координации реформ в системе Президент - правительство – коалиция – гражданское общество, несмотря на урезанные полномочия Президента, создается при Президенте и возглавляется замглавы АП. Хотя в рамках парламентско-президентской формы правления логичней было бы его делать под «вывеской» Кабмина.  

 

Возможно, частично на эти вопросы можно будет ответить после 15 августа, когда будут разработаны положения по нацсовету, совещательному совету и исполнительному комитету реформ. Однако очевидно, что, без парламента и коалиции, сформированных под Порошенко, будущая программа реформ рискует увязнуть в популистских, партийных или узковедомственных интересах.

Появление аналога Комитета реформ при Президенте Украины было предсказуемым: помимо достижения мира, Порошенко избрался в первом туре на волне завышенных ожиданий проведения быстрых и успешных преобразований в стране. С урезанными конституционными полномочиями и ситуативной поддержкой в парламенте сделать это сложно. Изменить баланс сил в сторону Президента должны перевыборы в парламент и конституционная реформа, усиливающая влияние Президента на силовой блок, национальных регуляторов и сохраняющая достаточную степень его влияния на регионы через институт специальных представителей и механизм инициирования роспуска органа местного самоуправления по решению КС.  В этом же направлении следует рассматривать инициативы по запуску новой волны реформ с подачи Главы государства. Кроме того, после ликвидации КЭР, в стране отсутствовал проработанный механизм имплементации реформ, как и отсутствовала сама программа реформ на долгосрочную перспективу.   

Об эффективности запуска программы реформ Порошенко можно будет говорить ближе к концу 2014 г. Пока же можно предположить, что, несмотря на два мощных якоря преобразований в виде ЕС и МВФ, успех реализации программы реформ будет во многом зависеть от формирования пропрезидентского большинства в парламенте и соответствующего переформатирования правительства.