Событие
15 декабря министр здравоохранения А. Квиташвили принял участие в обсуждении проекта «Национальной стратегии построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2015 гг.», проводившееся в помещении Европейской Бизнес Ассоциации.
Вопрос
Какие кратко-, средне- и долгосрочные изменения предусмотрены в документе? Позволит ли проекта новой стратегии реформирования здравоохранения рассчитывать на какие-либо позитивные сдвиги в ближайшем будущем?
Анализ
Проект стратегии, презентованный 15 декабря, подготовлен коллективом «стратегической консультативной группы» при МОЗе. Группа была создана Приказом МОЗ в июле как консультативный орган, в состав группы входил нынешний министр. Финансирование работы группы осуществляет фонд «Возрождение». Через 3 месяца после написания Стратегии должен быть подготовлен проект детальной дорожной карты медреформы.
Положения проекта стратегии в целом соответствуют пунктам Коалиционного соглашения, напр:
o Сокращение функций МОЗа, в частности, лишение его функций закупки лекарств и содержания медицинских и образовательных учреждений;
o Повышение эффективности финансирования путем перехода от содержания медучреждений к оплате за предоставляемые населению медуслуги;
o Внедрение принципа свободного выбора врача пациентом, чтобы обеспечить принцип «деньги идут за пациентом»;
o Развитие медицинских ИТ-систем для повышения эффективности и прозрачности работы здравоохранения. Причем в проекте Стратегии детализировано, что МОЗ не будет осуществлять информатизацию медучреждений, а должен будет обеспечить центральные реестры (медучреждений, лекарств, базу медработников, медуслуг);
o Внедрение обязательного медицинского страхования в обозримом будущем не предусматривается.
Однако в проекте стратегии есть и некоторые «новации» отличные от Коалиционного соглашения:
o Детализированы слагающие «Универсального нестрахового пакета» (медуслуги предоставляемые безоплатно /либо за незначительную плату для всего населения) – медпомощь при туберкулезе, ВИЧ/СПИДЕ, психологических и редкостных заболеваниях, а также неоднозначное понятие «покрытие катастрофических затрат на здравоохранение». Однако этот перечень не подкреплен какими-либо расчетами реальной стоимости этих медуслуг, имеющихся государственных ресурсов и спроса.
o Принятие «государственного страхового пакета» - для обеспечения медицинской помощью малоимущих слоев населения. Предусмотрен «грузинский вариант»: государство оплачивает стоимость стандартизованных страховых полисов, которые малоимущие получают в выбранной ими частной страховой компании, из списка компаний сотрудничающих с МОЗ. Также, отсутствуют даже предварительные расчеты возможности реализации данного механизма.
К недостаткам проекта стратегии следует отнесли следующее:
o Главные системные изменения отложены на поздние сроки. Например, принятие закона о медучреждениях (обсуждается еще с 2012 года), который должен обеспечить операционную и финансовую автономию, отложено до 2018 года. А на 2015-16 гг. из конкретных мероприятий предусмотрено лишь отмену приказа №33 о штатных нормативах.
o Отсутствуют сроки реализации отдельных ключевых мероприятий, напр. выведение закупок из-под МОЗ, принятие «универсального нестрахового пакета» и «государственного страхового пакета». Это ставит под сомнение возможность реального внедрения предложенных мер.
o Предполагается, что для программ по реимбурсации будет использоваться внутреннее реферирование цен (сравнение цен на внутреннем рынке). Однако, поскольку многие лекарства не производятся в Украине, это будет способствовать консервированию завышенных цен на отдельные медикаменты.
o В проекте стратегии имеются неоднозначные трактовки. Например, в одном разделе идет речь о создании «многоуровневого агентства по закупкам медуслуг» (на местном, региональном и национальном уровнях), в другом – что финансирование должно быть консолидировано на областном уровне. Также, в документе путаница с терминологией – используются новые неопределенные термины «национальные референтные центры», «дополнительное медстрахование» и пр., что усложняет однозначное понимание документа.
Выводы
Представленная стратегия реформирования системы здравоохранения нуждается в доработке:
o необходимо четко обозначить временные рамки выполнения предложенных мероприятий;
o дать оценку финансовых ресурсов, необходимых для выполнения ее положений
o ускорить реализацию до конца 2015 г. ключевых системных изменений, напр., принятие закона о медучреждениях, а также разработку системы финансирования медпомощи для малоимущих;
o убрать неоднозначные трактовки.