Глава минсоцполитики
П. Розенко во время часа вопросов к правительству в ВР заявил, что
программами субсидий и компенсаций, призванных компенсировать рост коммунальных
тарифов, воспользовались только 1,1 млн. домохозяйств из, как минимум, 3
млн. их потенциальных реципиентов. Министр пообещал упростить процедуру
предоставления субсидий и провести реформирование социальной защиты уже в
ближайшее время.
Государство обеспечивает доступность энергоснабжения
для населения путем предоставления ценовых субсидий. Население платит за газ,
тепловую энергию и электроэнергию по тарифам в 4-6 раз ниже рыночных. Кроме
ценовых субсидий население может воспользоваться жилищно-коммунальными
субсидиями, размер которых привязан к среднему доходу члена семьи. Также
большое число домохозяйств пользуется социальными и профессиональными льготами
на услуги ЖКХ.
С октября 2014 г. действует новый
порядок начисления субсидий:
·
После изменения
формулы начисления субсидий программа стала более адресной – размер дохода
привязан к среднему доходу члена семьи. К примеру, для домохозяйств с доходом
ниже прожиточного минимума на человека платеж за услуги ЖКХ буден ниже 7,5%
совокупного дохода семьи. Ранее для семей с детьми и инвалидами счет за услуги
ЖКХ не должен был превышать 10%, для остальных домохозяйств - 15% совокупного
дохода домохозяйства.
·
Снижены
социальные нормы потребления услуг, что также повышает адресность
предоставляемых субсидий и снижает размер платежа за услуги ЖКХ.
·
Теперь получить
субсидию может домохозяйство, в составе которое есть неработающие члены семьи.
·
Получить
субсидию может любой член домохозяйства, а не только собственник.
Возникает вопрос, почему после этих
изменений обновленной программой пока в полной мере не воспользовались те, на
кого она была рассчитана? Среди главных причин низкого числа подачи заявок на
субсидии можно выделить следующие:
·
Плохая
информационная кампания Кабмина среди населения, которое не знает о принятых
новых позитивных нововведениях в программе.
·
Платежки с
новыми тарифами на отопление и природный газ население получило только в
декабре и число людей обратившихся за субсидиями должно значительно увеличиться
в январе.
·
Сбор необходимых
документов и их подача в центры соцзащиты требует все еще значительного
времени. Если размер субсидии незначителен (до 50 грн.) люди не желают
тратить на это значительное время.
·
Под программу
потенциально попадают люди, получающие зарплату в «конвертах». Такие
домохозяйства также не желают тратить время на получение сравнительно небольших
субсидий.
Кроме изменений в программе субсидий
правительство также с июля 2014 г. ввело в действие программу компенсации
на повышение для населения цен на централизованное отопление, горячее
водоснабжение и природный газ. Получить компенсации могут наиболее нуждающиеся в
социальной защите граждане, чей доход ниже прожиточного минимума. Пока ее
результаты можно охарактеризовать как провальные:
·
Лишь небольшой
процент подпадающих под программу домохозяйств обратился за компенсациями. Как
и в случае с субсидиями, главная причина лежит в плохой информированности
населения о программе.
·
Кроме того, если
работники центров соцзащиты уже с середины 90-х работают с действующей
программой субсидий, то с деталями новой программы компенсаций они плохо
знакомы. Контингент получателей субсидий и компенсаций практически совпадает, и
домохозяйствам советуют обратиться за субсидией, даже если они подпадают под
действие обеих программ.
·
Как и в случае с
субсидиями, размер компенсации может составлять слишком незначительный размер,
в сравнении со временем, затраченным в ЖЭК и центрах соцзащиты на оформление
необходимых документов.
Как уже отмечалась выше, кроме субсидий
и компенсаций большое число домохозяйств пользуется социальными и
профессиональными льготами. Адресность такой программы крайне низкая. Получателями
льгот являются в основном средний класс и богатые домохозяйств и часть таких
льгот, безусловно, нуждается в отмене.
В дополнение к плохой информированности об инструментах соцзащиты,
низкое доверие среди населения к власти в целом ведет также к низкому доверию к
предоставляемой социальной помощи. Часть население не пытается воспользоваться
предоставляемыми субсидиями и компенсациями, а отказывается платить по новым,
более высоким тарифам. Так, в ноябре и декабре 2014 г. уровень оплаты
населением услуг ЖКХ составлял 60% и 82% соответственно. Такая тенденция
наблюдалась и при предыдущих повышениях тарифов, но по истечении нескольких
месяцев или перед началом следующего раунда повышения тарифов украинское население
вновь начинало в полном объеме оплачивать услуги ЖКХ.