ОЖИДАНИЯ БИЗНЕСА УХУДШАЮТСЯ, НЕ СМОТРЯ НА ЗАПУСК НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ И АНОНСИРОВАННЫЙ КУРС НА ДЕРЕГУЛЯЦИЮ

13/02/2015
Моніторингові продукти

По данным Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), 62% руководителей бизнеса в целом негативно оценивают налоговую реформу Кабмина, а 80% считают, что нововведения не способствуют легализации зарплат.

 Как бизнес расценивает налоговую реформу правительства? Что, с точки зрения бизнеса, нужно для улучшения делового климата в стране?

Всю вторую половину 2014 г.  правительство громко заявляло о налоговой реформе, с нескольких попыток и под конец года приняв поправки в Налоговый кодекс. Налоговые новации должны были обеспечить снижение бюрократической нагрузки на бизнес, способствовать детенизации отечественной экономики:

-Количество налогов снизилось вдвое - с 22 до 11, что, как минимум, должно было снизить затраты на администрирование налогов;

-Снижение ставки ЕСВ для предприятий, выходящих из «тени», на 60% в 1-ый год и на 40% на дальнейший период.

Однако, согласно результатам опроса руководителей отечественного бизнеса, проведенного ЕБА, бизнес настроен, в основном, пессимистически, оценивая реформу:

-В целом 62% опрошенных топ-менеджеров расценивают налоговую реформу отрицательно, считают ее недоработанной, «сырой». Что закономерно, принимая во внимание поспешность, с которой принимались изменения, и отсутствие открытых консультаций с бизнесом;

- Предложенные меры по снижению ставки ЕСВ и «детенизации» зарплаты вызывают сомнения у 80% опрошенных. Во-первых, эти меры не предоставляют никаких льгот «белому» бизнесу. Наоборот, для официально работающего бизнеса нагрузка на фонд зарплаты усилилась – ставки НДФЛ на зарплаты свыше 10 минимальных окладов выросли с 17% до 20%.  Во-вторых, установленные жесткие требования (например размер средней зарплаты не менее 3,6 тыс. грн., повышение зарплат не менее чем на 30%) существенно снижают целесообразность выхода из тени для «серого» бизнеса. 

-Изменения по транспортному налогу и налогу на недвижимость оцениваются негативно, поскольку они привязаны к натуральным (площадь объекта недвижимости, объем двигателя), а не к стоимостным показателям.

-Едва не единственным позитивным изменением считается упрощение правил расчета налога на прибыль – около 49% опрошенных оценивают это позитивно.

Кроме того, следует напомнить, что изменения в Налоговый Кодекс также предусматривают такие меры как возможность бесспорного списания средств со счета компании на погашение налоговой задолженности, а также введение НДС-счетов для повышения уровня администрирования этого налога. Эти меры значительной мерой усиливают зависимость бизнеса от контролирующих их органов и отягощают возможность эффективно распоряжаться средствами. 

Знамя налоговой реформы и дерегуляцию должен был поддержать  двухгодичный мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса какими-либо контрколирующими органами, а также продление на 1-е полугодие моратория на проверки крупного бизнеса (кроме проверок фискальных служб).  Однако, по данным предпринимателей, мораторий на проверки бизнеса де факто не работает. Фискальные и силовые структуры, используя имеющиеся рычаги воздействия (в т.ч. возбуждение под надуманными предлогами криминальных дел), осуществляют проверки с неизменной периодичностью. Проблемы с мораторием, как и с неработающим механизмом снижения ЕСВ, уже были признаны правительством Яценюка.

Существующий в стране кризис при бездействии правительства ведет к ухудшению бизнес-климата:

-  В индексе экономической свободы 2015 года Украина опустилась на 7 позиций (с 155 по 162е место) из-за повышения случаев рейдерства и вынужденного ужесточения регулирования сферы банковских расчетов и валютных операций, осложнивших работу импортерам и экспортерам; 

-  Работа правительства-парламента по дерегуляции идет слишком медленно. Например, лишь 12 февраля 2015 г. был принят кабминовский закон о дерегуляции, который предусматривает сокращение ряда разрешительных документов и лицензий. Законопроект изначально был утверждён на Кабмине в октябре 2014 г., а его проект был разработан еще летом при бывшем министре экономики, Шеремете.

На фоне кризиса и отсутствия эффективных системных реформ, все больше отечественных бизнес-сообществ (сообщество крупнейших ИТ-компаний, представители Конгресса Украинского Бизнеса) выдвигают свои требования по мерам для улучшения бизнес-климата. Наиболее распространенными являются требования о: 

o  Дерегуляции: снижении количества проверяющих органов и частоты проверок;

o  Реальном преодолении коррупции, в первую очередь в судебной системе;

o  Эффективной налоговой реформе – отмене НДС-счетов, упрощении администрирование налогов и реальном снижении ставки ЕСВ;

o  Действенной защите прав миноритариев от размывания их доли в капитале, упрощении регулирования договорных отношений между учредителями;

o  Разработке и реализации отраслевых политик с целью развития отечественного инновационного бизнеса

Инициативы правительства пока не приводят к улучшению делового и инвестиционного климата в стране. Большинство руководителей бизнеса негативно оценивают изменения в налоговой сфере и дерегуляции, поскольку они не снижают фискальную и административную нагрузку на официально работающие предприятия.

На фоне кризиса, повышения зарегулированности в финансовой сфере и отсутствия реформ, бизнес все активнее озвучивает свои требования, предусматривающие эффективные и реальные изменения  в сферах дерегуляции, налогообложении, борьбы с коррупцией, судебной системе, а также активизации умных отраслевых политик для модернизации отечественной экономики.