Премьер-министр А.Яценюк заявил, что у правительства есть план по решению проблемы жилья для вынужденных переселенцев за счет завершения строительства замороженных объектов со степенью готовности более 80%.
Число переселенцев в стране, невзирая на достижение договоренностей «Минск-2», продолжает расти. По данным Государственной службы чрезвычайных ситуаций, по состоянию на 20 февраля 2015 года, количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) превысило 742 тыс. человек, а по информации управлений социальной защиты, принимающих ВПЛ на учет, их уже более 1,1 млн. человек.
Одна из
ключевых проблем для ВПЛ, которая остро стояла с момента появления первых
переселенцев, был вопрос места проживания. По данным Института региональных
исследований им. М.Долишного, 56% ВПЛ были озабочены именно отсутствием жилья,
в то время как вторая по рейтингу проблема (отсутствие работы), волновала втрое
меньшее количество переселенцев (16%).
На начальных
этапах бремя расселения перемещающихся из Крыма и Востока легло на плечи
благотворителей и волонтеров. Задолженность перед санаториями, домами отдыха и
другими заведениями, принявшими переселенцев, была лишь частично погашена в
июне-сентябре 2014 г. (на эти цели изыскали всего 31 млн. грн.).
Осенью возник новый
вызов – перевод переселенцев из летних лагерей и жилья, неприспособленного к зимним условиям.
Межрегиональный координационный штаб
по состоянию на 15.02.2015 выявил 842 объекта всех форм собственности, в
которых может быть размещено 14,9 тыс. человек (это – недельный поток ВПЛ).
Частично проблема решается тем, что ВПЛ с помощью волонтеров и
благотворителей вынуждены были
заниматься самоутеплением «летних
помещений».
В Днепропетровской, Харьковской и Запорожской области с помощью Немецкого
общества международного сотрудничества (GIZ) для ВПЛ поставлены и собраны модульные домики, но:
§ их – очень мало (всего на 3488 человек): к примеру, в Харькове, например, поселок рассчитан на 488 человек (36 модулей), а на
15.02.2015 в регионе насчитывалось 134,5 тыс. переселенцев;
§ для ВПЛ они очень дороги: ВПЛ предусмотрено пособие в размере 842 грн. для неработающего и 421 для
работающих в месяц (максимум на 6 месяцев), а тариф в Днепропетровской области
на проживание в модульном домике составляет 845 грн. в месяц в зимнее время,
в Запорожье - 500 грн. (на неподъемность
такой цены для ВПЛ обратил внимание даже А.Яценюк во время визита в Запорожье).
Предложенные условия не устраивают и ВПЛ (тип
модульного жилья – временный, и переселенцы не готовы платить такую цену за неопределенные условия
проживания).
Правительство
вынуждено было реагировать на растущую
проблему расселения переселенцев. А.Яценюк озвучил, что с целью решения
проблемы будет:
·
проведена инвентаризация объектов
недвижимости, состояние готовности которых составляет более 80%
·
достройка будет
осуществлена за счет госбюджета
·
КМУ совместно с банками намерен разработать
специальную программу долгосрочного кредитования для временно перемещенных лиц,
которым такое жилье будет предоставляться в постоянное пользование.
Планы
правительства могут оказаться нереалистичными:
§ инвентаризация может занять несколько месяцев (хотя два года назад она уже проходила: по результатам, было выявлено 2,6
тыс. жилых домов и общежитий, 1,4 тыс. школ, детсадов, поликлиник, санаториев и
т.д., но только 16% имели степень готовности более 70%;
§ многие объекты переделывать в жилье
нецелесообразно – проектные работы и перестройка могут потребовать значительных инвестиций;
§ достройка незавершенного
объекта может обойтись, при небольших переделках, до 20% от стоимости
новостройки; суммарные затраты могут
составить до 17 млрд. грн., которые не были заложены в бюджет 2015
грн. (даже по результатам его пересмотра в феврале 2015 года – А.Яценюк говорил
всего о 3-х млрд. грн. для ВПЛ);
§ даже если средства найдутся и в жилье нуждается
только 50% ВПЛ – стройиндустрия не способна быстро достроить такие объемы (потребность в жилье для ВПЛ 6,8
млн. кв. м по социальной норме
§ в жилых объектах – при такой степени готовности большинство квартир уже
выкуплены; ВПЛ могут рассчитывать только на ту часть жилфонда, который полагается
городу – но на него уже существуют многолетние очереди, что приведет к проблеме
противостояния местного населения и ВПЛ;
Небольшие надежды
стоит возлагать и на программы покупки жилья в кредит. Все предыдущие проекты ипотечного кредитования для
населения были малоуспешными, а в нынешних условиях они выглядят еще более сомнительными:
·
банковская система – в
сложнейшем состоянии (в прошлом году временная администрация введена в 33
банка, за 1,5 месяца
·
переселенцы – в большинстве не имеющие стабильных высоких доходов, и
живущие на пособие и небольшие ранее накопленные сбережения – очень проблемный заемщик, с высокой долей
невозврата кредита, а банкам дополнительные неликвидные активы сейчас не нужны.
Таким образом, следует признать, что государство пока не
имеет эффективного решения проблемы жилья для переселенцев, а принимаемые меры нередко
являются запоздалой реакцией на стоящие постоянно и появляющиеся новые вызовы.
Выплачиваемые ВПЛ пособия также не способны разрешить проблему проживания
переселенца на новом месте – и в силу маленького размера, и из-за
ограниченности времени выплаты.
С учетом того, что поток ВПЛ не прекращается, государство
нынче как никогда нуждается в разработке и утверждении комплексной программы социальной
защиты переселенцев и региональных
программ социального жилья.