По данным Госстата в январе-феврале 2015 г. объем с/х производства сократился на 3,6%.
Как и предполагалось ранее (в
анализе работы сельскохозяйственной отрасли за 2014 год) – последняя дававшая
прирост сфера экономики ушла «в минус»:
§ если по итогам
2014 года аграрный сектор совокупно дал прирост 2,8% (в т.ч. животноводство –
2,0%), а производство мяса и яиц выросло на 4,3%, молока – на 0,4% (в сравнении
с 2013 годом), то за два первых месяца 2015 года (в сравнении с аналогичным
периодом прошлого года) падение наблюдается «по всем фронтам»: прошлогодний
рост в 6,3% сменился падением в 3,6%, в т.ч. производство мяса сократилось на
2,1%, молока – на 2,6%, яиц – на 9% (против прошлогоднего роста на 8%, 2,5% и
5,7% соответственно);
§ отрицательные
результаты наблюдались как по сельскохозяйственным предприятиям (-2,3%), так и
по индивидуальным хозяйствам населения (-5,0%);
§ и первая, и
вторая категория наиболее сильно просели по тем параметрам, где они играли
ведущую роль: к примеру, в хозяйствах населения (которые обеспечивали 66,5%
производства молока), падение составило 5,6%; в сельскохозяйственных
предприятиях, которые доминировали на рынке яиц (на них приходилось 71,7% его
объема), падение производства составило 12,5%.
За первые 2 месяца 2015 г. объем
реализации продукции в животноводстве увеличился всего на 2% (в т.ч. по птице -
9,1%, молоку - 5,7%, свинине - 0,4%). Однако такой рост сопровождался чувствительным
сокращением объемов продажи говядины (3,7%) и яиц (11,4%), а также
стремительным ростом цен на всю животноводческую продукцию. Существеннее всего
подорожали свинина (на 32,6% по сравнению с январем-февралем 2014 г.), птица
(на 50,0%), яйца (на 73,1%), говядина (на 73,8%).
Прошлогодние рекордные урожаи,
которые должны были сдержать рост цен на продовольственные товары, не выполнили
эту функцию. Инфляция и значительное ослабление гривны заставляет аграриев
реализовывать сельхозпродукцию значительно дороже – с учетом ожиданий, сколько
будет стоить топливо для посевной, на сколько вырастут затраты на газ и
электроэнергию, насколько подорожает семенной фонд и корма (напр., цена
реализации зерновых в январе-феврале 2015 г. выросла по сравнению с предыдущим
годом на 124,2%).
Правительство, проталкивая накануне
нового 2015 года бюджет и бюджетные законы, попыталось наехать на «жировавших и
растущих» (вопреки общей ситуации в экономике) аграриев, и, как оказалось –
перегнуло палку. В пакете законопроектов, проголосованном в ночь с 28 на 29
декабря 2014 года, и для сельхозпроизводителя, и для жителей села,
правительством были подготовлены следующие «урезания»:
o
для с/х товаропроизводителей:
· Освобождается от уплаты
НДС операции по экспорту зерновых и технических культур. Помимо зернотрейдеров,
в финальной версии изменений в Налоговый кодекс право на возмещение НДС при
экспорте потеряли также и товаропроизводители (в основном мелкие и средние
хозяйства), что гарантирует вымывание из отрасли оборотных средств;
· в Госбюджете-2015
исчезли статьи «Господдержка отрасли животноводства» (на которую в 2013 и 2014
гг. было выделено 650 и 888 млн. грн.) и «Господдержка развития хмелеводства,
овощеводства, садоводства и виноградарства» (по 100 млн. грн.);
· возвращено бесспорное
списание налоговой задолженности и пени со счетов предпринимателя и даже больше
– бесспорное изъятие наличности. И хотя эта инициатива предлагается лишь как
временная (на 1-ое полугодие 2015 года) и только по отношению к тем, кто имеет
налоговый долг в 5 млн. грн. и выше (и не имеет встречных обязательств со
стороны государства), суть от этого не меняется – средства будут списываться со
счетов, а наличность изыматься без суда и следствия.
o
для жителей села:
· ужесточается налог на
недвижимость (льгота сокращается вдвое: с 250 до 120 кв. м. площади домов;
ставка повышается с 1 до 2% минимальной зарплаты/ м.кв; налог будет
уплачиваться в т.ч. с нежилой недвижимости – сараи, гаражи, летние кухни,
подсобки по ставке 1% в 2015 г. и 2% начиная с 2016 г.);
· увеличиваются ставки
земельного налога, которые будут взыматься с рыночной оценки стоимости земли.
Под давлением
народных депутатов и аграриев часть наиболее одиозных новаций было отбито:
· из-под налогообложения
налогом на недвижимость в последний момент были выведены некие «здания, сооружения сельскохозяйственных
товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в
сельскохозяйственной деятельности»; однако четких критериев понятия
«непосредственно» и «сельскохозяйственная деятельность» не дают возможности
понять – коснется ли это склада для хранения кормов и инвентаря, или сарая, в
котором сельский житель держит корову / свинью / птицу;
· в марте 2015 года во
время пересмотра бюджета по настоянию бюджетного комитета в главный финансовый
документ страны была возвращена статья «Господдержка
отрасли животноводства» в размере 250 млн. грн., что в 3,6 раза меньше, чем в
2014 году.
Вместе с тем, в
новой программе с МВФ уже публично задекларировано, что налогообложение аграрных
товаропроизводителей увеличится.
Меморандум с Фондом предполагает внедрение общего
режима налогообложения для сельского хозяйства с 2016 г., что скорее всего
будет означать отмену спец-счетов для аграрных товаропроизводителей, на которые
возвращался уплаченный ими НДС; эта мера приведет к увеличению налогообложения и
ухудшению состояния, прежде всего, мелких и средних хозяйств.
«Недружественные»
намерения правительства аграрии восприняли адекватно и закономерно, начав
резать поголовье скота и птицы:
· за
январь-февраль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поголовье
свиней сократилось на 4,6%, коров – на 6,8%, птицы – на 8,3%, овец и коз – на
9,0% (без учета АРК и части зоны АТО);
· учитывая, что почти 85% овец и коз и 77% коров выращивается в хозяйствах населения, переживающего не лучшие времена (падение реальных доходов и значительный рост расходов, в т.ч. на товары первой необходимости и энергоресурсы), значительная часть сельских жителей вынужденно не сможет содержать скот, и его поголовье будет сокращаться и дальше.
Правительство возлагало и продолжает возлагать немалые надежды на АПК как
на точку восстановления / роста национальной экономики. Однако попытки «отжать»
ресурс из едва ли не единственной сферы экономики, давшей в 2014 году хоть
небольшой но рост (не в последнюю очередь
– за счет резерва накопленного в годы, когда аграрии получали надлежащее
внимание и поддержку со стороны государства), как и ожидалось, привело к
падению и в этой отрасли.
Продолжение реализации политики, увеличивающей налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей
и сокращающей их поддержку, способно погрузить
отрасль в системную рецессию. Это будет грозить ослаблением продовольственной
безопасности страны, замещением отечественной продукции импортной, дальнейшей
деградацией села и ускорением темпов оттока населения из сельской местности (по данным последних опросов
агентства AgriSurvey – 63% студентов аграрных ВУЗов заявили о своем откровенном
нежелании жить и работать в сельской местности, а 20% не готовы проработать на
селе хотя бы 3 года, даже при последующей гарантированной перспективе быть
переведенным в офис агропроизводителя в городе).