В УКРАИНЕ ОБОСТРЯЕТСЯ СИТУАЦИЯ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

30/03/2015
Моніторингові продукти

Госстат подсчитал, что по состоянию на 1.01.2015 в Украине функционировало 15002 дошкольных учебных заведения, в которых имелось 1077,1 тыс. мест.

На спаде рождаемости (в 90-х годах прошлого столетия) практически каждый ребенок в стране был обеспечен местом в детских садах. К примеру, в 1995 г. запас мест составлял 23,7%, в 1996 году – 27,7%, в 1997 г. – 33,8%, и это позволяло даже передавать имеющиеся помещения в аренду без каких-либо серьезных последствий.

Но к увеличению рождаемости, наблюдаемому в прошлом и нынешнем десятилетии, страна оказалось неготовой

·         2005 год стал последним, когда мест, чтобы удовлетворить всех желающих отдать в детский сад, хватало;

·         начиная с 2006 года, когда впервые был зафиксирован дефицит, проблема с каждым годом становилась все острее, а по итогам 2014 года – впервые за годы независимости нехватка мест в детских садах превысила 20%.

Более-менее спокойная ситуация наблюдается только в четырех регионах Украины – Донецкой, Херсонской (по 101 ребенку на 100 имеющихся мест), Черкасской (104) и Луганской (105) областях, однако в большинстве регионов страны – она более чем напряженная. К примеру, в отличающихся традиционно более высокой рождаемостью западных областях проблема уже приобрела критический масштаб: во Львовской области на 100 мест претендует 147 детей, в Волынской – 141 ребенок, в Ровенской – 137 детей.

Обострил проблему нехватки мест в детских садах и военный конфликт на Востоке и спровоцированная им проблема вынужденных переселенцев, среди которых немало детей (к примеру, в Харьковскую область переместилось 18,1 тыс. детей, Днепропетровскую – 15,3 тыс. детей, Запорожскую область – 15,3 тыс. детей, г. Киев – 10,2 тыс. детей), которые значительно повысили нагрузку на образовательные учреждения по новому месту жительства.

Ключевые причины, приведшие к такому состоянию дел:

·         недостаточная работа по созданию новых мест в детских садах: даже амбициозная программа предыдущей власти, предполагавшая создание 100 тыс. новых мест в детских садах за 2 года (2013-2014 гг.), не покрывала потребность – в последнее время в стране ежегодно рождается 430-450 тыс. детей;  после смены власти темпы этой работы замедлились (к примеру, по заявлению заместителя главы КГГА А.Старостенко, в планах столичной власти на 2015 год – открыть 1 (!) новый детский сад, а также отремонтировать 3 имеющихся, при том, что в Киеве недостает 22 тысячи мест);

·         продолжение использования помещений детских садов не по назначению: характерен в этом плане пример Киева, где продолжают эксплуатироваться как офисы (в т.ч. и госучреждениями) более 70 бывших детских садов, а за прошлый год были восстановлены как детские сады только шесть;

·         невнимание к альтернативным способам решения проблемы дефицита мест в детских садах – к примеру:

o   стимулированию создания частных детских садов и мини-садиков; сегодня инициаторы сталкиваются со множеством барьеров – начиная от проблем с размером арендной платы и до необходимости соблюдений «драконовских» санитарных норм (в позапрошлом году была предпринята попытка переписать еще советский СНИП по детским садам, но инициаторы явно переусердствовали – по новым нормативам должны были бы быть закрыты не только все частные детские сады, но и до 90% коммунальных, государственных и ведомственных детсадов, не вписывающихся в пересмотренные и существенно повышенные стандарты);

o   предоставлению гражданам возможности совмещать работу с воспитанием ребенка (в странах Европы, лидирующих по рождаемости – Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, зафиксированы и рекордные на континенте уровни занятости среди женщин: это достигается за счет обеспечения создания т.н. «дружественных для детей» рабочих мест; гибкости графика и продолжительности рабочего дня; выравнивания обязанностей по уходу за ребенком. К примеру, в Швеции, где размер отпуска по уходу за ребенком составляет 16 месяцев, как минимум два из них выделяется отцу, и они могут «сгореть», если не будут выбраны; в Норвегии законодательно установлено, что из 49 недель отпуска по уходу за ребенком 9 закреплено за матерью, 6 – за отцом, а оставшийся период – на свое усмотрение; все это позволяет семьям и заниматься воспитанием детей, разгружая систему детских садов, и не терять квалификацию по время ухода за ребенком).

В обострение ситуации с детскими садами внесло свою лепту и правительство.

·         коррекция законодательства, принятая в бюджетном пакете, запутала проблему с финансированием содержания детских садов:

o   изменения в Бюджетный кодекс переложили с 2015 года финансирование дошкольных учебных заведений на районные бюджеты (ст. 89); в то же время п. 20 Заключительных и переходных положений БК предусматривает возможность финансирования детских садов из бюджетов городов районного значения, сел и поселков за счет трансферта от бюджета района в бюджет местного самоуправления;

o   в полной мере такую путаницу почувствовал на себе один из садиков Херсонской области, который ранее финансировался из местного бюджета, а теперь – должен функционировать за счет субвенции районного бюджета; сельсовет уже не может его содержать, а районный отдел образования – еще не готов его принять; районный совет не может предоставить трансфер, меньший по размеру чем потребность на содержание садика (не хватает 500 тыс. грн.) и требовать дофинансировать садик из бюджета сельсовета, поскольку это нарушает ч. 2 статьи 85 Бюджетного кодекса;

o   было найдено «соломоново  решение» проблемы – решением сельсовета сократить одну из четырех групп для ликвидации «финансовой дырки» в 500 тыс. грн.; в садике решено оставить 50 детей, хотя он и единственный на три ближайших села, и его по факту посещало 80 детей (при нормативе - 75), а заявки на еще 16 детей не были удовлетворены.

·         в новогоднем пакете в статью 16 Закона Украины «О дошкольном образовании» была внесена норма, согласно которой «реорганизация и ликвидация дошкольных образовательных учреждений проводится по решению сессии местного совета». В Законе нет ни слова, что должно быть причиной и основанием для закрытия детского сада, таким образом – у местных советов полностью развязаны руки, и решение о закрытии детского сада может быть произведено не только по финансовым причинам, но и потому, что на помещение / землю детского садика нашелся претендент;

Дефицит мест и очереди, которые надо занимать чуть ли не с дня рождения ребенка – не единственная проблема системы дошкольного образования:

·         перегруженность групп, попытки ради экономии формировать меньшее число групп (объединяя детей разных возрастов) приводит к ухудшению уровня и качества подготовки и воспитания детей;

·         существенное подорожание продуктов питания и предусмотренный декабрьским «бюджетным пакетом» пересмотр нормативов платы за питание детей (ранее стояла планка «не больше 50% в городе и не больше 30% на селе», с 1 января 2015 года стало «не меньше 60% в городе и не меньше 40% на селе») привели к тому, что в новом году родители начали получать платежки, «потяжелевшие» в среднем в 3 раза.

Система дошкольного образования становится все менее доступной и все более низкокачественной. Дефицит мест в детских садах порождает системную коррупцию в местных органах образования, недостаток средств на поддержание нормального температурного режима – к высокой заболеваемости среди детей в осенне-зимний период (что обходится в сотни миллионов гривен, выплачиваемых родителям в виде больничных), перегруженность групп – к снижению уровня подготовки детей, бремя ликвидации которой становится дополнительной функцией и нагрузкой для школ.