Госстат подсчитал, что по состоянию на
1.01.2015 в Украине функционировало 15002 дошкольных учебных заведения, в
которых имелось 1077,1 тыс. мест.
На спаде рождаемости (в 90-х годах
прошлого столетия) практически каждый ребенок в стране был обеспечен местом в
детских садах. К примеру, в 1995 г. запас мест составлял 23,7%, в 1996 году –
27,7%, в 1997 г. – 33,8%, и это позволяло даже передавать имеющиеся помещения в
аренду без каких-либо серьезных последствий.
Но к увеличению рождаемости, наблюдаемому в прошлом и нынешнем
десятилетии, страна оказалось неготовой.
·
2005 год стал последним, когда мест, чтобы удовлетворить всех желающих
отдать в детский сад, хватало;
·
начиная с 2006 года, когда впервые был зафиксирован дефицит, проблема с
каждым годом становилась все острее, а по итогам 2014 года – впервые за годы
независимости нехватка мест в детских садах превысила 20%.
Более-менее спокойная ситуация наблюдается только в четырех регионах
Украины – Донецкой, Херсонской (по 101 ребенку на 100 имеющихся мест),
Черкасской (104) и Луганской (105) областях, однако в большинстве регионов
страны – она более чем напряженная. К примеру, в отличающихся традиционно более
высокой рождаемостью западных областях проблема уже приобрела критический
масштаб: во Львовской области на 100 мест претендует 147 детей, в Волынской –
141 ребенок, в Ровенской – 137 детей.
Обострил проблему нехватки мест в детских садах и военный конфликт на
Востоке и спровоцированная им проблема вынужденных переселенцев, среди которых
немало детей (к примеру, в Харьковскую область переместилось 18,1 тыс. детей,
Днепропетровскую – 15,3 тыс. детей, Запорожскую область – 15,3 тыс. детей, г.
Киев – 10,2 тыс. детей), которые значительно повысили нагрузку на образовательные
учреждения по новому месту жительства.
Ключевые причины, приведшие к
такому состоянию дел:
·
недостаточная
работа по созданию новых мест в детских садах: даже амбициозная программа
предыдущей власти, предполагавшая создание 100 тыс. новых мест в детских садах
за 2 года (2013-2014 гг.), не покрывала потребность – в последнее время в
стране ежегодно рождается 430-450 тыс. детей; после смены власти темпы этой работы
замедлились (к примеру, по заявлению заместителя главы КГГА А.Старостенко, в
планах столичной власти на 2015 год – открыть 1 (!) новый детский сад, а также
отремонтировать 3 имеющихся, при том, что в Киеве недостает 22 тысячи мест);
·
продолжение
использования помещений детских садов не по назначению: характерен в этом
плане пример Киева, где продолжают эксплуатироваться как офисы (в т.ч. и
госучреждениями) более 70 бывших детских садов, а за прошлый год были
восстановлены как детские сады только шесть;
·
невнимание
к альтернативным способам решения проблемы дефицита мест в детских садах – к
примеру:
o
стимулированию создания частных детских садов и
мини-садиков; сегодня инициаторы сталкиваются со множеством барьеров – начиная
от проблем с размером арендной платы и до необходимости соблюдений «драконовских»
санитарных норм (в позапрошлом году была предпринята попытка переписать еще
советский СНИП по детским садам, но инициаторы явно переусердствовали – по
новым нормативам должны были бы быть закрыты не только все частные детские
сады, но и до 90% коммунальных, государственных и ведомственных детсадов, не
вписывающихся в пересмотренные и существенно повышенные стандарты);
o
предоставлению гражданам возможности совмещать
работу с воспитанием ребенка (в странах Европы, лидирующих по рождаемости –
Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, зафиксированы и рекордные на континенте
уровни занятости среди женщин: это достигается за счет обеспечения создания
т.н. «дружественных для детей» рабочих мест; гибкости графика и
продолжительности рабочего дня; выравнивания обязанностей по уходу за ребенком.
К примеру, в Швеции, где размер отпуска по уходу за ребенком составляет 16
месяцев, как минимум два из них выделяется отцу, и они могут «сгореть», если не
будут выбраны; в Норвегии законодательно установлено, что из 49 недель отпуска
по уходу за ребенком 9 закреплено за матерью, 6 – за отцом, а оставшийся период
– на свое усмотрение; все это позволяет семьям и заниматься воспитанием детей,
разгружая систему детских садов, и не терять квалификацию по время ухода за
ребенком).
В обострение ситуации с детскими садами
внесло свою лепту и правительство.
·
коррекция законодательства, принятая в бюджетном
пакете, запутала проблему с финансированием содержания детских садов:
o
изменения в Бюджетный кодекс переложили с 2015
года финансирование дошкольных учебных заведений на районные бюджеты (ст. 89);
в то же время п. 20 Заключительных и переходных положений БК предусматривает
возможность финансирования детских садов из бюджетов городов районного
значения, сел и поселков за счет трансферта от бюджета района в бюджет местного
самоуправления;
o
в полной мере такую путаницу почувствовал на
себе один из садиков Херсонской области, который ранее финансировался из
местного бюджета, а теперь – должен функционировать за счет субвенции районного
бюджета; сельсовет уже не может его содержать, а районный отдел образования –
еще не готов его принять; районный совет не может предоставить трансфер,
меньший по размеру чем потребность на содержание садика (не хватает 500 тыс.
грн.) и требовать дофинансировать садик из бюджета сельсовета, поскольку это
нарушает ч. 2 статьи 85 Бюджетного кодекса;
o
было найдено «соломоново решение» проблемы – решением сельсовета
сократить одну из четырех групп для ликвидации «финансовой дырки» в 500 тыс.
грн.; в садике решено оставить 50 детей, хотя он и единственный на три
ближайших села, и его по факту посещало 80 детей (при нормативе - 75), а заявки
на еще 16 детей не были удовлетворены.
·
в новогоднем пакете в статью 16 Закона Украины
«О дошкольном образовании» была внесена норма, согласно которой «реорганизация
и ликвидация дошкольных образовательных учреждений проводится по решению сессии
местного совета». В Законе нет ни слова, что должно быть причиной и основанием
для закрытия детского сада, таким образом – у местных советов полностью
развязаны руки, и решение о закрытии детского сада может быть произведено не
только по финансовым причинам, но и потому, что на помещение / землю детского
садика нашелся претендент;
Дефицит мест и очереди, которые надо занимать чуть ли не с дня рождения
ребенка – не единственная проблема системы дошкольного образования:
·
перегруженность групп, попытки ради экономии
формировать меньшее число групп (объединяя детей разных возрастов) приводит к
ухудшению уровня и качества подготовки и воспитания детей;
·
существенное подорожание продуктов питания и предусмотренный
декабрьским «бюджетным пакетом» пересмотр нормативов платы за питание детей
(ранее стояла планка «не больше
50% в городе и не больше 30% на селе», с 1 января 2015 года стало «не меньше 60% в городе и не
меньше 40% на селе») привели к тому, что в новом году родители начали получать
платежки, «потяжелевшие» в среднем в 3 раза.
Система
дошкольного образования становится все менее доступной и все более
низкокачественной. Дефицит мест в детских садах порождает системную коррупцию в
местных органах образования, недостаток средств на поддержание нормального
температурного режима – к высокой заболеваемости среди детей в осенне-зимний
период (что обходится в сотни миллионов гривен, выплачиваемых родителям в виде
больничных), перегруженность групп – к снижению уровня подготовки детей, бремя
ликвидации которой становится дополнительной функцией и нагрузкой для школ.