ПРЕДЛОЖЕННАЯ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РОСТА КОММУНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ НОВАЯ ПРОГРАММА СУБСИДИЙ НЕСЕТ В СЕБЕ СИСТЕМНЫЕ РИСКИ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ И НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

02/04/2015
Моніторингові продукти

Это уже вторая попытка разработать механизм, позволяющий минимизировать риски социального взрыва, вызванного резким и многоэтапным повышением коммунальных тарифов.

После первого этапа повышения коммунальных тарифов (весна-лето 2014 г.) Правительство уже пыталось дополнить действующую на тот момент систему субсидий (для тех, чьи платежки превышали 10% от доходов – для нетрудоспособных и 15% - для работающих) новой программой «компенсаций» новых тарифов. Однако она так и не заработала (граждане не поняли сложного механизма расчетов, а государство не смогло доступно пояснить – кому и на каких условиях она полагается).

Прокол с прошлогодними инициативами и резкое повышение коммунальных тарифов, произведенное с целью получения кредита МВФ, вынудили запустить обновленную программу новых субсидий (объединяющую элементы двух предыдущих решений), но и она не лишена проколов и проблем:

§  вопреки заявлениям чиновников, акцентирующих внимание на усилении адресности и увеличении сумм, выделяемых на программу – средств может не хватить, а сама программа рискует неоправданно расшириться и на тех, кто в прежних условиях не должен был получать субсидии, снизив по факту их адресность:

o   количество людей, имеющих низкие легальные и высокие теневые доходы, что позволяло получать субсидии и прежде – не сократится; государство так и не продемонстрировало способности выявлять и отсекать таких «обеспеченных субсидиантов» (по оценкам фискальной службы – ныне 70-80% украинцев получают доходы в конвертах), вследствие чего, к примеру, 34% субсидий на теплоснабжение получали достаточно богатые слои населения, и только 10% субсидий доставалось самым бедным. Попытка накануне нового 2015 года запустить процесс детенизации зарплат через реформу ЕСВ провалился, что уже публично признал и Премьер-министр А.Яценюк;

o   новый порядок, сняв почти все ограничения (субсидии не начислялись тем, кто имел в собственности вторую квартиру, 2 автомобиля, совершал покупку, или оплачивал услуги стоимостью 10 тыс. грн. и выше, имел в семье не стоящего на учете в центре занятости безработного и т.д.) – значительно расширил круг получателей субсидий. К примеру, в стране, по оценкам МОТ, около 2 млн. безработных, из которых только 523 тыс. состоят на учете как безработные; таким образом, по новому механизму предоставления субсидий количество их получателей может расшириться на 1,5 млн. этих «неофициальных» безработных, а значит (с учетом среднего состава семьи – 3 человека), распространиться дополнительно на 4,5 млн. человек. Повышение с 10 до более 50 тыс. суммы оплаты услуги позволит претендовать на субсидии родителям студентов, обучающихся на контракте (еще несколько сотен тысяч человек).

Государство до сих пор достоверно не представляет и не может оценить количество потенциальных получателей субсидий (П.Розенко озвучивал – 3-4 млн. семей, А.Яценюк говорил о 15-20 млн. человек), а соответственно – потребность в финансовых ресурсах:

§  первоначально в бюджет закладывалось 12 млрд. грн., но уже к началу марта – стало понятно, что просчитались как минимум вдвое (изменениями в бюджет финансирование было увеличено до 24 млрд. грн.); количество семей, потребующих субсидии, по-прежнему может быть существенно недооценено, 

§  даже если скорость и масштабы увеличения количества «субсидиантов» будут изначально умеренными (что ожидаемо в связи с окончанием отопительного сезона, незначительным повышением тарифов на электроэнергию на первом этапе, летне-отпускной пассивностью украинцев), то ближе к осени (в свете очередного этапа роста тарифов и приближающегося отопительного сезона) эти темпы могут заметно вырасти. Возможная нехватка денег на субсидии, спровоцированная как просчетами в определении количества «субсидиантов», так и общеэкономической ситуацией (НБУ прогнозирует дальнейшее падение ВВП – на 7,5% по итогам 2015 года, что чревато увеличением дефицита бюджета, и недобором средств в доходную его часть) будет вынуждать государство применять либо один, либо несколько инструментов решения проблемы:

o   запустить печатный станок для финансирования субсидий, либо придумывать другие «квази-денежные» способы оплаты субсидий (зачеты или списания взаимной задолженности);

o   недофинансировать субсидии и не вовремя рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг (такая практика уже имело место - за год долг по возмещению стоимости предоставленных услуг вырос почти в 5 раз – с 19 до 93 млн. грн.);

o   с помощью фискальной службы попытаться «уменьшить» количество «субсидиантов» путем практического внедрения косвенных методов оценки доходов,  заставив людей возмещать «незаконно полученные средства» в двойном размере.

Высока и вероятность того, что система социальной защиты не справится с возросшим потоком субсидиантов из-за проблем администрировния:

§  управления соцзащиты не имеют достаточно людских ресурсов, чтобы обработать даже 4 млн. заявок (цифра потенциальных получателей, на которую рассчитывает Минсоцтруда) и оформить субсидии в установленные сроки (субсидия будет начисляться после подтверждения за 5 дней от налоговиков и Пенсионного фонда сведений о доходах, а от ЖЭКов и сельских (городских) исполкомов -  данных о составе семьи);

§  завал в работе – легко прогнозируемый:

o   в прежние годы оформление субсидий производилось в течение 3-4 недель, поэтому сомнительно, что этот срок сократится в разы только от того, что теперь чиновники будут сами истребовать из других органов те справки, которые им раньше претенденты на субсидии приносили в готовом виде;

o   эти же управления соцзащиты даже за полгода не смогли наладить быстрое обслуживанием вынужденных переселенцев (ВПЛ), по которым работа была аналогичной – принять документы / внести в реестр + напечатать справку, но ВПЛ-ов в стране в 5 раз меньше, чем ожидаемое число «субсидиантов»;

o   мало шансов управится и у «смежников»: к примеру, налоговики (которые за почти два десятилетия так и не смогли наладить надежную и достоверную ежегодную проверку налоговых деклараций 500-600 тыс. госслужащих и приравненных к ним лиц, с трудом укладывались в 2 недели при проведении спецпроверки 40-45 тыс. в год деклараций претендентов на госслужбу) - за ближайшие полгода должны будут проверить доходы минимум 8 млн. человек (для семей с двумя взрослыми), имея на каждую заявку 5 дней.

Запуская новый механизм субсидий, государство ужесточило социальные нормативы для их получения:

§  к примеру, некоторое «послабление» в отношении оплаты «квадратных метров», и привязанного к ним отопления (одни из самых весомых затрат в коммунальной платежке) допущено только для семей до 3 человек, но в то же время – ухудшится положение многодетных семей (которые, как правило, в основной массе - малообеспеченные), и семей, которые содержат престарелых родителей.

   §  нормы по потреблению энергоресурсов стали еще более жесткими:

o   до 1.10.2014 социальная норма потребления газа (в отопительный сезон) составляла 11 кубометров за 1 кв. м площади, с 1.10.2014 она понижена до 7 кубометров, к которым в зависимости от региона предусмотрены еще и корректирующие (во многих случаях - понижающие) коэффициенты;

o   социальная норма по электроэнергии – 130 или 90 кВт*час в месяц (в зависимости от того, стоит ли у квартире электроплита или нет) на 1 члена семьи, а на каждого следующего члена семьи (даже взрослого, у которого в принципе могут быть такие же потребности, как и у «главы семьи») – всего по 30 кВт*час в месяц;

§  в комплексе – эти новации выглядят дивно с учетом демографической ситуации в стране:

o   для того, чтобы хотя бы остановить вымирание Украины, по расчетам экспертов-социальщиков, на семью из 2 взрослых должно приходится 2,3-2,5 ребенка – но именно в отношение таких, и еще более многодетных семей политика ужесточается (помимо «зажимания» по части потребления коммунальных услуг, следует напомнить и о том, что в прошлом году таким семьям были урезаны в 1,5 (на второго) и 3 раза (на третьего и больше) выплаты на детей);

o   престарелые родители, живущие вместе с  детьми, такой правительственной политикой также превращаются в обузу (потребности в коммунальных услугах у них не уменьшаются, а замороженные пенсии – все меньше позволяют участвовать в оплате «коммуналки»).

Предложенная новая система субсидий несет в себе большие риски. Гораздо легче оказалось нормативно оформить резкое повышения всех коммунальных тарифов, чем предложить стремительно беднеющим украинцам адекватный компенсатор от потерь, вызванных значительным увеличением коммунальных платежей