Это уже вторая попытка разработать механизм, позволяющий минимизировать
риски социального взрыва, вызванного резким и многоэтапным повышением
коммунальных тарифов.
После
первого этапа повышения коммунальных тарифов (весна-лето 2014 г.) Правительство уже пыталось дополнить
действующую на тот момент систему субсидий (для тех, чьи платежки превышали 10% от доходов – для нетрудоспособных и
15% - для работающих) новой программой «компенсаций» новых тарифов. Однако она так и не заработала
(граждане не поняли сложного механизма расчетов, а государство не смогло
доступно пояснить – кому и на каких условиях она полагается).
Прокол с прошлогодними инициативами и резкое повышение
коммунальных тарифов, произведенное с целью получения кредита МВФ, вынудили
запустить обновленную программу новых субсидий (объединяющую элементы двух предыдущих решений), но и она не лишена проколов и проблем:
§ вопреки заявлениям чиновников, акцентирующих внимание
на усилении адресности и увеличении сумм, выделяемых на программу – средств
может не хватить, а сама программа рискует неоправданно расшириться и на тех,
кто в прежних условиях не должен был получать субсидии, снизив по факту их
адресность:
o количество людей, имеющих низкие легальные и
высокие теневые доходы, что позволяло получать субсидии и прежде – не
сократится; государство так и не продемонстрировало способности выявлять и
отсекать таких «обеспеченных субсидиантов» (по оценкам фискальной службы – ныне 70-80% украинцев
получают доходы в конвертах),
вследствие чего, к примеру, 34% субсидий на теплоснабжение
получали достаточно богатые слои населения, и только 10% субсидий доставалось
самым бедным. Попытка накануне нового 2015 года запустить процесс детенизации
зарплат через реформу ЕСВ провалился, что уже публично признал и
Премьер-министр А.Яценюк;
o новый порядок, сняв почти все ограничения (субсидии не начислялись тем, кто имел в собственности вторую квартиру,
2 автомобиля, совершал покупку, или оплачивал услуги стоимостью 10 тыс. грн. и
выше, имел в семье не стоящего на учете в центре занятости безработного и т.д.)
– значительно расширил круг получателей субсидий. К примеру, в стране, по
оценкам МОТ, около 2 млн. безработных, из которых только 523 тыс. состоят на
учете как безработные; таким образом, по новому механизму предоставления
субсидий количество их получателей может расшириться на 1,5 млн. этих
«неофициальных» безработных, а значит (с
учетом среднего состава семьи – 3 человека), распространиться дополнительно
на 4,5 млн. человек. Повышение с 10 до более 50 тыс. суммы оплаты услуги
позволит претендовать на субсидии родителям студентов, обучающихся на контракте
(еще несколько сотен тысяч человек).
Государство до сих
пор достоверно не представляет и не может оценить количество потенциальных
получателей субсидий (П.Розенко озвучивал – 3-4 млн. семей, А.Яценюк говорил
о 15-20 млн. человек), а соответственно – потребность в финансовых ресурсах:
§ первоначально в бюджет закладывалось 12 млрд. грн., но уже к началу марта –
стало понятно, что просчитались как минимум вдвое (изменениями в бюджет
финансирование было увеличено до 24 млрд. грн.); количество семей, потребующих
субсидии, по-прежнему может быть существенно недооценено,
§ даже если скорость и масштабы увеличения количества «субсидиантов» будут
изначально умеренными (что ожидаемо в
связи с окончанием отопительного сезона, незначительным повышением тарифов на
электроэнергию на первом этапе, летне-отпускной пассивностью украинцев), то
ближе к осени (в свете очередного этапа
роста тарифов и приближающегося отопительного сезона) эти темпы могут
заметно вырасти. Возможная нехватка денег на субсидии, спровоцированная как
просчетами в определении количества «субсидиантов», так и общеэкономической
ситуацией (НБУ прогнозирует дальнейшее
падение ВВП – на 7,5% по итогам 2015 года, что чревато увеличением дефицита
бюджета, и недобором средств в доходную его часть) будет вынуждать
государство применять либо один, либо несколько инструментов решения проблемы:
o запустить печатный станок для финансирования
субсидий, либо придумывать другие «квази-денежные» способы оплаты субсидий
(зачеты или списания взаимной задолженности);
o недофинансировать субсидии и не вовремя
рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг (такая практика уже имело
место - за год долг по возмещению стоимости предоставленных услуг
вырос почти в 5 раз – с 19 до 93 млн. грн.);
o с помощью фискальной службы попытаться «уменьшить»
количество «субсидиантов» путем практического внедрения косвенных
методов оценки доходов, заставив людей
возмещать «незаконно полученные средства» в двойном размере.
Высока и вероятность того, что система социальной защиты не справится с
возросшим потоком субсидиантов из-за проблем администрировния:
§ управления соцзащиты не имеют достаточно людских ресурсов, чтобы обработать
даже 4 млн. заявок (цифра потенциальных получателей, на которую рассчитывает
Минсоцтруда) и оформить субсидии в установленные сроки (субсидия будет
начисляться после подтверждения за 5 дней от налоговиков и Пенсионного фонда
сведений о доходах, а от ЖЭКов и сельских (городских) исполкомов - данных о составе семьи);
§ завал в работе – легко прогнозируемый:
o в прежние годы оформление субсидий производилось в
течение 3-4 недель, поэтому сомнительно, что этот срок сократится в разы только
от того, что теперь чиновники будут сами истребовать из других органов те
справки, которые им раньше претенденты на субсидии приносили в готовом виде;
o эти же управления соцзащиты даже за полгода не
смогли наладить быстрое обслуживанием вынужденных переселенцев (ВПЛ), по
которым работа была аналогичной – принять документы / внести в реестр +
напечатать справку, но ВПЛ-ов в стране в 5 раз меньше, чем ожидаемое число
«субсидиантов»;
o мало шансов управится и у «смежников»: к примеру,
налоговики (которые за почти два десятилетия так и не смогли наладить надежную
и достоверную ежегодную проверку налоговых деклараций 500-600 тыс. госслужащих
и приравненных к ним лиц, с трудом укладывались в 2 недели при проведении
спецпроверки 40-45 тыс. в год деклараций претендентов на госслужбу) - за
ближайшие полгода должны будут проверить доходы минимум 8 млн. человек (для
семей с двумя взрослыми), имея на каждую заявку 5 дней.
Запуская новый механизм субсидий, государство ужесточило социальные нормативы для их получения:
§ к примеру, некоторое «послабление» в отношении оплаты «квадратных метров», и привязанного к ним отопления (одни из самых весомых затрат в коммунальной платежке) допущено только для семей до 3 человек, но в то же время – ухудшится положение многодетных семей (которые, как правило, в основной массе - малообеспеченные), и семей, которые содержат престарелых родителей.
o до 1.10.2014 социальная норма потребления газа (в отопительный сезон)
составляла 11 кубометров за 1 кв. м площади, с 1.10.2014 она понижена до 7
кубометров, к которым в зависимости от региона предусмотрены еще и
корректирующие (во многих случаях - понижающие) коэффициенты;
o социальная норма по электроэнергии – 130 или 90 кВт*час в месяц (в зависимости от того, стоит ли у квартире
электроплита или нет) на 1 члена семьи, а на каждого следующего члена семьи
(даже взрослого, у которого в принципе могут быть такие же потребности, как и у
«главы семьи») – всего по 30 кВт*час в месяц;
§ в комплексе – эти
новации выглядят дивно с учетом демографической ситуации в стране:
o для того, чтобы хотя бы остановить вымирание
Украины, по расчетам экспертов-социальщиков, на семью из 2 взрослых должно
приходится 2,3-2,5 ребенка – но именно в отношение таких, и еще более
многодетных семей политика ужесточается (помимо «зажимания» по части
потребления коммунальных услуг, следует напомнить и о том, что в прошлом году
таким семьям были урезаны в 1,5 (на второго) и 3 раза (на третьего и больше)
выплаты на детей);
o престарелые родители, живущие вместе с детьми, такой правительственной политикой
также превращаются в обузу (потребности в коммунальных услугах у них не
уменьшаются, а замороженные пенсии – все меньше позволяют участвовать в оплате
«коммуналки»).