ОБНАРОДОВАН ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ ДО 2020 Г.

02/04/2015
Моніторингові продукти

Три финансовых регулятора (НБУ, НКФП, НКЦБФР) при участии Минфина, Фонда гарантирования вкладов (ФГВ), Национальной ассоциации банков представили проект «Комплексной программы развития финансового рынка Украины до 2020 г.».

 

 

Проект опубликован 27 марта, а уже 2 апреля документ - после короткого публичного обсуждения - должен быть утвержден НБУ и после этого вынесен на утверждение Нацсовета реформ в первой половине апреля. Программа состоит из 4-х направлений реформ, которые затем детализируются в 13 блоках задач и расшиваются в 55 мероприятиях и действиях на их выполнение:

§  Обеспечение макроэкономической стабильности – проведение монетарной политики на основе инфляционного таргетирования и режима гибкого валютного курса;

§  Обеспечение финансовой стабильности и динамического развития финансовых рынков – гармонизация законодательства со стандартами ЕС, модернизация системы регулирования и надзора, повышение прозрачности и стабильности финансовых рынков, развитие инструментов и инфраструктуры финансовых рынков, усовершенствование налогообложения, расчистка от проблемных активов;

§  Усиление институциональной способности регуляторов финансового рынка – повышение институциональной независимости регуляторов, их организационной эффективности, улучшение координации с рынком, переход на новые ИТ-технологии.

§  Защита прав потребителей и инвесторов финансового рынка – через стимулирование повышения их финансовой грамотности и стандартов защиты. 

В целом проект программы содержит правильный набор задач по развитию финансового рынка и мер на их выполнение. Появление документа, предполагающего координацию 3-х регуляторов (а не отдельных программ под каждого регулятора), а также увязывающего конкретные реформы на финансовом рынке с обязательствами Украины в рамках программы МВФ, займов МБ и Соглашения об Ассоциации – также шаг в правильном направлении.

Вместе с тем, появление еще одного правильного программного документа не является гарантией того, что он будет выполнен. Напр, Соглашение об Ассоциации было имплементировано на 30% от объема, который ставился на 1 апреля 2015 г. Коалиционное соглашение выполнено только на 5%.   Кроме того, обнародование через 14 месяцев после начала активной фазы кризиса не может считаться своевременным шагом. Отсутствие четкой и скоординированной антикризисной программы по стабилизации финансовой ситуации – объективно не главная, но и далеко и не последняя причина углубления кризиса (прежде всего, банковского и валютного). Новая власть потратила почти год на завершение полной ротации команды в 3-х финансовых регуляторах (в НКФП, НКЦБФР состав комиссий обновился 30 января 2015 г.), что тормозило выработку единой программы действий. При этом если в НБУ работа по разработке программы и мер под нее велась с самого начала (первый проект программы реформ банковского рынка был готов еще в мае 2014 г.), то по остальным двум регуляторам можно говорить о полностью утраченном годе работы.

Сама программа  не лишена внутренних недостатков, которые усиливают риски ее невыполнения:

§  Большинство действий на реализацию программы прописаны слишком обще и не позволяют сделать вывод о том, как именно и за счет чего будут реализовываться изменения (напр., снизить уровень долларизации, улучшить законодательство по слиянию на финрынках и т.д.).  

§  80% мероприятий имеют срок выполнения более одного года и при этом не имеют промежуточных этапов выполнения.

§  По всем мероприятиям нет главных ответственных и нет KPI. Есть только 10 интегральных KPI, которые не охватывают значительную часть программы (напр., неясно как измерить усиление институциональной способности регуляторов; нет интегральных показателей по устойчивости банковской системы – качеству активов, капитализации и т.д.).

§  Вызывает вопросы адекватность постановки временных рамок для отдельных реформ. Напр., до 30 июня 2016 г. планируется «разработка принципов внедрения временных ограничений и запретов, релевантных для применения режима гибкого курса, в случае возникновения кризисных ситуаций». Т.е. пройдет более двух лет после начала валютного кризиса, когда монетарные власти только разработают принципы применения валютных ограничений. До середины 2016 г., надо понимать, их установление будет проходить хаотично и в ручном режиме, что не будет способствовать стабилизации валютных ожиданий.

 

Появление программы развития финансового рынка до 2020 г. правильный, хотя и запоздалый шаг. Программа определяет правильный круг задач по реформированию финсектора. Однако ей не достает достаточного уровня детализации, определения главных ответственных, постановки промежуточных KPI, что будет снижать возможности для мониторинга прогресса в выполнении программы. Без детальной расшивки программы по годам, ее увязки с  оперативными планами правительства, использование программы как прикладного инструмента реализации реформ будет неэффективным.