ПАРЛАМЕНТ ПРОГОЛОСОВАЛ ЗА ЗАКОНЫ О РЕСТРУТКТУРИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Верховная рада конституционным большинством поддержала пакет правительственных законопроектов, необходимых для реструктуризации госдолга, и законопроект об индексации социальных стандартов.

17/09/2015
Моніторингові продукти

1.    Короткий анализ принятых законопроектов

В пакет по реструктуризации госдолга вошло одно постановление Верховной Рады и 3 законопроекта. Их короткий анализ приводится ниже:

o  3056 – проект постановление парламента, которое разрешает правительству временное превышение госдолга сверх 60% ВВП. Норма о том, что госдолг не должен превышать 60% ВВП содержится в Бюджетном кодексе и чтобы ее превысить правительство должно получить разрешение Верховной рады (аналогичное постановление принималось в 2014 г.). По итогам 2015 г. госдолг составит 91,1%ВВП, а по оценкам экспертов – 95-100% ВВП. 

o 3057 - дополнение закона Украины "О фондовом рынке" статьями, регулирующими выпуск нового вида внешних государственных займовгосударственных деривативов: государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных фондовых рынках и подтверждают обязательства Украины  сделать выплаты их владельцам в случае достижения определенных показателей по ВВП Украины. В сделке с кредиторами деривативы соответствуют инструменту VRI (value recovery instrument, инструмент восстановления стоимости), которые начнут выплачиваться для компенсации потерь кредиторов от реструктуризации, начиная с 2021 г., с привязкой к темпам роста ВВП.

o  3058 - дополнение Бюджетного кодекса статьями о выпуске государственных деривативов и гарантий выплат по ним для кредиторов. Основное:

-Условия выпуска деривативов определяются правительством. При этом Кабмин имеет право отказаться от «права суверенного иммунитета в случае возможных судебных разбирательств» (суверенный иммунитет означает, что активы государства, находящиеся на территории иностранного государства, неприкосновенны).   

-Выплаты по деривативам осуществляются Минфином независимо от наличия на это запланированных средств в бюджете. При этом Минфин должен обратиться к правительству с необходимостью внесении соответствующих изменений в бюджет.

- Устанавливается приоритет в выплатах по госдолгу. Приоритет в погашении отдается внешним долгам, которые были в списке реструктуризации, и собственники которых согласились на реструктуризацию, а также внешним долгам, которые не были в списке реструктуризации ( например, кредиты МВФ, Мирового банка). Долгам, которые были в списке реструктуризации, но собственники которых не согласились на реструктуризацию, присваивается низший приоритет и такие долги могут временно не погашаться. Данный пункт, по сути, позволяет не обслуживать российские евробонды (РФ неоднократно заявляла, что не согласиться на реструктуризацию) и долги перед другими внешними кредиторами, которые не согласятся на реструктуризацию, а будут в судебном порядке выбивать свои деньги. 

 o   3059 - дополнение Налогового кодекса статьями с целью:

-   выведения из-под налогообложения доходов нерезидентов по деривативам,

уменьшения финрезультата до налогообложения госпредприятий (КБ Южное, Укрмедпостач, Финпро и т.д. – список определяется Кабмином), обязательства которых брались под госгарнтии и теперь погашаются из госбюджета (доходы таких предприятий в приоритетном порядке будут идти на погашение задолженности перед государством и только то, что останется после выплат бюджету, будет подлежать налогообложению).

В связке с пакетом по реструктуризации шел законопроект №3060 об индексации социальных стандартов: повышении с 1 сентября на 13% прожиточного минимума и минимальной зарплаты.

2.    Риски схемы реструктуризации

После завершения переговоров с кредиторами (27 августа) и до дня голосования прошло три недели, в ходе которых в поддержку сделки выступил МВФ, США и ЕС, а Минфин использовал это время для убеждения парламента и общества в выгодности сделки. Основным камнем преткновения стал инструмент VRI, выплаты по которому - в зависимости от предположений, берущихся за основу -  могли существенно превысить сумму списания. 

Главные пункты приводятся ниже:

§   Списание 20% от суммы долга означает уменьшение общей суммы долга на 3,8 млрд. дол. США. Это составляет только 4,5% от прогнозного уровня долга на конец 2015 г., т.е. не приходиться говорить о существенном снижении долговой нагрузки.

§  Полученная отсрочка не распространяется на обслуживание долга, при этом стоимость его обслуживания повышается. Купон (процентная ставка) по облигациям увеличивается на 0,5%, хотя обсуждалось его снижение на несколько процентных пунктов.

§  Предложенный 20-ти летний механизм восстановления стоимости (VRI)  выглядит необычайно щедрым с украинской стороны. Выплаты по этому инструменту привязываются к темпам роста ВВП (свыше 3-4% ВВП) и не зависят от реструктуризированной суммы. Платежи будут осуществляться в случае достижения ВВП показателя 125 млрд. дол. США (прогноз МВФ на 2019 г.), но не раньше 2021 г. Такие условия содержат для Украины ряд существенных рисков:

Низкий порог, начиная с которого осуществляются выплаты. Порог, с которого начинаются выплаты (125,4 млрд. дол. США), почти гарантировано будет преодолен, если не в 2019 г., то в один из последующих годов. Для сравнения в 2013 г. ВВП составил 178 млрд. дол. США.

     -  Низкие темпы роста реального ВВП, начиная с которых производятся выплаты. Темпы роста 3-4% в год характерны для развитых стран, в то время как развивающиеся экономки как Украина, растут гораздо быстрее. К примеру, на протяжении 2000-2007 гг. рост ВВП превышал 5% в 7 годах из 8, в двух годах рост был выше 9%, а в 2004 г. превысил 12%.

Ценные бумаги привязанные к росту ВВП не подлежат досрочному выкупу. То есть Украина, если у нее появится возможность выплатить долги досрочно, не сможет этого сделать. Это означает, что отдавать часть ВВП придется на протяжении 20 лет, предусмотренных соглашением. В 2003-2004 гг. Босния посчитала необходимым выкупить похожие бумаги после того как поняла, что заложенные показатели, на которых базировались выплаты (ВВП на душу населения), были слишком пессимистичными.

Срок погашения реструктуризированных облигаций приходится на 2019-2027 гг., в то время как выплаты по инструментам стоимости будут осуществляться в 2021-2040 гг. Такой долгий период вызывает вопросы, поскольку даже с учетом дисконтирования компенсация списанной суммы может быть осуществлена всего за несколько выплат в случае устойчивых темпов роста в 2020-х годах. Предположив дефлятор ВВП 5%, 5% рост реального ВВП и темпы девальвации в год 2% в 2019-2025 гг., сумма выплат только к концу погашения облигаций (2027 г.), составит 7,5 млрд. дол. США, что почти вдвое превышает сумму номинального списания долга.

§   О рисках потерь для экономики от выпуска деривативов накануне заявил ряд политиков, напр., Виктор Пинзеник: «В случае восстановления темпов роста на уровне 2000-2008 гг. (6,9%) сумма выплат по VRI только за один год может в разы превышать объем списания. При таких темпах роста объем выплат может составить за год 1,31% ВВП».

3.    Итоги голосования

Принятию пакета по реструктуризации предшествовали личные встречи Министра финансов с фракциями накануне голосования. В случае не принятия пакета Украина была вынуждена либо огласить дефолт и ждать развития событий, либо погасив 500 млн. дол. по евробондам (23 сентября) и готовиться к новым переговорам с кредиторами, ухудшив при этом свои переговорные позиции.

В ходе двухчасового обсуждения в парламенте с резкой критикой пакета о реструктуризации выступили фракции Батькивщина (Тимошенко), Радикальной партии (Ляшко, Галасюк) и депутат от БПП Пинзеник. Последний заявил, что выплаты по VRI могут составить 450 млрд. дол.

Однако несмотря на бурные дебаты и критику пакет получил поддержку конституционного большинства ВР. Такой итог стал неожиданностью даже для правительства, однако с политической точки зрения является закономерным:

§    Голосование дает зеленый свет реструктуризации и снимает риски дефолта уже в 2015 г. со слабо прогнозируемыми  негативными экономическими последствиями.

§    Отдавать по VRI будет будущее поколение. Выплаты по VRI начнутся только в 2021 г. и будут ограничены потолком до 2026 г. Т.е. отчет для наибольшего объема выплат (в случае высокого роста экономики) начнется только через 10 лет, а последние выплаты завершаться через 25 лет. Это большой срок, за который нынешний состав политиков существенно ротируется.  

§      Голосование открыло калитку для повышения социальных стандартов, которое было раскритиковано всеми политическими силами как недостаточное, однако использовано и коалицией, и оппозицией как повод заявить о себе перед местными выборами.   

Принятие пакета по реструктуризации госдолга – основной шаг на пути закрытия сделки с кредиторами. После его вступления в силу мяч будет на стороне кредиторов, которые должны утвердить новые кредитные условия по каждому из 14 выпусков еврооблигаций.

Реструктуризация несет риски превышения выплат кредиторам над суммой списания при высоком росте экономики в будущем (свыше 5-7% в год начиная с 2026 г., что не является сверх - недостижимым результатом, как это пытается представить правительство).

 

 Позиция НоСЭП