Утверждение парламентом 4-х законов по реструктуризации госдолга дало «зеленый свет» началу технической процедуры обмена «старых» 14 выпусков еврооблигаций (11 выпусков – облигации внешнего госзайма и 3 выпуска – облигации внешнего займа ГП «Финпро») на новые ценные бумаги.
Основные этапы такого обмена состоят в следующем:
§
22
сентября Кабмин принял распоряжение №978, которым (1) разрешил мораторий на
выплаты по погашению и обслуживанию еврооблигаций с 23 сентября по 1
декабря 2015 г. Под мораторий попало 9 выпусков (7 – облигации госзайма и 2
– облигации Финпро), выплаты по которым попадают в этот период; (2) утвердил
основные условия обмена еврооблигаций и размещения деривативов, выплаты по
которым привязаны к темпам роста ВВП (условия согласованы с комитетом
кредиторов 27 августа).
§
23
сентября Минфин опубликовал текст меморандума с предложением по обмену
еврооблигаций и начал рассылку условий проведения долговой операции кредиторам.
§
До
12 октября кредиторы должны ознакомиться с условиями обмена и подать заявку на
участие в сборах кредиторов.
§
14
октября в Лондоне в офисе юридического советника Минфина White & Case LLP
состоятся встречи с кредиторами по каждому из 14 выпусков еврооблигаций. Чтобы
завершить сделку по обмену, реструктуризацию должны поддержать 75% держателей
облигаций, которые владеют не менее 66? % суммы долга (отдельно по каждому из 14 выпусков).
§
В
случае отсутствия кворума по какому-либо из выпусков еврооблигаций
предполагается проведение повторных сборов кредиторов, которые должны
состояться не ранее чем через 14 дней, но не позже чем через 42 дня после
первых сборов (т.е. с 28 октября по 25 ноября). На второй встрече – для
одобрения сделки достаточно будет, чтобы условия обмена поддержали 75%
держателей, которые владеют 33? суммы долга (в рамках данного конкретного
выпуска).
§
Исходя
из прогресса в проведении сборов кредиторов, операция по обмену старых
облигаций на новые + деривативы (т.е. выпуск новых бумаг) может / должна быть
финализирована не ранее 27 октября и не позднее 1 декабря.
§
В
то же время, исходя из условий меморандума, Украина в одностороннем порядке
может изменять даты, указанные в плане - графике реструктуризации.
Проблемные вопросы, которые будут
возникать в ходе юридического оформления сделки, а она вряд ли будет закрыта до
1 декабря, можно условно разделить на 2 группы:
§
Позиция несогласных сторон. В зоне прямого риска 3 выпуска из
14, включенных в периметр реструктуризации: 2 выпуска госзайма с погашением 23
сентября (500 млн. дол). и 13 октября (600 млн. евро) 2015 г., а также т.н.
«российские евробонды» с погашением 15 декабря 2015 г. (3 млрд. дол.).
o По первым двум выпускам часть кредиторов, которых представляет
юридическая компания Shearman & Sterling
LLP, и которые владеют блокирующим пакетом 25%+1, в конце прошлой недели
заявила о своем несогласии с условиями реструктуризации. Скорее всего, Минфин и
комитет кредиторов (Franklin Templeton) были готовы к такому развитию событий, так как
опубликованный меморандум предполагает более выгодные, чем общие, условия
обмена данных 2-х выпусков. Такие бумаги будут обменяны на новые еврооблигации
сроком погашения в 2019 г., тогда как остальные выпуски будут погашаться в 2020
– 2027 гг. Shearman & Sterling LLP
пока никак не отреагировала, насколько такая уступка удовлетворяет требования
его клиентов. Однако рынки ожидают, что вопрос с реструктуризацией данных 2-х
выпусков будет решен положительно.
o По облигациям с
погашением в декабре, российская сторона неоднократно заявляла о своем
несогласии на реструктуризацию. Как уже отмечал НОСЭП, вопрос требует
вмешательства со стороны МВФ, который должен определить статус займа –
коммерческий или официальный.
Заем был выпущен по
условиям Ирландской биржи, что явно указывает на его коммерческий статус.
Однако РФ напирает на то, что держателем бумаг выступает суверенный фонд
Национального благосостояния, а ставка купона по выпуску была гораздо ниже
рыночной на тот момент времени. Как ожидается, решение будет принято Советом
директоров МВФ в ноябре. Признание долга официальным, потребует от МВФ либо
перестать кредитовать Украину , либо внести изменения в свои же правила,
которые запрещают кредитовать страны, допустившие дефолт по долгам перед
другими государствами. Какое бы решение не принял Фонд, рынки склонны считать,
что исходя из политической ситуации, оно будет принято в пользу Украины. И РФ
не останется другого выхода, как либо в конечном итоге согласиться на
реструктуризацию, либо добиваться выплат в судебном порядке.
§
Объявление моратория на выплаты по
госдолгу до завершения сделки по реструктуризации:
o 23 сентября Минфин ожидаемо пропустил
платеж по погашению основной суммы еврооблигаций на сумму 500 млн. дол. и 17
млн. дол. процентов по данному выпуску. Так как сделка по реструктуризации
юридически не закрыта, такой шаг автоматически означает объявление Украиной
суверенного дефолта. Как ожидается случай дефолта будет зафиксирован
международными рейтинговыми агентствами по в ходе/ по истечении 10 дней , в
течение которых страна имеет льготный период произвести выплаты, что приведет к
снижению суверенного кредитного рейтинга Украины до уровня D (дефолт). Также на днях будет принято
решение по факту наступления выплат в связи с дефолтом по инструментам CDS (credit default swaps или т.н. страховка от дефолта). Из 18
млрд. дол. еврооблигаций в пакете реструктуризации страховка CDS распространялась на сумму в 396 млн.
дол.(т.е. около 2% от всего объема): в последнее время инвесторы не покупали CDS на Украину, так как такая страховка
стояла дорого.
o С учетом продолжающихся переговоров по
реструктуризации, наступивший дефолт, как показали торги 23-25 сентября, был
воспринят рынками спокойно и прогнозируемо, т.е. как технический или
«позитивный» дефолт (возникший из-за того, что стороны не успевают финализировать
долговую операцию). На данном этапе Минфин и рынки не ожидают массового
обращения кредиторов с взысканием долгов на основании применения положения о
кросс – дефолте, в соответствии с которым дефолт по одному выпуску
еврооблигаций автоматически тянет дефолт по остальным выпускам, срок погашения
которых еще даже не наступил. Объявление технического дефолта предусмотрено
условиями Меморандума с кредиторами и не должно повлиять на ход долговой
операции.
o Вместе с тем, то, что единичные обращения кредиторов с исками к Украине будут (напр., со стороны РФ или так называемых инвестиционные фондов-стервятников, несогласных с реструктуризацией), не вызывает сомнений. Объем требований таких кредиторов будет понятен ближе к 1 декабря. Однако Украине уже сегодня следует готовиться к длительным судебным разбирательствам с попытками ареста государственного имущества и счетов зарубежом.
Украина
начала юридическое оформление сделки с кредиторами, что при нормальном развитии
событий займет от одного до двух месяцев. Задача правительства и НБУ на этот
период – подготовиться к возможным судебным искам со стороны кредиторов,
несогласных на реструктуризацию, а также не допустить спекулятивной
дестабилизации на валютном рынке после присвоения стране дефолтных
рейтингов.
Комаров Владислав