МВФ НЕ ДОВОЛЕН УКРАИНОЙ?

08/10/2015
Моніторингові продукти
МВФ НЕ ДОВОЛЕН УКРАИНОЙ?

Минфин анонсировал повторный визит технической миссии МВФ в рамках второго пересмотра программы EFF. Как ожидается, Фонд повторно приедет в Киев в начале ноября. 

Техническая миссия МВФ пребывала в Киеве с 22 сентября по 3 октября. По итогам работы технической миссии Фонд на своем сайте разместил скупой пресс-релиз в характерных нейтрально-позитивных тонах:  

§  переговоры продолжаются в конструктивном ключе – задержка связана с необходимостью до-согласования и конкретизации направлений проведения экономической политики  в 2016;

§  Фонд отметил признаки постепенной макростабилизации в последние месяцы (стабильный курс, рост резервов, рост гривневых депозитов, замедление роста инфляции), правда, попутно ухудшив итоговый прогноз падения ВВП с 9 до 11% в 2015 г. (прогноз НБУ – 11,6%);

§  за время, прошедшее с момента выделения второго транша (август), предприняты отдельные шаги в таких направлениях как улучшение инвест-климата, приватизация, госуправление, однако приложение гораздо больших усилий необходимо в этих сферах для восстановления устойчивого роста;

§  отдельно упомянута тема поиска компенсаторов разовой потери доходов бюджета (снижение прибыли НБУ, отмена импортного сбора и т.д.) и увеличений расходов на выплату субсидий в следующем году.

Украинская сторона (ни Минфин, ни НБУ) вообще не стали комментировать итоги работы миссии. То, что причиной такого молчания крылась в не выполнении Украиной (всех) заложенных ко второму  пересмотру качественных критериев эффективности, было и так понятно. Косвенно 7 октября на заседании Кабмина это подтвердил А.Яценюк, призвав всех ускориться с назначением анти -коррупционного прокурора и запуском Национального антикоррупционного агентства, «иначе не будет не безвизового режима, ни транша МВФ». 8 октября издание Апостроф, которое ранее первым из интернет-СМИ опубликовало оба меморандума с МВФ по программе EFF, со ссылкой на свои источники обнародовало полный список претензий к Украине со стороны МВФ:

§  Не выполнение структурных маяков. Для успешного сентябрьского пересмотра программы украинским властям необходимо было выполнить не так много структурных маяков по реформам (практически все количественные критерии эффективности Украина в 2015 г. выполняет с запасом). Таких структурных маяков на конец сентября 2015 г. было всего три: (1) создание антикоррупционной прокуратуры, осуществляющей надзор за НАБ, а также обеспечение своевременного доступа НАБ к информации других госучреждений; (2) принятие постановления КМУ о приватизации 5 госпредприятий из списка приоритетных объектов, подлежащих приватизации; (3 ) информирование банков об отклонениях в рисках по кредитам со связанными лицами. Первые два маяка Украина на конец сентября не выполнила. 

§  Затягивание налоговой реформы. Фонд (1) не удовлетворён значительными разногласиями внутри коалиции по выбору модели налоги реформы, что приводит  к затягиванию разработки проекта бюджета; (2) отсутствием реальных компенсаторов потерь бюджета и ПФ в 2016 г. в варианте Минфина, не говоря уже о варианте парламентского комитета (речь идет, прежде всего, об отсутствии компенсаторов снижения ЕСВ).  

§  Не завершены/ затягиваются процедуры стресс-тестов и разработки планов капитализации 20 крупнейших банков (Гонтарева признала смещение сроков минимум на месяц)

§  Растущий популизм внутри коалиции на фоне местных выборов (в т.ч. призывы снижать тарифы).

Украина не получит третий транш в размере 1,7 млрд. дол. в октябре, что было в целом ожидаемо. График предоставления траншей сбился еще летом, когда Украина на 2 месяца затянула первый пересмотр программы (2-й транш был получен в августе, вместо июня). Кроме того, Фонд закономерно взял паузу до начала ноября, ожидая ускорения реформ, прежде всего, по борьбе с коррупцией, завершения местных выборов и при благоприятном развитии событий – закрытия сделки по реструктуризации госдолга.

В таком временном графике Украина сможет претендовать на 3-й транш в декабре 2015 г. при соблюдении ряда условий: выполнении упомянутых структурных маяков ( маяк по приватизации, скорее всего, будет перенесен), принятии решения по налоговой реформе (наиболее очевидный исход – это ее перенос на 2016 г. либо взятие за основу консервативного подхода Минфина), завершении стресс-тестов банков и сделки по реструктуризации госдолга.

При этом объединение 3-го и 4-го траншей (последний должен быть выдан по итогам декабрьского пересмотра EFF) будет возможным только при условии существенного расширения повестки реформ для Украины. Уже сегодня можно предположить, что одним из наиболее спорных и неоднозначных пунктов такой повестки станет новый раунд реформы пенсионного законодательства, обещанный как раз на конец года.     

Позиция НоСЭП