МВФ ИЗМЕНИТ ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ КРЕДИТОВАТЬ УКРАИНУ

29 октября 2015 г. повторная встреча сборов кредиторов по российским евробондам не состоялась по причине отсутствия кворума.

30/10/2015
Моніторингові продукти
МВФ ИЗМЕНИТ ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ КРЕДИТОВАТЬ УКРАИНУ

В этот же день  директор департамента коммуникаций Джерри Райс заявил, что МВФ «в ближайшем будущем примет решение об изменении своей политики, что позволит продолжать кредитование тех стран, которые имеют задолженность перед официальным кредитором». 

То, что повторная (и она же последняя встреча) с собранием кредиторов (Российский фонд национального благосостояния, РФНБ), владеющим выпуском еврооблигаций на 3 млрд. дол. с погашением в декабре 2015 г., не состоится – было более чем ожидаемым. Однако возможность проведения повторных встреч была предусмотрена Меморандумом о реструктуризации, и Украина, зарезервировав такую встречу в Лондоне на 29 октября, выполнила все юридические формальности для завершения долговой операции. Теперь по 13 из 14 выпусков, собственники которых дали согласие на реструктуризацию, до 12 ноября будут выпущены и зарегистрированы новые еврооблигации. Судьба т.н. российских еврооблигаций все еще остается подвешенной, однако в свете последних заявлений МВФ – развязка уже близко:

§  Скорее всего, в Фонде не исключает возможности признания за таким выпуском статуса суверенной задолженности.

§  Вместе с тем, официальный представитель Фонда впервые прямо заявил, что МВФ пересмотрит свои внутренние правила, запрещающие кредитовать страны, допустившие дефолт по внешним суверенным обязательствам перед другим государством - членом МВФ. Как ожидается, исполнительный совет Фонда может рассмотреть этот вопрос в конце ноября. Тогда же или раньше может быть принято решение о статусе российских евробондов (коммерческий vs суверенный).

§  По информации Bloomberg, МВФ намерен распространить соответствующие изменения не на все случаи дефолта, а лишь на те, когда имеет место «недружелюбное» поведение либо прямая агрессия со стороны кредитора по отношению к стране должнику.  Эта идея обсуждалась и зрела внутри Фонда уже давно, а кейс Украины, которая является одним из самых крупных реципиентов кредитной поддержки Фонда, подтолкнул принятие решения.

§  Министр финансов РФ Силуанов выразил обеспокоенность политизацией вопроса реструктуризации украинского госдолга. По его мнению, Украина не должна получить «индульгенцию» от МВФ, так как не предпринимала добросовестных попыток договориться с официальным кредитором, что будет противоречить обновленной политике Фонда. Такую позицию (РФ) вряд ли можно назвать убедительной: Украина неоднократно приглашала РФ (суверенный фонд национального благосостояния) принять участие в реструктуризации, проведя два раунда встреч с кредиторами в Лондоне.

Озвученное намерение МВФ является, несомненно, благоприятным для Украины: (1) снимает один из возможных барьеров на пути получения очередного транша Фонда; (2) усилит ее переговорные позиции с РФ и не исключено – «простимулирует» российскую сторону к поиску альтернативного варианта решения проблемы с возвращением украинского долга без инициирования длительных судебных разбирательств.

Примечательно, что в тот же день 29 октября начали появляться первые информационные вбросы (пока не подтвержденные, но обсуждаемые рынками) о возможном новом «рыночном» варианте реструктуризации долга перед РФ. Его суть в том, что евробонды с баланса РФНБ передаются на баланс государственного Внешэкономбанка и затем вносятся, напр., в качестве субординированного долга в капитал дочернего украинского Проминвестбанка, который через N лет времени (5-7лет) предъявит их к погашению с определенным дисконтом. Таким образом, убивается два зайца: во-первых, на бумаге закрывается проблема с докапитализации ПИБ как в текущем моменте, так и в будущем (что выгодно и для акционеров, т.к. не вносятся живые деньги, и для Украины, т.к. повышает капитал банковской системы ), во-вторых, сделка позволяет сохранить лицо обеим сторонам в вопросе разрешения «украинского долгового кризиса». Несмотря на всю кажущуюся экзотичность предложенного варианта, он не является чем-то совсем недостижимым.

МВФ впервые дал четко понять, что трактует спор в отношении российских евробондов в пользу Украины. Такое решение может подтолкнуть, прежде всего, РФ к поиску компромиссного варианта реструктуризации украинского госдолга, не прибегая к судебным разбирательствам. 

 

 Владислав Комаров