ЕБРР УХУДШИЛ МАКРОПРОГНОЗ ПО УКРАИНЕ

5 ноября ЕБРР опубликовал обновленный прогноз экономического роста по Украине на 2015-2016 гг.

06/11/2015
Моніторингові продукти
ЕБРР УХУДШИЛ МАКРОПРОГНОЗ ПО УКРАИНЕ

ЕБРР ухудшил прогноз темпов роста ВВП на 2015 г. с -7,5% до -11,5%, на 2016 г. с +3% до +2%. Пересмотр прогноза в сторону ухудшения был ожидаемым: ранее это сделали все основные МФО и рейтинговые агентства. Как можно увидеть из таблицы (ниже), на сегодня консенсусное мнение таково, что падение экономики в 2015 г. составит в пределах 11-12%, а на 2016 г. ожидается более чем скромный рост на уровне 2%.

Обобщенный прогноз по инфляции: можно ожидать роста цен в пределах 50% на конец 2015 г. и 12% на конец 2016 г. ( ЕБРР не предоставил своего прогноза по инфляции).

ВВП,%

Инфляция,%

2015

2016

2015

2016

ЕБРР

-11,5

2

н.д

н.д

Всемирный банк

-12

1

50,8

12,2

МВФ

-11

2

50

14,2

Fitch

-10

2

н.д

н.д

S&P

-15

2

55

20

НБУ

-11,6

2,4

44

12

МЕРТ

-11

2

46

12


ЕБРР не дает детального пояснения к своему прогнозу по Украине, отмечая лишь два момента:

(1)  есть осторожные признаки того, что экономика под конец первого полугодия 2015 г. достигла своего дня и начинает восстанавливаться (это действительно так, что видно практически по всем отраслевым показателям, по которым в III-м квартале 2015 г. фиксируется сокращение темпов падения, особенно в промпроизводстве и транспорте).[1]

(2)  возможное продолжения эскалации конфликта на Востоке остается основным риском, который будет подрывать доверие рынков и обуславливать более медленное восстановление экономики в 2016 г.; помимо этого негативное влияние на Украину и страны в регионе будет оказывать замедление экономики Китая (будет обуславливать продолжение цикла низких цен на сырьевой экспорт), продолжение рецессии в РФ ( ЕБРР прогнозирует падение ВВП на 1,2% в 2016 г.) и слабое восстановление роста в ЕС (ключевой риск – провал программы по реструктуризации госдолга в Греции, что может привести к новым экономическим шокам в Еврозоне).

 

За 2014 -2015 гг. падение ВВП составит 18%. Поэтому выход на прогнозные 2% роста в 2016 г. и 3-4% в последующие годы, как это прогнозируют МВФ и Всемирный банк, не является большим достижением для Украины, потенциальный долгосрочный рост для которой составляет не менее 4,5% (докризисные оценки МВФ). Такими темпами Украине понадобиться в лучшем случае не менее 5 лет, чтобы отыграть падение и вернуться на уровень ВВП 2013 г. 

Для ускорения роста необходимы рецепты, которые выходят за рамки программы МВФ,  напр., в части существенного снижения уровня налоговой нагрузки, проведения умной индустриальной (отраслевой) политики по поддержке нынешних и будущих точек роста. Это впрочем не снимает с Украины необходимость проведения реформ по улучшению качества государственных институтов ( судебная реформа, децентрализация, реформа правоохранительных органов, борьба с коррупцией и т.д.) и дерегуляции экономики в широком смысле.

Однако после объявления дефолта и реструктуризации госдолга Украина стала еще более зависимой от внешней поддержки МВФ и других кредиторов, поэтому шансов на самостоятельную экономическую политику у нынешних властей в ближайшие полтора-два года немного: это хорошо показывает последняя дискуссия о налоговой реформе. Скорее всего, вопросы ускорения экономического роста (за счет целенаправленного влияния государства на структурные изменения в экономике) могут встать в реальную повестку дня  не ранее середины 2017 г. – по мере укрепления макроэкономической стабилизации, открытия внешних рынков заимствований и большего притока ПИИ.  

Если не будет дальнейшего обострения ситуации на Донбассе, Украина с большой уверенностью покажет рост уже в последнем квартале 2015 г. (к последнему кварталу 2014 г. ) и выйдет на 2-х процентный рост в 2016 г. Однако с прогнозными темпами роста экономики в 3-4% в последующие годы Украина наверстает падение экономики в 2014-2015 гг. только к концу 2020 г.

По мере стабилизации экономики в 2016 г. и открытия внешних рынков капитала украинским властям необходимо переходить к более про-активной политике стимулирования экономического роста, в т.ч. в рамках умной индустриальной (отраслевой ) политики по поддержке отдельных секторов, отраслей, видов деятельности, технологий, территорий и др. Такая политика должна быть направлена на интенсификации структурных изменений в экономике, стимулирующих рост производительности, создание новых продуктивных рабочих мест, производство товаров и услуг с большей добавленной стоимостью, создание новых более сложных и диверсифицированных связей на макро- (между отраслями, видами деятельности) и микроуровнях (отдельными предприятиями), включение в глобальные производственные, логистические, сбытовые цепочки т.д.

 

 НоСЭП



[1] На самом деле статистически дно падения было достигнуто еще по итогам первого квартала с темпами падения «минус»» 17,2% год-к-году, во втором квартале падение замедлилось до 14,6%; в третьем квартале можно ожидать падение на уровне «минус» 10%, в четвертом квартале – будет даже зафиксирован небольшой рост в пределах 1%. Однако уверенность в прохождении дна кризиса появилась после затухания активной фазы военного конфликта на Донбассе в сентябре 2015 г.