МЭРТ ЗАЯВЛЯЕТ О ГОТОВНОСТИ К ТОРГОВОЙ ВОЙНЕ С РФ С 1 ЯНВАРЯ 2016 Г.

13 ноября на часе вопросов к правительству в Раде глава МЭРТ А. Абромавичус в очередной раз подтвердил, что ЗСТ с ЕС заработает в полноценном режиме с начала следующего года. Для Украины это означает введение торговых санкций со стороны РФ. Замминистра М

13/11/2015
Моніторингові продукти
МЭРТ ЗАЯВЛЯЕТ О ГОТОВНОСТИ К ТОРГОВОЙ ВОЙНЕ С РФ С 1 ЯНВАРЯ 2016 Г.

С началом работы ЗСТ 1 января 2016 г.  автоматически вступает в силу постановление правительсва РФ « О мерах таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина». Этим постановлением вводится обычный режим наибольшего благоприятствования, и будут введены (подняты с нулевого уровня) таможенные пошлины на ряд товаров, ввозимых из Украины на территорию РФ (а значит и Евразийского экономического союза), «в отношении которых возникают наибольшие риски негативных последствий для российских производителей от применения Соглашения об ассоциации». Как заявил премьер-министр РФ Медведев,  список такой продукции включает продовольствие, продукцию легкой и обрабатывающей промышленности, а также другие товары. Кроме того, РФ угрожают ввести эмбарго (запрет на ввоз) на отдельные украинские продовольственные товары: мясо, колбасные изделия, молоко и молочные продукты, фрукты, овощи, ряд других готовых пищевых продуктов и рыба.

 

По оценкам МЭРТ, ситуация с эскалацией с 1 января 2016 г. торгового конфликта между РФ и Украиной является «сложной, но не критической»:

§  Пик торгового шока (от сокращения экспорта в РФ) уже пройден. Сокращение украинского экспорта в Россию идет с 2013 года. Доля России в общем объеме экспорта украинских товаров сократилась с 25,6% в 2012 г. до 12,5% в первой половине 2015 г. В первой половине 2012 г. Украина экспортировала в РФ товаров на 8,77млрд. дол., первом полугодии 2013 г. – 7,58 млрд. дол., H1 2014 г. – 5,71 млрд. дол,  тогда как в первой половине 2015 г. – 2,3 млрд. дол. (т.е. за 4 года проседание составило почти 75%). Наибольшее сокращение поставок (по отдельным товарным группам в сотни раз) пришлось  на АПК, машиностроение и металлургию (см. рисунок в приложении). 


§  Из-за сокращения общих объёмов экспорта в РФ и уже действующих значительных ограничений в общей торговле, введение торговых санкций будет менее чувствительным для Украины, чем если бы они вводились несколько лет назад.  По оценкам МЭРТ, в общем объеме поставок в Россию доля групп товаров, которые являются объектами торговых ограничений, в 2012 году была 19,4%, а по итогам шести месяцев 2015 года составила 7,6% (см. рисунок). Если брать для подсчета фактический экспорт в Россию за первое полугодие 2015 года ($2318,2 млн.), то под продуктовое эмбарго попадают товары на сумму $62,1 млн, а под установление таможенных тарифов – товары на $455,5 млн.

 В итоге в МЭРТ оценивают, что введение эмбарго приведет к сокращению экспорта на сумму порядка $140-205 млн, а установление таможенных тарифов может сократить экспорт на $167-239 млн. Т.е. речь может идти о дополнительном сокращении экспорта в РФ от введения импортных пошлин и эмбарго в пределах до 10% (если отталкиваться от ожидаемого объема экспорта в РФ по итогам 2015 г.).

§  МЕРТ готов отстаивать интересы украинских экспортеров, используя инструменты ВТО. Недавно министерство подало свой первый иск против РФ в ВТО относительно дискриминации экспорта вагонов и стрелочных переводов. В ближайшее время МЭРТ также планируют подать еще одну жалобу, теперь уже по пищевой продуктовой линейке.

 

В то же время, негативный эффект от нового раунда торговой войны с РФ нельзя недооценивать:

§  РФ остается вторым после ЕС крупнейшим торговым партнером Украины, на которого приходится 12 процентов украинского экспорта. МЕРТ прогнозирует новые торговые санкций со стороны РФ в 2016 г. кумулятивно обойдутся Украине до 0,2% снижения промышленного производства, до 0,4% снижения с/х производства и до 0,3% снижения ВВП, что не так-то и мало с учетом того, что вся экономика вырастет на 2%.

§  Рассмотрение страновых исков в ВТО – длительная бюрократическая процедура, которая может занимать до 2-3 лет., тем более что иск по производителям пищевой продукции еще даже не подан. РФ, будучи членом ВТО, ввел эмбарго на ввоз длинной линейки пищевых продуктов из ЕС. Поэтому ожидать в ближайшее время смягчения санкций РФ в отношении украинских экспортеров, в т.ч. под давлением ВТО, не приходится.

§  Ситуация обостряется тем, что потерянные рынки РФ и Евразийского экономического союза слабо компенсируются поиском новых рынков сбыта и расширением нашего экспорта в страны ЕС[1]. Причины такого положения дел известны и не могут сводиться исключительно к войне на Донбассе и плохой внешнеэкономической конъюнктуре. Необходима более про-активная внешнеторговая политика и поддержка экспортеров, чтобы минимизировать негативные последствия кризиса и потери внешних рынков в странах Таможенного союза. Пока же реальных подвижек в этом направлении немного:

-       Несмотря на многочисленные разговоры, так и не заработало экспортно-кредитное агентство, которое бы занималось страхованием, гарантированием и кредитованием экспорта. МЕРТ обещает запустить такое агентство со специализацией на первых двух функциях (функция кредитования отойдет Укрэксимбанку) с 2016 г. Однако на сегодня нет ни зарегистрированного законопроекта на эту тему, ни понятных источников финансирования его запуска.

-       Не работают механизмы про-активного продвижения интересов украинских производителей на внешних рынках инструментами экономической дипломатии (через систему МИД, МЭРТ, ТПП и т.д.). Усилия украинского правительства в этом направлении оказались заточенными скорее на процесс и на  PR, чем на результаты.  Речь идет об организации советов экспортеров (созданы как при МИД, так и МЭРТ ); проведении многочленных торговых саммитов; перезапуск официального веб-сайта для экспортеров (релевантность информации на котором к тому же сомнительна). Меры полезные и нужные, но только при условии конкретных шагов по поддержке экспорта. Недавно министр экономики, А.Абромявичус,  анонсировал создание системы торговых представительств за рубежом, 6 из которых должны будут заработать до конца 2015 г. (из них половина в ЕС). С учетом оставшегося времени, до конца не проработанной идеи организации и финансирования таких учреждений, в их реальный старт с начала следующего года верится с большим трудом.

-       Однако даже если это и произойдет, остается нерешенными главные вопросы. Каковы конкурентные преимущества украинского экспорта в условиях меняющегося геополитического и геоэкономического ландшафта?  Какие товарные и географические рынки для Украины являются перспективными? Без ответа на эти вопросы любые попытки «промоутить» экспорт  будут выглядеть как попытка поставить телегу впереди лошади. Появление экспортной стратегии МЭРТ анонсировал еще на конец сентября, однако до сих пор публично она так и не представлена, что накладывает свой отпечаток на слабые темпы географической и продуктовой диверсификации и экспансии украинского экспорта, в т.ч. на европейском направлении.

 

Хотя пик торгового шока в отношениях с РФ уже пройден, но новые торговые санкции не останутся незамеченными. По консервативным оценкам МЭРТ, новый раунд торговой войны с РФ может привести к снижению ВВП на 0,3%, что не так и мало на фоне ожидаемого роста экономики на 2% в 2016 г. Для компенсации потерь экспортеров необходима более про-активная внешнеторговая политика: принятие новой экспортной стратегии, которая бы расставила приоритеты в поддержке экспортеров исходя из необходимости поиска новых товарных и географических рынков; максимизация выгод ЗСТ с ЕС (проведение переговоров об увеличении квот на беспошлинный ввоз, поддержка в выходе на рынки ЕС с целью адаптации к европейским стандартам, в т.ч. получении сертификатов соответствия, маркировки продукции и т.д.); запуска реально работающих механизмов продвижения украинского экспорта (через экспортно-кредитное агентство и новую систему торговых представительств за рубежом ).    

НоСЭП

[1] Напр., в 2014 г. экспорт товаров в страны ЕС-28 вырос на скромные 1,4% или на 250 млн. дол. (при этом суммарный экспорт товаров и услуг в страны ЕС по итогам прошлого года уменьшился на 50 млн. дол.). Однако уже в 2015 г. в торговле на европейском направлении произошел значительный спад: за первые 7 месяцев 2015 г. (против аналогичного периода прошлого года) товарный экспорт в страны ЕС обвалился на 3,5 млрд. дол. или на 37,9%.