СТИМУЛИРУЮЩИЙ ТАРИФ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ОТ НКРЭКУ: НОВЫЙ ВИТОК РОСТА ТАРИФОВ?

12 ноября вступили в силу новые параметры стимулирующего регулирования в сфере электроэнергетики. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила закладываемую для энергоснабжа

13/11/2015
Моніторингові продукти
СТИМУЛИРУЮЩИЙ ТАРИФ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ОТ НКРЭКУ: НОВЫЙ ВИТОК РОСТА ТАРИФОВ?

Ранее сообщалось о намерении НКРЭКУ перевести на новое тарифообразование 6 частных облэнерго – Винницаоблэнерго, ДТЭК Днипрооблэнерго, Киевоблэнерго, Кировоградоблэнерго, Львовоблэнерго и Прикарпатьеоблэнерго уже с января 2016 г.

Сегодня тарифы для облэнерго определяются на основе методики затраты плюс инвестиционная составляющая. Такое тарифообразование ведет к раздуванию монополиями своих издержек, которые НКРЭКУ в большинстве случаев закладывает в тариф на электроэнергию. Иными словами перекладывает на конечного потребителя – промышленность, население, бюджетную сферу и т.д. В развитых странах стимулирующее регулирование естественных монополий доказало свою эффективность. Заложенные в тарифы стимулы привели к снижению естественными монополиями по прошествии определенного времени тарифов и повышению качества оказываемых услуг (средняя продолжительность отключения каждого клиента). В Украине же все происходит с точностью до наоборот – цена для потребителя значительно вырастет, а на повышения качества услуг до европейского уровня не надеется даже регулятор:

o   Экс-член НКРЭКП А. Герус подсчитал, что переход на новое формирование тарифов для всех энергоснабжающих компаний приведет к повышению тарифов на 12-15 млрд. грн. Для первых шести облэнерго тарифы должны быть повышены на 100%, что будет стоить потребителям 3 млрд. грн. в 2016 г. По его словам все запланированное в пять этапов повышение тарифов для населения пойдет собственникам облэнерго.

o   Повышение НКРЭКУ нормы рентабельности на старую базу активов до 5% является абсолютно необоснованным. Старая база активов уже сформирована за счет тарифов для потребителей. В 2013 г. все компании были согласны перейти на рентабельность в 0% в первый год с повышением на 1% каждый год в течении следующих трех лет.

o   Рентабельность на новую базу активов составляет 14,79%. Показатель был рассчитан в 2013 г. и к его обоснованности сегодня есть ряд вопросов. Такой высокий показатель вместе с требованием НКРЭКУ реинвестировать только 50% прибыли приведет к новому витку роста тарифов.

o   В новом постановлении НКРЭКУ требования регулятора по снижению средней продолжительности отключения клиента увеличены для городской и сельской территории до 150 и 300 минут на протяжении 8 лет. До этого они составляли 40 и 70 минут соответственно. В своем плане после перехода на новое регулирование Киевоблэнерго обещает его снизить за три года до 450 минут для городской и 986 минут для сельской территории. Для сравнения в Германии этот показатель составлял 12,9 минут в 2013 г. Даже после предполагаемых инвестиций на протяжении 8 лет этот показатель будет ниже нынешнего европейского как минимум в 10 раз.

o   Еще одним важным моментом является бухгалтерская, а не рыночная стоимость активов, на которую будет насчитываться прибыль. Бухгалтера из Большой Четверки подставят данные облэнерго по стоимости фондов в методологию НКРЭКУ и подтвердят правильность расчета тарифа. В то же время гораздо более точно показывает рыночную стоимость бизнеса котировка акций на фондовом рынке или продажа на открытом конкурсе.

 

Тариф для 6 частных облэнерго с января 2016 г. может вырасти на 100% после утверждения новой методологии расчета тарифа на основе регулирования стоимости базы активов. Параметры рентабельности активов облэнрго завышены, в то время как целевые индикаторы качества в 10 раз ниже европейских. В Европе использование этой методологии привело к снижению тарифов для потребителей и повышению качества услуг. В Украине в условиях высокого уровня коррупции даже использование прогрессивной методологии может привести к негативным последствиям для потребителей, расходы которых вырастут на 12-15 млрд. грн. в год после перевода на новый тариф всех облэнерго.