12 ноября вступили в силу новые параметры стимулирующего регулирования в сфере электроэнергетики. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила закладываемую для энергоснабжа
Ранее сообщалось о намерении НКРЭКУ перевести на новое тарифообразование 6 частных облэнерго – Винницаоблэнерго, ДТЭК Днипрооблэнерго, Киевоблэнерго, Кировоградоблэнерго, Львовоблэнерго и Прикарпатьеоблэнерго уже с января 2016 г.
Сегодня тарифы для
облэнерго определяются на основе методики затраты плюс инвестиционная
составляющая. Такое тарифообразование ведет к раздуванию монополиями своих
издержек, которые НКРЭКУ в большинстве случаев закладывает в тариф на
электроэнергию. Иными словами перекладывает на конечного потребителя –
промышленность, население, бюджетную сферу и т.д. В развитых странах
стимулирующее регулирование естественных монополий доказало свою эффективность.
Заложенные в тарифы стимулы привели к снижению естественными монополиями по
прошествии определенного времени тарифов и повышению качества оказываемых услуг
(средняя продолжительность отключения каждого клиента). В Украине же все
происходит с точностью до наоборот – цена для потребителя значительно вырастет,
а на повышения качества услуг до европейского уровня не надеется даже регулятор:
o Экс-член НКРЭКП А. Герус
подсчитал, что переход на новое формирование тарифов для всех энергоснабжающих
компаний приведет к повышению тарифов на 12-15 млрд. грн. Для первых шести
облэнерго тарифы должны быть повышены на 100%, что будет стоить потребителям
3 млрд. грн. в 2016 г. По его словам все запланированное в пять этапов
повышение тарифов для населения пойдет собственникам облэнерго.
o Повышение НКРЭКУ нормы
рентабельности на старую базу активов до 5% является абсолютно необоснованным.
Старая база активов уже сформирована за счет тарифов для потребителей. В 2013
г. все компании были согласны перейти на рентабельность в 0% в первый год с
повышением на 1% каждый год в течении следующих трех лет.
o Рентабельность на новую базу
активов составляет 14,79%. Показатель был рассчитан в 2013 г. и к его
обоснованности сегодня есть ряд вопросов. Такой высокий показатель вместе с
требованием НКРЭКУ реинвестировать только 50% прибыли приведет к новому витку
роста тарифов.
o В новом постановлении НКРЭКУ
требования регулятора по снижению средней продолжительности отключения клиента
увеличены для городской и сельской территории до 150 и 300 минут на протяжении
8 лет. До этого они составляли 40 и 70 минут соответственно. В своем плане
после перехода на новое регулирование Киевоблэнерго обещает его снизить за три
года до 450 минут для городской и 986 минут для сельской территории. Для
сравнения в Германии этот показатель составлял 12,9 минут в 2013 г. Даже после
предполагаемых инвестиций на протяжении 8 лет этот показатель будет ниже
нынешнего европейского как минимум в 10 раз.
o Еще одним важным моментом
является бухгалтерская, а не рыночная стоимость активов, на которую будет
насчитываться прибыль. Бухгалтера из Большой Четверки подставят данные
облэнерго по стоимости фондов в методологию НКРЭКУ и подтвердят правильность
расчета тарифа. В то же время гораздо более точно показывает рыночную стоимость
бизнеса котировка акций на фондовом рынке или продажа на открытом конкурсе.
Тариф для 6 частных облэнерго с января 2016
г. может вырасти на 100% после утверждения новой методологии расчета тарифа на
основе регулирования стоимости базы активов. Параметры рентабельности активов
облэнрго завышены, в то время как целевые индикаторы качества в 10 раз ниже
европейских. В Европе использование этой методологии привело к снижению тарифов
для потребителей и повышению качества услуг. В Украине в условиях высокого
уровня коррупции даже использование прогрессивной методологии может привести к
негативным последствиям для потребителей, расходы которых вырастут на 12-15
млрд. грн. в год после перевода на новый тариф всех облэнерго.