ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛИСЬ

По итогам десяти месяцев 2015 года грузооборот сократился на 8,4%, перевозки грузов – на 14,3%, пассажирооборот – на 9,6%, пасажироперевозки – на 13,9%.

17/11/2015
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛИСЬ

Как и предполагал АЦ «НОСЭП» в предыдущих анализах работы транспортной отрасли, этот сегмент экономики в последние месяцы нащупал дно падения. Уже 10 месяцев наблюдается сокращение темпов падения, в частности в грузовом сегменте перевозок. Их пик пришелся на январь-февраль 2015 года, когда падение объемов составило -23,5%...-22,3%.

Постепенное ухудшение от месяца к месяцу базы сравнения привело к тому, что с каждым месяцем отставание сокращалось, и к началу ноября 2015 г. темпы падения грузооборота (-8,4%) практически сравнялись с прошлогодними на эту же дату (-8,0%). Поэтому, с учетом продолжения ухудшения ситуации в ноябре-декабре 2014 года, можно предположить, что сектор грузоперевозок закончит 2015 год с лучшими результатами и меньшим падением, чем год назад. Этому может помешать разве что форс-мажор в виде, к примеру, резкого обострения обстановки на востоке страны или террористических актов на крупных объектах транспортной инфраструктуры, о возможности которых несколько дней назад предупредило МВД УКраины.

Однако оптимистичной назвать ситуацию в транспортной отрасли нельзя.

Чтобы получить более достоверную оценку – есть резон сравнивать 2015 год с 2013 годом (последним годом стабильности, когда экономика уже стагнировала, но на ней не сказывались боевые действия на Донбассе летом-осенью 2014 года, а также политические потрясения прошлого года, связанные с чередой досрочных выборов, пост-революционными перестановками во власти с недостаточно эффективным и профессиональным госуправлением ).

В этом сравнении (2015/2013) – картина выглядит плохо.

Если весной в грузовом сегменте наблюдалась достаточно оптимистичная положительная динамика, то летом и особенно осенью наблюдается стабилизация темпов падения в коридоре -15,5…-16,5%.

В сегменте пассажирских перевозок наблюдалась обратная картина – постепенное падение (за исключением положительной динамики в феврале) и с начала лета – пребывание на дне, которое измеряется диапазоном -19,5…-20,5%..

Причина такого положения дел – с одной стороны, рост цен на транспортные услуги в целом на 41,6% в 2014 году и еще на 19,8% только с начала 2015 г. (в том числе на железнодорожные пассажирские перевозки на 8,9%, автотранспортные перевозки – на 29,5%[1]), с другой стороны – падение реальных доходов граждан, вызванные высокой инфляцией ( 24,9% в 2014 г. и дополнительно 39,5% в январе-октябре 2015 г.), резко возросшей убыточностью бизнеса и сокращением объемов промышленного производства ( в силу чего потребность в транспортных услугах существенно уменьшилась).

Если посмотреть на результаты работы транспортных подотраслей – то следует отметить, что увеличился товарооборот лишь в сегменте водного (на 2,6%) транспорта, но он играет крайне малую роль в грузоперевозках – 1,8%.

Если по итогам 7-ми месяцев рост давали еще и авиационные перевозки (+2,6%), то в последующие три месяца ситуация ухудшалась, вследствие чего кумулятивным итогом за 10 месяцев падение составляет уже двузначную цифру ( -10,8% по обороту и -11,9% по грузам, которых за 10 месяцев перевезено всего 100 тыс. тонн, что в 2,2 раза меньше, чем перевозилось два года назад). По итогам января-октября 2015 г. именно грузовые авиаперевозки вышли в лидеры по темпам падения среди всех транспортных подотраслей.

Заметно улучшилась ситуация в трубопроводном сегменте (-7,5%), который ушел с последнего места, заметно сократив темпы падения объемов именно благодаря результатам работы в октябре.  Перекачка аммиака сократилась на 3,5%, газа – на 5,8%, транзит аммиака сократился на 1,0%. Вместе с тем, следует отметить, что впервые с начала 2015 года наблюдается хоть и незначительный, но рост транзита нефти и газа (на 0,9% и 0,7% соответственно).

Практически стабильны в последние месяцы темпы падения в сегменте автомобильных перевозок (-10,4%), которым никак не отойдут от зимне-весеннего роста цен на бензины и дизтопливо.

По-прежнему сложной остается ситуация в ключевом для страны сегменте железнодорожных перевозок (62% грузооборота и 59% объемов грузоперевозок) – по итогам 10 месяцев зафиксировано падение на 8,7% по обороту и 12,3% по физическим объемам перевезенных грузов. Но и здесь стоит отметить наблюдающуюся в последние месяцы положительную динамику роста или сокращения темпов падения объемов перевозки:

§  главный сегмент ж/д перевозок, в котором зафиксирован рост – зерно и продукты его перемола (+18,2%); увеличились также перевозки железной и марганцевой руды (правда, всего на 0,2%) и леса (на 0,1%);

§  сокращаются темпы падения по всем другим товарным позициям: углю (-27,9%), нефти и нефтепродуктам (-23,9%), стройматериалам (-17,9%), коксу (-17,6%), черным металлам (-16,3%) и их лому (-16,2%), химическим и минеральным удобрениям (-15,2%).

Не менее проблемным остается и сегмент пассажироперевозок. За 10 месяцев 2015 г. пассажирооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 9,6% (начиная с июня фиксируются практически стабильные темпа падения +/-0,2%), перевозки пассажиров – упали на 13,9%.  Наибольшие темпы падения зафиксированы:

§  по пассажирообороту – в водном (-50,5%) и автомобильном (-18,8%) сегменте;

§  по количеству перевезенных пассажиров – также в автомобильном (-23,0%) сегменте.

Единственный сектор, где перевозки пассажиров росли – водный (прирост составил 3,1%), но это практически не чувствовалось, поскольку доля водных пассажироперевозок в общем объеме составила всего 0,012%.

Относительно стабильной по сравнению с 2014 г. оставалась ситуация в железнодорожных пассажирских перевозках (количество перевезенных пассажиров сократилось всего на 0,01%, пассажирооборот – на 2,1%).

 

Транспортная отрасль уже достигла дна своего падения. В ближайшие месяцы (учитывая значительное прошлогоднее падение этого сектора в ноябре 2014 – январе 2015 гг.) статистика скорее всего будет показывать рост, но причиной его будет в первую очередь ухудшение базы сравнения.

Владислав Мельник 

[1] Хотя эта официальная статистика и подвергается сомнению со стороны экспертов: после резкого падения курса гривны в первые месяцы 2015 г. перевозчики добились повышения тарифов в 1,5-2 раза, но никто из них не снизил цены несмотря на то, что доллар опустился с отметки 28-30 до 22 грн., а цены на бензин и дизтопливо уменьшились.