По итогам десяти месяцев 2015 года грузооборот сократился на 8,4%, перевозки грузов – на 14,3%, пассажирооборот – на 9,6%, пасажироперевозки – на 13,9%.
Как и предполагал АЦ «НОСЭП» в
предыдущих анализах работы транспортной отрасли, этот сегмент экономики в
последние месяцы нащупал дно падения. Уже 10 месяцев наблюдается сокращение
темпов падения, в частности в грузовом сегменте перевозок. Их пик пришелся на январь-февраль 2015 года, когда
падение объемов составило -23,5%...-22,3%.
Постепенное ухудшение от месяца к месяцу базы сравнения
привело к тому, что с каждым месяцем отставание сокращалось, и к началу ноября
2015 г. темпы падения грузооборота (-8,4%) практически сравнялись с
прошлогодними на эту же дату (-8,0%). Поэтому, с учетом продолжения ухудшения
ситуации в ноябре-декабре 2014 года, можно предположить, что сектор
грузоперевозок закончит 2015 год с лучшими результатами и меньшим падением, чем
год назад. Этому может помешать разве что
форс-мажор в виде, к примеру, резкого обострения обстановки на востоке страны
или террористических актов на крупных объектах транспортной инфраструктуры, о
возможности которых несколько дней назад предупредило МВД УКраины.
Однако оптимистичной назвать
ситуацию в транспортной отрасли нельзя.
В этом сравнении (2015/2013) –
картина выглядит плохо.
В сегменте пассажирских перевозок наблюдалась обратная
картина – постепенное падение (за исключением положительной динамики в феврале)
и с начала лета – пребывание на дне, которое измеряется диапазоном
-19,5…-20,5%..
Причина такого положения дел – с
одной стороны, рост цен на транспортные услуги в целом на 41,6% в 2014 году и
еще на 19,8% только с начала 2015 г. (в том числе на железнодорожные
пассажирские перевозки на 8,9%, автотранспортные перевозки – на 29,5%[1]),
с другой стороны – падение реальных доходов граждан, вызванные высокой инфляцией
( 24,9% в 2014 г. и дополнительно 39,5% в январе-октябре 2015 г.), резко
возросшей убыточностью бизнеса и сокращением объемов промышленного производства
( в силу чего потребность в транспортных услугах существенно уменьшилась).
Если посмотреть на результаты работы транспортных
подотраслей – то следует отметить,
что увеличился товарооборот лишь в сегменте водного (на 2,6%) транспорта, но он
играет крайне малую роль в грузоперевозках – 1,8%.
Если по итогам 7-ми месяцев рост
давали еще и авиационные перевозки (+2,6%), то в последующие три месяца ситуация ухудшалась, вследствие чего
кумулятивным итогом за 10 месяцев падение составляет уже двузначную цифру (
-10,8% по обороту и -11,9% по грузам, которых за 10 месяцев перевезено всего
100 тыс. тонн, что в 2,2 раза меньше, чем перевозилось два года назад). По
итогам января-октября 2015 г. именно грузовые авиаперевозки вышли в лидеры по
темпам падения среди всех транспортных подотраслей.
Заметно улучшилась ситуация в
трубопроводном сегменте
(-7,5%), который ушел с последнего места, заметно сократив темпы падения
объемов именно благодаря результатам работы в октябре. Перекачка аммиака сократилась на 3,5%, газа –
на 5,8%, транзит аммиака сократился на 1,0%. Вместе с тем, следует отметить,
что впервые с начала 2015 года наблюдается хоть и незначительный, но рост
транзита нефти и газа (на 0,9% и 0,7% соответственно).
Практически стабильны в последние
месяцы темпы падения в сегменте автомобильных перевозок (-10,4%), которым никак не отойдут от зимне-весеннего
роста цен на бензины и дизтопливо.
По-прежнему сложной остается ситуация в ключевом для
страны сегменте железнодорожных перевозок (62% грузооборота и 59% объемов грузоперевозок) – по итогам 10 месяцев зафиксировано
падение на 8,7% по обороту и 12,3% по физическим объемам перевезенных грузов.
Но и здесь стоит отметить наблюдающуюся в последние месяцы положительную
динамику роста или сокращения темпов падения объемов перевозки:
§
главный
сегмент ж/д перевозок, в котором зафиксирован рост – зерно и продукты его
перемола (+18,2%); увеличились также перевозки железной и марганцевой руды
(правда, всего на 0,2%) и леса (на 0,1%);
§
сокращаются
темпы падения по всем другим товарным позициям: углю (-27,9%), нефти и нефтепродуктам
(-23,9%), стройматериалам (-17,9%), коксу (-17,6%), черным металлам (-16,3%) и
их лому (-16,2%), химическим и минеральным удобрениям (-15,2%).
Не менее проблемным остается и
сегмент пассажироперевозок. За 10
месяцев 2015 г. пассажирооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
сократился на 9,6% (начиная с июня
фиксируются практически стабильные темпа падения +/-0,2%), перевозки пассажиров – упали на 13,9%. Наибольшие темпы падения зафиксированы:
§
по
пассажирообороту – в водном (-50,5%) и автомобильном (-18,8%) сегменте;
§
по
количеству перевезенных пассажиров – также в автомобильном (-23,0%) сегменте.
Единственный сектор, где перевозки пассажиров росли –
водный (прирост составил 3,1%), но это практически не чувствовалось, поскольку
доля водных пассажироперевозок в общем объеме составила всего 0,012%.
Относительно стабильной по сравнению с 2014 г. оставалась
ситуация в железнодорожных пассажирских перевозках (количество перевезенных
пассажиров сократилось всего на 0,01%, пассажирооборот – на 2,1%).
Транспортная
отрасль уже достигла дна своего падения. В ближайшие месяцы (учитывая значительное прошлогоднее падение
этого сектора в ноябре 2014 – январе 2015 гг.) статистика скорее всего
будет показывать рост, но причиной его будет в первую очередь ухудшение базы
сравнения.
[1] Хотя эта официальная статистика и подвергается
сомнению со стороны экспертов: после резкого падения курса гривны в первые
месяцы 2015 г. перевозчики добились повышения тарифов в 1,5-2 раза, но никто из
них не снизил цены несмотря на то, что доллар опустился с отметки 28-30 до 22
грн., а цены на бензин и дизтопливо уменьшились.