НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА: ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА?

26/11/2015
Моніторингові продукти
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА: ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА?

25 ноября спикер ВР Владимир Гройсман провел совещание по вопросу налоговой реформы с главами фракций с участием премьера Арсения Яценюка и министра финансов Натальи Яресько: встреча закончилась ничем. Обсуждения в ВР парламентского законопроекта налоговой реформы №3357 (Южаниной) 26 ноября закономерно не состоялось.

Позиция ключевых сторон по вопросу налоговой реформы пока выглядит так:

§  Правительство. Кабмин готовится к принятию НК 2-го декабря на заседании правительства «своего» проекта внесения изменений. Документ, со слов Яресько, согласован с МВФ. При этом Минфин готов  к компромиссу с депутатами. Однако детали этого компромисса на согласовательной встрече у Гройсмана озвучены не были, что только усиливает подозрение в незначительности уступок, на которые пойдет Минфин.

§  Парламент. В ВР нет однозначной поддержки законопроекта №3357. Несмотря на то, что проект подали 114 депутатов из всех фракций и групп (плюс внефракционные депутаты) поддержки большинства парламента «у законопроекта Южаниной» нет. При этом разработчики законопроекта №3357 готовы идти на компромисс, если за основу будет принят их вариант налоговой реформы, а не Минфина.

§  Кредиторы. МВФ и Вице-президент США Байден ранее неоднократно предупреждали, что категорически не приемлют принятие законопроекта Южаниной.  Если налоговая реформа не будет отвечать требованиям МВФ, Фонд приостановит на неопределенное время выделение 3-го транша по программе EFF, а США – выдачу госгарантий на 1 млрд. дол.

§  Президент. Третейским арбитром в споре о налоговой реформе между Минфином и парламентом пытается в очередной раз выступить Порошенко.  Президент Украины уже поручал создать рабочую группу по доработке проекта налоговой реформы еще в сентябре по итогам рассмотрения вопроса на Нацраде реформ.  Что именно наработала группа неизвестно, однако 25 ноября глава фракции БПП Луценко заявил о наличии третьего варианта налоговой реформы, подготовленного под «эгидой Президента» и что самое интересное – за его основу взят законопроект Южаниной.

Исходя из разности позиций сторон, которые за более чем три месяца публичных обсуждений практически не сблизились, и сокращающегося лимита времени (один месяц до конца года), выход на качественное решение, которое бы устроило и Кабмин, и парламент, и кредиторов представляется труднодостижимым. С другой стороны, глухое нежелание идти на компромисс – на фоне остальных конфликтов в коалиции –  прямой путь к срыву бюджетного процесса и приостановки программы МВФ, что чревато дестабилизацией и парламентским кризисом – события с далеко идущими и слабо контролируемыми последствиями, в которых нынешняя власть, скорее не заинтересована. Поэтому в качестве «промежуточного» компромисса не исключен вариант с принятием бюджета на условно старой налоговой базе и оттягиванием решения о проведении налоговой реформы на вторую половину 2016 г. 

НоСЭП