25 ноября спикер ВР Владимир Гройсман провел совещание по вопросу налоговой реформы с главами фракций с участием премьера Арсения Яценюка и министра финансов Натальи Яресько: встреча закончилась ничем. Обсуждения в ВР парламентского законопроекта налоговой реформы №3357 (Южаниной) 26 ноября закономерно не состоялось.
Позиция ключевых сторон по вопросу
налоговой реформы пока выглядит так:
§
Правительство. Кабмин готовится к принятию НК 2-го
декабря на заседании правительства «своего» проекта внесения изменений.
Документ, со слов Яресько, согласован с МВФ. При этом Минфин готов к компромиссу с депутатами. Однако детали
этого компромисса на согласовательной встрече у Гройсмана озвучены не были, что
только усиливает подозрение в незначительности уступок, на которые пойдет
Минфин.
§
Парламент. В ВР нет однозначной поддержки
законопроекта №3357. Несмотря на то, что проект подали 114 депутатов из всех
фракций и групп (плюс внефракционные депутаты) поддержки большинства парламента
«у законопроекта Южаниной» нет. При этом разработчики законопроекта №3357
готовы идти на компромисс, если за основу будет принят их вариант налоговой
реформы, а не Минфина.
§
Кредиторы. МВФ и Вице-президент США Байден
ранее неоднократно предупреждали, что категорически не приемлют принятие
законопроекта Южаниной. Если налоговая
реформа не будет отвечать требованиям МВФ, Фонд приостановит на неопределенное
время выделение 3-го транша по программе EFF,
а США – выдачу госгарантий на 1 млрд. дол.
§
Президент. Третейским арбитром в споре о
налоговой реформе между Минфином и парламентом пытается в очередной раз
выступить Порошенко. Президент Украины
уже поручал создать рабочую группу по доработке проекта налоговой реформы еще в
сентябре по итогам рассмотрения вопроса на Нацраде реформ. Что именно наработала группа неизвестно,
однако 25 ноября глава фракции БПП Луценко заявил о наличии третьего варианта
налоговой реформы, подготовленного под «эгидой Президента» и что самое
интересное – за его основу взят законопроект Южаниной.
Исходя из разности позиций сторон, которые за более чем три месяца публичных обсуждений практически не сблизились, и сокращающегося лимита времени (один месяц до конца года), выход на качественное решение, которое бы устроило и Кабмин, и парламент, и кредиторов представляется труднодостижимым. С другой стороны, глухое нежелание идти на компромисс – на фоне остальных конфликтов в коалиции – прямой путь к срыву бюджетного процесса и приостановки программы МВФ, что чревато дестабилизацией и парламентским кризисом – события с далеко идущими и слабо контролируемыми последствиями, в которых нынешняя власть, скорее не заинтересована. Поэтому в качестве «промежуточного» компромисса не исключен вариант с принятием бюджета на условно старой налоговой базе и оттягиванием решения о проведении налоговой реформы на вторую половину 2016 г.
НоСЭП