МВФ ВИДИТ РИСКИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УКРАИНОЙ

Представитель МВФ в Украине Жером Ваше заявил о том, что существует риск для продолжения программы сотрудничества в рамках механизма расширенного финансирования между Международным валютным фондом и Украиной.

05/12/2015
Моніторингові продукти
МВФ ВИДИТ РИСКИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УКРАИНОЙ

Политкорректное заявление официального представителя международной организации звучало как: «Мы видим определенные риски для программы МВФ. Риск в том, что может быть принят бюджет, который не соответствует целям программы МВФ, и в котором будет заложена политика, которую мы не поддерживаем», - отметил Ж.Ваше. При этом он обратил внимание, что МВФ достиг согласия с Министром финансов Украины Натальей Яресько относительно политики поступлений и расходов, которую МВФ в состоянии поддержать, и дело теперь упирается в то, каким будет поданный бюджет, будет ли он отвечать договоренностям и сможем ли мы его поддержать.

Нужно признать, что Украина сама себе создала сложности, и не только не демонстрирует желания их решить, но и продолжает углублять масштаб проблемы.

§  сорван график бюджетного процесса – согласно Бюджетному кодексу, основной финансовый документ страны к 1 декабрю должен быть принят в окончательной редакции (во втором или третьем чтении); вместо этого – только вечером 30 ноября на сайте Минфина представлено всего лишь «тело» законопроекта о госбюджете без 10 приложений;

§  черепашьими темпами проводится налоговая реформа: еще в августе была публично представлена правительственная Концепция реформы с некоторыми расчетами, а затем более 3-х месяцев ушло на превращение презентации в законопроект. За это время успел родиться альтернативный вариант налоговой реформы, под которыми поставили свои подписи почти полторы сотни народных депутатов, что значительно усложнит жизнь минфиновскому проекту (к которому уже предъявлено немало справедливых претензий). Попытки Президента П. Порошенко выступить посредником между двумя «авторскими коллективами» пока что не привели к нахождению общего знаменателя: будет крайне сложно свести воедино жестко-фискальный и либеральный подход к налоговой системе.

§  на 4 декабря было назначено заседание Нацрады реформ, на котором планируется рассмотреть оба варианта нового налогового кодекса, но оно вряд ли даст прорыв: три месяца назад (3 сентября) этот вопрос уже рассматривался, и с тех подходы остались практически неизменными. Если же будет реализовано озвученное фракцией БПП предложение о подготовке компромиссного варианта налогового кодекса, с возможным взятием за основу проекта Н. Южаниной и коллег – процесс его подготовки может занять определенное время, что ослабит шансы быть принятым Парламентом до нового года (если не считать следующей недели, в декабре останется провести всего 4 пленарных заседания).

МВФ пока демонстрирует спокойствие, но не столько потому, что удовлетворен работой своих украинских партнеров, сколько отсутствием возможности сформировать свою позицию:

§  две миссии, который работали в Украине в октябре и ноябре, уехали, не сделав никаких публичных заявлений, хотя Минфин рапортовал, что миссия имела возможность ознакомиться и с проектом налогового кодекса, и с бюджетом-2016;

§  3 декабря на брифинге в Вашингтоне официальный представитель МВФ Джерри Райс, комментируя вопрос о дате заседания по пересмотру политики кредитования[1] ответил уклончиво: «Процесс состоит из двух этапов - неформальной и официальной встречи совета директоров. Первый этап - неформальная встреча - уже состоялся 23 ноября. Даты второго этапа - официального заседания - пока нет».

Окно возможностей для Украины продолжает сужаться – вряд ли МВФ изменит своей традиции уходить на каникулы во второй половине декабря, и точно не будет считать выполненной работой обнародование на сайте Минфина «сыроватой» налоговой реформы, и кусочка бюджета.

В лучшем случае бездеятельность Правительства выльется в перенос сроков пересмотра программы сотрудничества с МВФ на 2016 год (ориентировочно конец января - февраль), в худшем – ее остановкой. Последнее – крайне нежелательно, поскольку  в случае остановки программы сотрудничества между МВФ и Украиной будут остановлены и программы кредитования с международными финансовыми организациями: Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития, правительств стран ЕС и США.

Украина срывает и затягивает сроки выполнения обязательств в рамках сотрудничества с МВФ, создавая риск и для других программ кредитования с международными финансовыми организациями.

Мельник Владислав 

[1] Пересмотр политики кредитования выгоден для Украины, поскольку сейчас правила фонда запрещают предоставлять финансирование стране-члену МВФ, имеющему задолженность перед официальным кредитором. Украина имеет долг перед Россией в $3 млрд, который та отказалась реструктуризовать. Если этот долг будет признан официальным, по действующим правилам это приведет к отказу МВФ от кредитования Украины.