ПРОЕКТ БЮДЖЕТА МИНФИНА ПО ФАКТУ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РЕФОРМУ НАН УКРАИНЫ

Разработанный Министерством финансов проект госбюджета-2016 фактически предусматривает реформу Академии Наук Украины

05/12/2015
Моніторингові продукти
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА МИНФИНА ПО ФАКТУ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РЕФОРМУ НАН УКРАИНЫ

Статья 30 проекта госбюждета предполагает реорганизацию национальных отраслевых академий наук путем их присоединения к Национальной академии наук Украины, в то время как сама НАН Украины станет ответственным исполнителем в системе Минобразования. НАН дается 8 месяцев на полную реструктуризацию и оптимизацию, МОН будет являться единственным главным распорядителем бюджетных средств на науку (НАН переберет роль исполнителя спущенных сверху решений).

Проект бюджета противоречит действующему законодательству: так, в статье 15 закона «О научной и научно-технической деятельности» указано, что Национальная академия наук Украины и ее подразделения являются государственными научными организациями, средства на обеспечение деятельности которых ежегодно определяются в Государственном бюджете Украины отдельными строками. Кабмин не внес вместе с госбюджетом законопроекты с поправками к действующему законодательству Украины в сфере научной деятельности .

§  Минфин в финансовом документе (каким является проект бюджета) заложил реформу системы научной и научно-технической деятельности. Такая ситуация недопустима: проект бюджета должен опираться на выписанную и согласованную с общественностью и экспертами стратегию реформы Национальной академии наук, а не предварять ее.

§  Положения проекта бюджета, касающиеся реформы НАН Украины, имеют расплывчатые формулировки и не подкреплены нормативными документами, описывающими процедуру предлагаемых нововведений. Например, Кабинету Министров Украины совместно с Национальной академией наук Украины предписано «обеспечить концентрацию бюджетных расходов и научно-технического потенциала на осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам». При этом, не уточняется, каким образом будут взаимодействовать Кабмин и НАН Украины, какое процентное соотношение представителей Кабмина и НАН Украины будет в комиссии, определяющей важнейшие проблемы науки и т.д. Примечание: По состоянию на сегодня, направления исследований НАН Украины утверждаются учеными советами НАН Украины, которые в этом вопросе полностью независимы от МОН.

§  Расплывчатость формулировок и отсутствие подкрепления нормативными актами с выписанными процедурами создает риски непрозрачности и коррупции при реализации отдельных положений проекта бюджета, касающиеся реформы НАН Украины. Так, в статье 11 проекта бюджета указано, что «с целью эффективного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, органам исполнительной власти, в полномочия которых входит передача в аренду таких земельных участков, Национальной академии наук обеспечить передачу в аренду земельных участков государственной собственности на конкурентных началах (земельных торгах)». С одной стороны, это предложение несет в себе рациональное зерно: определенная часть земель, находящихся в ведении НАН Украины и ее подразделений, используются неэффективно либо не по назначению. С другой стороны, передачу земель в аренду на конкурентных началах должен предварять анализ эффективности и целесообразности использования земель, находящихся в ведении научных учреждений. Если этого не будет исполнено, то возникают риски банального «передела» земельных участков либо же того, что НАН Украины потеряет землю, которая использовалась действительно по назначению (для исследований) ввиду неспособности выиграть земельные торги у коммерческой организации.

§  Сроки, «предписанные» проектом бюджета для реформы НАН Украины, выглядят нереалистичными. В тексте проекта бюджета указано, что к 1 августа 2016 необходимо принять меры по оптимизации сети учреждений, заведений, организаций, численности их работников, в частности, реорганизации, объединения, ликвидации неэффективных заведений, учреждений и организаций или прекращении их деятельности. Срок, отведенный для «реформы» может оказаться недостаточным, поскольку самой стратегии реформы еще нет.

Реформа НАН Украины должна базироваться на согласованной с общественностью и экспертами стратегии реформировании НАН Украины. Закладывая ее реорганизацию в финансовом документе, каким является закон о госбюджете, правительство рискует полностью уничтожить научный потенциал Украины. Потом его придется создавать десятилетиями. Пытаясь сэкономить копейку, оно рискует потерять миллионы в будущем.

Находящиеся в аренде НАН Украины земельные ресурсы являются лакомым куском для нечистых на руку госчиновников. Предлагаемые в госбюджете новеллы содержат значительные коррупционные риски при их передаче новому арендатору.

 Носэп