Налоговая реформа: проект Минфина

Вечером 30 ноября Министерство финансов начало размещать на своем официальном сайте проект «налоговой реформы».

01/12/2015
Моніторингові продукти
Налоговая реформа: проект Минфина

Говорить о целостности и окончательности редакции документа пока не приходится: утром 1 декабря были представлены 9 сравнительных таблиц, вечером – текст проекта Закона Украины «Про создание конкурирующих условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине», а утром 2 декабря на сайте Минфина появилось еще 9 новых сравнительных таблиц, касающиеся налогов, не попавших в предыдущие таблицы.

Анализ

1.          Существенно  повышается налоговая нагрузка на население. Это путь к дальнейшему обнищанию и угнетению внутреннего спроса .

o        Растут ставки НДФЛ с 15-20% до 20%. Повышение общей ставки и уход о  прогрессивной шкалы повышает уровень социальной несправедливости.

o        Расширяется налоговая база НДФЛ. Расширяется виды доходов граждан, которые попадают под НДФЛ: в частности, будут облагаться этим налогом пожизненные выплаты академикам и членам-корреспондентам Национальной и отраслевых национальных академий наук, суммы кооперативных выплат членам сельскохозяйственных производственных кооперативов.

o        На постоянную основу переводится налогообложение пенсий в размере выше 3 минимальных зарплат на 15% (затронет 478,2 тис. пенсионеров)

o        Повышается в 1,5 раза верхняя планка ставки налога на недвижимость  (с 2% до 3% минимальной зарплаты за 1 кв. м).   Это грозит риском повышения налогового давления на граждан. Для владельцев квартир площадью 300+ кв. м и домов 500+ кв. м предусмотрен дополнительный ежегодный сбор 25 тыс. грн.

o        Еще один удар будет нанесен по здоровью граждан. Предложенное увеличение с 7% до 20% размера НДС на фармацевтическую продукцию (за исключением ввозимых на клинические испытания препаратов) приведет к росту цен на лекарства и дальнейшему  снижению их доступности для населения.

2.    Проект Налоговый кодекс не содержит реальных стимулов для повышения инвестиционной привлекательности Украины и активизации экономики. Все  страны с быстрорастущей экономикой, в том числе наши соседи (Польша, Словакия, Турция) боролись за приход инвесторов, в том числе через снижение налога на прибыль и предоставление налоговых льгот, а также давали стимулы для развития МСБ. Правительство Украины предлагает повысить налоговую нагрузку на бизнес путем увеличения налоговых ставок и расширения базы налогообложения:

-  Увеличивается ставка по налогу на прибыль предприятий с с 18 до 20%. Уплата налогов переводится с годового периода на квартальный (для всех, кроме сельскохозяйственных производителей  и новосозданных МСБ с оборотом до 20 млн. грн.) Все страны, которые  рассчитывали на привлечение инвестиций снижали налог на прибыль, а не повышали его (напр., Ирландия, которая пережила инвестиционный бум в 1990-2000 гг. постепенно снижала ставку по налогу на прибыль с 40% до 24% в 2000 г., а с 2003 г. – до 12,5%). 

-  Рентная плата за пользование всеми видами природных ресурсов и экологический налог повышаются в среднем на 26%. Вряд ли это позволит улучшить экологическую ситуацию в стране или привлечь новых инвесторов на отечественные месторождения даже по самым ликвидным видам полезных ископаемых. Снижения ставки налогообложения коммерческим газодобытчикам с 55% до 29% с 2016 г. и 20% с 2018 года (а по шельфовому газу и газу глубокого залегания 5+ км – с 28% до 14% и 10% соответственно) нивелируется симметричным введением с 1.01.2018 «надбавки по налогу на прибыль» для плательщиков ренты в размере 15%, которые насчитываются на расширенную базу налогобложения.

 

-  Вводится обложение налогом на недвижимость зданий, сооружений и складов  промышленных и аграрных предприятий по ставкам аналогичным для жилого фонда. Эта мера носит чисто фискальный характер. Она  приведет к  дополнительным фискальным затратам бизнеса, которые будут переложены на плечи потребителя.

o   Аграрные предприятия переводятся на общий режим и лишаются льгот по НДС. Даже при нынешней системе налогообложения аграрный сектор, еще год назад бывший локомотивом роста и единственным сектором, дававшим прирост производства, за 10 месяцев показал падение на 4,5%, чего не наблюдалось с 2007 года. По оценкам аграрных экспертов, после перевода на общую систему сельхозпроизводители потеряют 19 млрд. грн. оборотных средств, падение животноводства составит 25-30%, а сокращение рабочих мест прогнозируется в диапазоне 60-100 тыс. человек. Фонд заработной платы сократиться на 1,3 млрд. грн. Общее сокращения экспорта составит 1,5-2 млрд. дол. США, что означает его сокращение на треть.

o   Увеличение ставок акцизов  на алкогольные и табачные изделия в 1,3-5 раз скорее всего приведут к тенезации оборота этих товаров при ограниченном эффекте для доходов бюджета.  

3.    Налоговая реформа нанесет существенный удар и по малому и среднему бизнесу. Даже с учетом нынешней в целом лояльной системе налогообложения самая массовая прослойка МСБ – индивидуальные предприниматели без наемной рабочей силы (672,8 тыс. человек) генерируют ежемесячный доход в размере всего 7,8 тыс. грн. (или 312 долларов США). Минфин предлагает ликвидировать III группу упрощенной системы налогообложения (сегодня физ. и юрлица с оборотом до 20 млн. грн.), объединив ее со второй и вогнав в новые рамки – только физлица-предприниматели с количеством до 10 наемных работников и оборотом до 2 млн. грн., которые должны уже с начала года перейти на применение регистраторов кассовых аппаратов.

 

Право малых бизнесов - юрлиц на применение упрощенной системы отменяется. Т.о. упрощенная система налогообложения (единый налог) будет доступной только для мелких физлиц-предпринимателей с оборотом до 2 млн. грн. в год (т.е. 7 тыс. дол. в месяц) и мини- и микро-фермерских хозяйств. Вдвое повышается верхняя планка налогобложения даже индивидуальных предпринимателей - рыночных торговцев, которые работают на рынках и не используют наемный труд (с 10% МЗП, т.е. 121,8 грн. до 20% МЗП, или 275,6 грн.), но и им предложено до 2019 года обзавестись кассовыми аппаратами.

Более того, при новой системе перерастание малого бизнеса в средний станет крайне невыгодным, поскольку предусмотрен прогрессивный рост налоговой нагрузки. К примеру, для нынешней II группы уровень налоговой нагрузки при доходе в 240 тысяч вырастет с 3,8% до 6,6%, при доходе в 720 тыс. грн. – с 1,3% до 7,5%, а при доходе в 1,2 млн. грн. – одиннадцатикратно (с 0,7% до 7,7%)! Таким образом, в Украине будет разрушен средний класс предпринимателей, который в условиях кризиса во всех странах играл роль стабилизационной подушки, прежде всего, для сохранения занятости населения. Это признает и Минфин: по его расчетам, количество налогоплательщиков – субъектов МСБ сократиться на 220 тысяч единиц, или почти на 19%. Последствия – рост безработицы, увеличение потоков эмиграции и трудовой миграции из страны.

 

4.      Рост налоговой нагрузки рассматривался правительством как компенсатор существенного снижения нагрузки на фонд заработной платы с целью стимулирования детенизации экономики. Однако эта задача не решается.

·         Проект предполагает значительное, на первый взгляд, снижение ЕСВ (в среднем с 40,3% до 20%), однако налоговая нагрузка уменьшается только для низких зарплат: к примеру, в случае начисления зарплаты в размере 1200 грн. она сократится с 11,9% до 1,5% для наемных работников и с 48,9% до 21,5% для работодателя. Для зарплаты в 12 тыс. грн. (т.е. менее 500 долларов) налоговая нагрузка на работающего уменьшится всего с 19,6 до 19,2%, а для работодателя составит почти 40%. Таким образом, никакой детенизации зарплат в конвертах ожидать не стоит.

 Повышение верхней планки размера ЕСВ с 20,7 до 34,5 тыс. грн. не принесет существенных дополнительных доходов , так как  отчисления в таком размере касаются только крайне узкой прослойки топ-менеджеров, получающих зарплаты 50+ тыс. грн.).

·         Слабые перспективы детенизации экономики в краткосрочном периоде накладываются на отсутствие  реальных компенсаторов провала в доходах (потери составят 70 млрд. грн. по оценкам Минфина) и  низким уровнем доверия к нынешнему правительству. В 2015 г. уже было провалено две попытки снизить ЕСВ, перед этим не удалось реализовать идею налогового компромисса. Причина проста – бизнес не доверяет власти. Он не верит, что Правительство настроено бороться с коррупцией, контрабандой, «конвертами» и заниматься детенизацией экономики. Теневая экономика за 2014-первый квартал 2015 г. выросла с 35 до 47% ВВП, а в отдельных секторах, по оценкам Минфина, значительно превышает этот показатель (в ритейле – 60%, в легкой промышленности – 67%).

 

·     Снижение ЕСВ без компенсаторов, без прогресса в борьбе с коррупцией и при слабом доверии к власти несет риски разбалансировки Пенсионного фонда и бюджетной сферы – а это невыплаченные пенсии 13 млн. пенсионерам, невыплаченные социальные выплаты на детей, инвалидам и т.д., а также рост задолженности по зарплатам работникам бюджетной сферыю

По расчетам Министра социальной политики, чья позиция размещена на официальном сайте Правительства (!!!)[1], если в 2015 году при крайне сложной экономической ситуации дефицитным был только один Пенсионный фонд (-90 млрд. грн.), то после налоговой реформы в стране не останется ни одного бездефицитного социального фонда. Дефицит ПФ вырастет до исторически рекордного уровня в 120 млрд. грн., объединенного Фонда страхования от несчастных случаев на производстве и по временной потере трудоспособности – 9,4 млрд. грн., Фонда страхования на случай безработицы – 5,7 млрд. грн.  (это сопоставимо с 24% всех ожидаемых доходов общего фонда государственного бюджета-2016). Ожидаемый результат – системные срывы выплаты пенсий, пособий по безработице, больничных, помощи получившим производственные травмы и ставшим инвалидами в их результате и многих других выплат.

 

5.      Рост налоговой нагрузки не сопровождается существенным упрощением администрирования налогов и дебюрократизацией налоговой системы.

 

o   Позитивы в администрировании : лишение ГФС права проверять на предмет правильности ведения бухгалтерской отчетности; введение электронной системы учета движения подакцизных товаров (что поспособствует сокращению объемов фальсификата и товаров контрабандного происхождения) в комплексе с электронной системой акцизных накладных (сократить число «уклонистов»); внедрение института альтернативного решения налоговых споров с предоставлением права руководителю налогового органа отменять / списывать полностью или частично штрафных санкций; создание Апелляционного совета для разрешения споров, символические в течение первого полугодия применения новой редакции НК штрафы в размере 1 грн..

o   Спорный момент – возврат взаимозачетов по налоговым обязательствам плательщика налогов и встречным обязательством государства. С одной стороны – это, похоже, единственная возможность снизить, в частности, остроту проблемы невозврата НДС. С другой стороны – Правительство расписалось в неспособности наладить исключительно денежные отношения между налогоплательщиками и бюджетом, и в Украину снова возвращается «привет из ранних 90-х».

o   Вызывает критику существенное сужение объема банковской тайны: если ныне банки по письменному требованию ГФС обязаны предоставлять им информацию о наличии счетов плательщика налогов, то после принятия изменений в НК фискалы получат право требовать у банков информацию не только о наличии, но и про баланс и движение средств на счетах любого юридического или физического лица (а не только того плательщика налогов, к которому есть претензии). Порядок получения информации будет определен КМУ.

o   Обращает на себя внимание отказ от идеи не ликвидировать или реформировать (как предусматривалось Коалиционным соглашением) налоговую милицию. Ее простое переименование в Службу финансовых расследований с наделением дополнительными функциями (наряду с оперативно-розысковой, криминально-процессуальной и охранной, реализуемыми нынешней милицией, еще и превентивной и правоохранительной) говорит о том, что в работе этого органа ничего не поменяется, под новой вывеской он с еще большим усердием станет душить бизнес[2]. Показательно, что сформирован он будет не по принципу набора в Нацполицию, куда попало достаточно много новых, некоррумпированных пока людей, а в основном из нынешних работников. Это косвенно подтверждается предложением быстренько утвердить таблицу соответствия званий нынешних милиционеров (от рядового до генерал-полковника) и будущих расследователей, и даже решить вопросы их форменной одежды и знаков различия.

 

Изменения в области администрирования налогов , в основном , направлены на расширение прав налоговых органов и ужесточение правил для налогоплательщика:

o   С 62 до 30 дней сокращается срок на взыскание денежных средств должника по уплате налогов, что сужает возможности для оспаривания действий ГФС.

o   ГФС получает право продлевать срок проведения проверок на период, когда бизнес приостановил свою деятельность или работу своих производственных объектов. Таким образом, создаются дополнительные возможности для бесконтрольного налогового прессинга, когда бизнес парализуется и останавливается жесткой налоговой проверкой, а налоговая служба использует это как повод для продления ограниченных ныне сроков проверки.

o   Отменяется ныне действующий запрет на внеплановые проверки по тем вопросам, которые становились предметом более ранних проверок

o   В 2-10 раз повышены штрафные санкции за все нарушения, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом, верхние пределы санкций («но не больше») заменяются нижними («но не меньше»).

o   Увеличиваются с 20 календарных до 20 рабочих дней срок рассмотрения жалоб Государственной фискальной службой.

o   ГФС предоставляется право в течение 3-х лет предъявлять суммы налоговых обязательств по уточненным налоговым декларациям. Каждая новая поданная по требованию декларация «обнуляет» и запускает новый 3-х летний период.

o   Отменяется безоплатность налоговых консультаций, которые должна была предоставлять ГФС гражданам и бизнесу в сложных ситуациях, а процедура предварительного согласования цены в контролируемых операциях с трансфертным ценообразованием вообще становится платным сервисом налоговиков (размер платы будет установлен КМУ).

o   В ряде случаев Правительство перебирает на себя полномочия определять, на какие виды операций распространяется НДС (в частности, по видам религиозных и ритуальных услуг).

o   Отдельные инициативы по администрированию выглядят откровенно абсурдными. Отменяется освобождение от подачи налоговых деклараций для арестованных, задержанных, осужденных, находящихся в плену или арестованных за границей, призывников-«срочников». После введения этой нормы своевременно сдавать декларации должны будут и находящаяся под судом в России летчица, народный депутат Украины Н.Савченко,  и попадающие время от времени в плен к сомалийским и другим африканским пиратам украинские моряки.  

o   Существенного улучшения ситуации в отношениях налогоплательщиков и государства ожидать не стоит. К примеру, в упомянутом Апелляционном совете, состоящем из 3-х человек (по одному от Минфина, ГФС и Совета бизнес-омбудсмена) и принимающим решение простым большинством голосов, заранее заложен перевес 2:1 в пользу фискалов. Даже если бизнесу удастся доказать вою правоту, решение Апелляционного совета являются необязательными для ГФС.

 

Проект Минфина не несет системных изменений, повышает налоговую нагрузку на население  и бизнес, не содержит реальных стимулов для активизации экономики и при этом несет чрезвычайно высокие риски разрушения системы социальной защиты в стране.

 

НоСЭП 

[2] В отличие от нынешней налоговой милиции, должностным лицам  новой службы предоставляется право «при здійсненні заходів із запобігання, виявлення, розкриття і розслідування кримінальних правопорушень у сфері оподаткування, бюджетній та митній сферах, - застосовувати поліцейські заходи,  визначені статтями 32-34, пунктами 3 та 5 частини 1, частиною 2 статті 35, статтями 36-37, пунктом 2 частини 1, частиною 2, частиною 3 статті 38,  статтями 42-46  Закону України «Про Національну поліцію».