Нафтогаз выступает против введения для населения абонентской платы за использование населением газораспределительных сетей, продвигаемую Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), о чем заявил глава компании А. Коболев. По его мнению, взимание абонентской платы в расчете за максимально предусмотренную мощность является несправедливым, поскольку эта величина является в большинстве случаев больше за фактическую потребность потребителя.
НКРЭКУ планирует ввести абонплату для населения в апреле 2016. Согласно предварительных расчетов, она составит 17 грн. в месяц для абонентов с газовой плитой и 29 грн. в месяц для потребителей с плитой и газовым котлом. В НКРЭКУ аргументируют это европейской практикой и требованиями имплементации европейского законодательства в сфере газа. Но такие аргументы абсолютно несостоятельны. Каждая страна в ЕС устанавливает тариф для населения исходя из специфики рынка. К примеру, регуляторы рынка в Дании, Литве и Эстонии, внедрившие Третий энергопакет в сфере газа в наиболее строгой форме, не включают в тариф для населения абонентскую плату.[1] Плата за потребление газа рассчитывается исходя из его фактического потребления.
Предлагаемое НКРЭКУ
нововведением является не тарифной реформой по европейскому образцу, а
очередным подарком от регулятора для естественных монополий, находящихся в
частной собственности:
o Предлагается
взимать плату не за заявленную мощность, как в Европе, а исходя из максимально возможной мощности при установке монополистом
счетчика. Счетчики устанавливали обл. или горгазы и фактическая мощность у
большинства потребителей значительно выше, чем они бы заявили исходя из своего
потребления. Таким образом, потребитель
не сможет отказаться от избыточной мощности и будет вынужден платить за нее
монополисту.
o Капиталовложения
в сети, затраты на ремонт и остальные расходы закладываются в действующий тариф. Также население платит 4% от
цены газа как товара в виде целевой надбавки, которая должна направляться на
модернизацию и развитие распределительных сетей. По сути абонплата является дополнительным платежом за те же услуги.
o Для
городского населения с газовыми плитами предложенная абонплата является
астрономической. После падения цен на газ на мировом рынке тарифы для этой
категории (7,2 грн. за кубометр) должны достигнуть паритета с импортной
ценой газа в первом квартале 2016 г. К примеру, семья из одного-двух человек использует для
приготовления пищи 3 кубометра газа в месяц и сейчас платит 21,6 грн. в
месяц (по счетчику ). Тариф на распределение газа составляет 0,4544 грн./м3 из
7,2 грн / м3. Даже полная замена тарифа
на распределение на абонплату приведет к подорожанию газа для такой семьи на
72%!
o В отчете Еврокомиссии по формированию тарифов на газ анализируется формирование тарифов на газ по странам ЕС исходя из потребления домохозяйства 1420 кубометров в год (15 МВтч).[2] Анализ эффективного тарифообразования для домохозяйств только с газовой плитой требует дополнительного изучения. Но предложенная НКРЭКУ модель однозначно негативно повлияет на энергоэффективность и благосостояние населения. Сегодня счетчики выбирает и устанавливает облгаз. Он будет заинтересован выбрать и установить счетчик с максимальной мощностью – потребитель будет просто не заинтересован в его установке и снижении потребления газа.
Введение абонплаты ведет к еще более
непрозрачному формированию тарифов на газ для населения. В действующий тариф
для населения уже закладывается расходы на поддержание и модернизацию
газораспределительных сетей. Введение абонплаты очень выгодно нынешним
монополистам и крайне невыгодно для городского населения, особенно с низким
объемом потребления. Она приведет к значительному удорожанию газа для
домохозяйств с газовой плитой – до 72%. Это может привести к срыву программы по
установке счетчиков и негативно повлияет на предпринимаемые меры по снижению потребления
газа населением.
Приложение: Составляющие тарифа на газ для населения в странах ЕС (объем
потребления 1420 кубометров в год)