ГЛАВА НАФТОГАЗА ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

22/12/2015
Моніторингові продукти
ГЛАВА НАФТОГАЗА ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Нафтогаз выступает против введения для населения абонентской платы за использование населением газораспределительных сетей, продвигаемую Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), о чем заявил глава компании А. Коболев. По его мнению, взимание абонентской платы в расчете за максимально предусмотренную мощность является несправедливым, поскольку эта величина является в большинстве случаев больше за фактическую потребность потребителя.

НКРЭКУ планирует ввести абонплату для населения в апреле 2016. Согласно предварительных расчетов, она составит 17 грн. в месяц для абонентов с газовой плитой и 29 грн. в месяц для потребителей с плитой и газовым котлом. В НКРЭКУ аргументируют это европейской практикой и требованиями имплементации европейского законодательства в сфере газа. Но такие аргументы абсолютно несостоятельны. Каждая страна в ЕС устанавливает тариф для населения исходя из специфики рынка. К примеру, регуляторы рынка в Дании, Литве и Эстонии, внедрившие Третий энергопакет в сфере газа в наиболее строгой форме, не включают в тариф для населения абонентскую плату.[1] Плата за потребление газа рассчитывается исходя из его фактического потребления.

Предлагаемое НКРЭКУ нововведением является не тарифной реформой по европейскому образцу, а очередным подарком от регулятора для естественных монополий, находящихся в частной собственности:

o  Предлагается взимать плату не за заявленную мощность, как в Европе, а исходя из максимально возможной мощности при установке монополистом счетчика. Счетчики устанавливали обл. или горгазы и фактическая мощность у большинства потребителей значительно выше, чем они бы заявили исходя из своего потребления. Таким образом, потребитель не сможет отказаться от избыточной мощности и будет вынужден платить за нее монополисту.

o  Капиталовложения в сети, затраты на ремонт и остальные расходы закладываются в действующий тариф. Также население платит 4% от цены газа как товара в виде целевой надбавки, которая должна направляться на модернизацию и развитие распределительных сетей. По сути абонплата является дополнительным платежом за те же услуги.

o  Для городского населения с газовыми плитами предложенная абонплата является астрономической. После падения цен на газ на мировом рынке тарифы для этой категории (7,2 грн. за кубометр) должны достигнуть паритета с импортной ценой газа в первом квартале 2016 г. К примеру, семья из одного-двух человек использует для приготовления пищи 3 кубометра газа в месяц и сейчас платит 21,6 грн. в месяц (по счетчику ). Тариф на распределение газа составляет 0,4544 грн./м3 из 7,2 грн / м3. Даже полная замена тарифа на распределение на абонплату приведет к подорожанию газа для такой семьи на 72%!

o  В отчете Еврокомиссии по формированию тарифов на газ анализируется формирование тарифов на газ по странам ЕС исходя из потребления домохозяйства 1420 кубометров в год (15 МВтч).[2] Анализ эффективного тарифообразования для домохозяйств только с газовой плитой требует дополнительного изучения. Но предложенная НКРЭКУ модель однозначно негативно повлияет на энергоэффективность и благосостояние населения. Сегодня счетчики выбирает и устанавливает облгаз. Он будет заинтересован выбрать и установить счетчик с максимальной мощностью – потребитель будет просто не заинтересован в его установке и снижении потребления газа.       

 Введение абонплаты ведет к еще более непрозрачному формированию тарифов на газ для населения. В действующий тариф для населения уже закладывается расходы на поддержание и модернизацию газораспределительных сетей. Введение абонплаты очень выгодно нынешним монополистам и крайне невыгодно для городского населения, особенно с низким объемом потребления. Она приведет к значительному удорожанию газа для домохозяйств с газовой плитой – до 72%. Это может привести к срыву программы по установке счетчиков и негативно повлияет на предпринимаемые меры по снижению потребления газа населением.

Приложение: Составляющие тарифа на газ для населения в странах ЕС (объем потребления 1420 кубометров в год)

Борис Додонов 

[1] https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20150313%20Tariff%20report%20fina_revREF-E.PDF

[2] Ibid