По данным Госстата в 2015 г. объем сельскохозяйственного производства
сократился на 4,8% по сравнению с 2014 годом.
Как и предполагалось ранее (в ежемесячных анализах
работы сельскохозяйственной отрасли за 2014 и 2015 годы) – последняя демонстрировавшая еще год назад экономический рост сфера
продемонстрировала падение производства.
Пик падения был достигнут в первой половине года. (по
итогам I-го полугодия сельхозпроизводство сократилось на целых 9,3%). Начиная с
июля, если исходить из чисто математических оценок, ситуация начала улучшаться
(по итогам 8 месяцев отставание составило 5,8%, 9-ти месяцев – 5,3%, 10-ти
месяцев – 4,4%), однако ноябрь и декабрь дали некоторый откат. При этом следует
обратить внимание на два важных аспекта:
§ начиная со второго полугодия
существенно уменьшилась база сравнения: результаты работы 2014 года уже
«содержали в себе» результаты активной фазы военного конфликта на востоке
страны, а зоной боевых действий были значительно большие территории, нежели
нынешняя зона АТО;
§ если сравнивать результаты работы
аграриев с последним годом стабильности (2013 ), то в последние четыре месяца
наблюдается тревожная тенденция существенного сокращения объемов производства:
если по итогам 9-ти месяцев 2015 г. к аналогичному периоду 2014 года
фиксировался рост в 9,9%, то уже по итогам 11 месяцев он сократился до
символических 0,1%, а по итогам года – сменился падением в 2,9%.
Наблюдаемые в отрасли тенденции –
достаточно серьезны:
§ падение наблюдается по всем сегментам и категориям
товаропроизводителей: и по растениеводству ( на 5,3%, в т.ч. в аграрных
предприятиях – на 5,8%, в хозяйствах населения – на 4,5%), и по животноводству
(3,7%, 3,5% и 3,9% соответственно), в то время как еще год назад практически по
всем категориям, кроме животноводческих хозяйств населения наблюдался рост
объемов производства;
§ продолжило сокращаться поголовье всех видов животных и
птицы: коров – на 4,0%, свиней – на 3,5%, овец и коз – на 3,2%, птицы – на 1,6%,
а по отдельным регионам – ситуация приобретает весьма неприятный характер;
§ по прежнему наблюдается уменьшение производства всей
сельскохозяйственной продукции: мяса – на 1,8%, молока – на 4,4%, яиц – на 14,8%,
причем отрицательные результаты наблюдались как по сельскохозяйственным
предприятиям, так и по индивидуальным хозяйствам населения;
§ в 2015 году сельскохозяйственное производство выросло всего в
5-ти регионах из 25: Запорожской (+8,9%), Полтавской (+7,4%), Херсонской
(+6,6%), Днепропетровской (+5,8%) и Николаевской (+2,2%) областях. По понятным
причинам, существеннее всего просел аграрный
сектор в Донецкой (-34,7%) и
Луганской областях (-19,6%), но результат
и других «мирных и спокойных» регионов
вызывает тревогу (Хмельницкая обл.: -12,3%; Киевская и Тернопольская обл.:
-10,9%). Тернопольщина и Хмельниччина
давно считаются депрессивными регионами (высокая безработицы, низкие
зарплаты) - существенное ухудшение работы аграрного сектора лишь углубит
степень их депрессивности;
§ крайне неравномерны объемы с/х производства от региона к региону : к примеру,
по численности населения Одесская область превосходит соседнюю Винницкую на
50%, а по объемам сельхозпроизводства на 1 жителя – отстает в 2,6 раза (4316
грн. против 11118 грн.)
§ существенно начинает проседать экономика аграрного
сектора:
o
по расчетам ННЦ «Институт аграрной экономики», по
итогам 2015 года себестоимость
сельскохозяйственной продукции вырастет в целом на 51,6%. При этом
существенно уменьшаются (от 10 до 74 процентов) внутренние закупочные,
оптово-отпускные и розничные ценах на все виды продукции растениеводства.
o Остается неблагоприятной мировая конюнктура: Среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) в декабре 2015 года составило 154,1 пункта, что на 1,5 пункта (1,0%) ниже его пересмотренного ноябрьского значения и объясняется снижением международных цен практически на все продовольственные сырьевые товары, которые используются при его расчете, за исключением сахара и растительных масел. Среднегодовое значение Индекса составило 164,1 пункта, что почти на 19 процентов ниже, чем в 2014 году; таким образом, снижение значения Индекса продолжается уже четвертый год подряд.
o
в связи с этими факторами рентабельность производства
большинства сельхозкультур по итогам 2015 года существенно сократится – в
растениеводстве на 1,8% (до 27,4%), в животноводстве – в 1,5 раза (до 9,0%).
Тяжелее всего придется аграриям, связанным с выращиванием подсолнечника (рентабельность уменьшится с 63,4% до 36,5%),
рапса (с 58,8% до 29,2%), ячменя (с 27,2% до 18,3%), сои (с 35,0% до 10,0%), овощей открытого
грунта (с 18,0% до 9,0%), сахарной
свеклы (с 17,9% до 1,2%).
Нерентабельным станет производство овса (-0,1%), ягод (-4,1%), хмеля (-12,7%),
картофеля (-14,5%), сорго (-20,1%). В животноводстве прибыльным будет лишь
производство яиц, в то время как все остальная животноводческая продукция
станет убыточной (к примеру, мясо свиней, по которому рентабельность в 2014 г.
составила +5,6%, по итогам 2015 г. составит -8,3%, по молоку аналогичные
показатели - +11,0% и -4,5%).
Однако все эти факторы не были приняты
во внимание правительством:
·
По отрасли может существенно
ударить проведенная в конце 2015 г. очередная «налоговая реформа»:
o
Введен
переходной период до конца 2016 г., в течение которого НДС будет распределяться
между государством и аграриями в таких пропорциях:
§ у хозяйств, специализирующихся на молочном
животноводстве, 80% будет оставаться на спецсчетах, 20% - перечисляться в
бюджет;
§ для производителей свиней, курятины приняли компромисс по
уплате НДС 50% на 50%;
§ для производителей продукции растениеводства - 15% НДС
оставаться производителю на спецсчета, 85% НДС будет перечисляться в госбюджет.
o
Начиная
с 2017 г. все 100% НДС будут перечисляться в бюджет.
o
Для 4-й
группы МСБ (аграрии) – повышаются в среднем на 80% все ставки единого налога
для всех видов (категорий) находящихся у них в пользовании земель; максимально
увеличен коэффициент для пашни, сенокосов и пастбищ до 0,81 (предыдущий размер
ставки - 0,45). Это фактически по сравнению с 2014 годом, повышение примерно в
40 раз. В 2015 - повышение было в 21 раз. То есть, в 2014 году
сельхозпроизводители в среднем платили 6 грн. на га, в 2015 - 120-130 грн. на
га, к 2016 - будет 216 грн. на га.
·
Помимо этого, значительно сокращена
прямая господдержка аграриев их госбюджета:
o
в 5 раз (с 250 до 50 млн. грн.) уменьшены средства,
направляемые на господдержку животноводства;
o
сохранена на уровне прошлого года финансовая поддержка
с использованием механизмов удешевления кредитов (300 млн. грн.), при этом не
учтено, что:
§ в 2015 г. инфляция в измерении
г/г превысила 48%, а гривна девальвировала в 1,8 раза, хотя кредит берутся на
закупку топлива, техники, посевного материала и кормов либо импортных, либо
имеющих значительную валютную составляющую;
§ потребность в удешевлении
кредитов оценивалась в 300 млн. грн. тогда, когда учетная ставка НБУ составляла
14% (а не нынешние 22%);
o
ликвидирована бюджетная программа закупки техники для
АПК, которая затем передавалась на условиях финансового лизинга (в 2015 г. – 54
млн. грн.).
·
В результате украинские аграрии
будут и дальше терять конкурентоспособность. По уровню господдержки производства аграрной продукции
Украина всегда занимала последние места в Европе. У западных компаниями средняя
дотация аграриям - около 520 евро на гектар, в Украине благодаря спецрежиму
было около 25-27 долл. на гектар, после его пересмотра на 2016 год и отмены с
2017 г., и с учетом сокращения / отмены бюджетных программ – будет еще меньше.
· Еще более сомнительная инициатива адресована в сторону аграрной науки, основная задача которой – через систему фундаментальных и прикладных исследований обеспечивать аграриев-производителей новыми высокоурожайными сортами растений и более продуктивными породами животных, усовершенствованием агротехнологий (в т.ч. технологий восстановления и повышения плодородия земель) и т.д. Бюджетное финансирование НАН Украины сокращено на 10,7% (на 64,0 млн. грн.), а объем средств, выделяемых на фундаментальные и прикладные научные и научно-технические исследования – на 11,7% (на 65,5 млн. грн.). При этом режутся в первую очередь гарантированные средства (из общего, а не специального фонда госбюджета) на расходы развития, т.е. на закупку лабораторного оборудования для организации научных работ (на 23,8%, или на 82,6 млн. грн. – с 347,3 до 264,7 млн. грн.). В таких условиях умышленно закладывается углубление разрыва между потребностями аграрного сектора и возможностями аграрной науки.
Последний сектор, давший в 2014 году
прирост в 2,2%, по итогам 2015 года отметился падением. Инициативы
правительства по повышению фискальной нагрузки уже в ближайшее время могут
спровоцировать дальнейшее сокращение сельскохозяйственного производства, и как
результат – банкротство хозяйств и увеличение безработицы на селе.
Владислав Мельник