ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ В 2015 ГОДУ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СОКРАТИЛИСЬ

22/01/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ В 2015 ГОДУ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СОКРАТИЛИСЬ

По итогам 2015 года грузооборот сократился на 6,0%, перевозки грузов – на 10,6%, пассажирооборот – на 8,5%, пасажироперевозки – на 12,3%.

Как и предполагал АЦ «НОСЭП» в предыдущих анализах работы транспортной отрасли, этот сегмент экономики после провального начала года, когда перевозки упали до 76,5% от уровня начала 2014 года, постепенно нащупал дно и даже начал восстанавливаться, а темпы падения из месяца в месяц сокращались. Уже к середине июня 2015 г. – по пассажирским перевозкам, и к началу ноября – по грузовым отрасль сравнялась по размеру с объемами потерь предшествующего года, а на конец 2015 года – показала результаты лучшие, чем в 2014 году.

Первопричина этого – прежде всего ухудшение базы сравнения: начиная с июня 2014 года вследствие конфликта на востоке страны разразился масштабный транспортный кризис , повлекший ежемесячное сокращение объемов перевозок и вызванный:

§  с одной стороны – повреждениями инфраструктурных транспортных объектов (по оценкам только Укрзализныци» - ее потери по состоянию на конец весны 2015 г. приближались к 1 млрд. грн.), разрушением Донецкого и Луганского международного аэропорта, захватами крупных железнодорожных узлов на востоке страны, приостановками работы ряда других аэропортов после катастрофы малазийского авиалайнера MH-17;

§  с другой стороны – разворачивающимся кризисом в базовых секторах экономики, которые в силу сокращения производства или остановки ряда предприятий (в первую очередь – на востоке страны) существенно сократили свою потребность в перевозках.

Оптимистичной назвать ситуацию в транспортной отрасли пока нельзя.

Чтобы получить более достоверную оценку – есть резон сравнивать 2015 год с 2013 годом (последним годом стабильности, когда экономика уже стагнировала, но на ней не сказывались боевые действия на Донбассе летом-осенью 2014 года, а также политические потрясения прошлого года, связанные с чередой досрочных выборов, пост-революционными перестановками во власти с недостаточно эффективным и профессиональным госуправлением ).

В этом сравнении (2015/2013) – картина выглядит плохо.

Если весной в грузовом сегменте наблюдалась достаточно оптимистичная положительная динамика, то летом и особенно осенью фиксировалась стабилизация темпов падения в коридоре -15,5…-16,5%, но по итогам 2015 года – сокращение объемов даже увеличилось.

В сегменте пассажирских перевозок наблюдалась обратная картина – постепенное падение (за исключением положительной динамики в феврале), и с начала осени – некоторое восстановление, но назвать его оптимистическим – нельзя: за 4 последних месяца удалось отыграть менее 1,5%, и годовое падение составило целых 19%.

Причина такого положения дел:

§  с одной стороны – рост цен на транспортные услуги в целом на 41,6% в 2014 году, а дополнительно к этому еще на 20,4% в 2015 г. (в том числе на железнодорожные пассажирские перевозки на 9,0%, автотранспортные перевозки – на 30,6%);

§  с другой стороны – падение реальных доходов граждан, вызванные высокой инфляцией (24,9% в 2014 г. и дополнительно 43,3% в 2015 г. ), резко возросшей убыточностью бизнеса (если по итогам 2013 г. общий финансовый результат до налогообложения составлял +29,3 млрд. грн., по за январь-сентябрь 2015 г. – «минус»183,9 млрд. грн.) и дальнейшим сокращением объемов промышленного производства.

Если посмотреть на результаты работы транспортных под-отраслей – то следует отметить, что увеличился товарооборот лишь в сегменте водного транспорта, но, во-первых, рост крайне мал (+0,1% ), во-вторых – «водники» играют крайне малую роль в грузоперевозках – 1,7% от общего объема, в третьих – по физическим объемам грузооборота Украина в 2015 г. скатилась на уровень 1968 года, а по пассажирообороту – показала исторический минимум не только за годы независимости, но и за весь период имеющийся статистики (он в 2015 г. составил 22,3 млн. пассажирокилометров – в 18,3 раза меньше по сравнению с 1932 годом).

Украина на государственном уровне продолжает игнорировать развитие водного транспорта, не принимая во внимание то, что в Европе он признан наиболее экономичным и наиболее экологическим по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Результат налицо – на главную водную артерию страны Днепр приходится всего 1% общего объема перевозок грузов; для сравнения – в Европе аналогичный показатель достигает 15%.

Грузоперевозки по воде сегодня держатся в основном на энтузиазме частников. К примеру, из 6,4 млн. тонн перевезенных по воде грузов – 25% (1,6 млн. тонн) приходится на «Нибулон», имеющий программу строительства собственного флота и перевалочного хозяйства.

В последние пять месяцев систематически ухудшалась ситуацию в сегмента авиационных грузоперевозок, хотя еще по итогам 7-ми месяцев они давали рост (+2,6%). Кумулятивным итогом за 2015 год падение составило уже двузначную цифру (-11,8% по обороту и -12,1% по грузам, которых за год перевезено всего 100 тыс. тонн, что в 2,6-2,7 раза меньше, чем перевозилось в начале 80-х годов прошлого столетия). Развитие авиационных грузоперевозок не в последнюю очередь зависят от возможностей расширения авиапарка, но этот момент остается проблемным:

§  неоднократные попытки восстановить серийное производство АН-124, остановленное в 2004 году, привело к достижению в 2013 г . договоренностей на высшем уровне между Украиной и РФ о расконсервации проекта, но после аннексии Крыма и начала конфликта на Востоке со стороны РФ было сделано политическое заявление о том, что «российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня, как и другие совместные российско-украинские проекты в авиастроении»;

§  скорее всего, так и останется в единственном экземпляре АН-224 «Мрия». Заготовки для сборки второго – имеются, специалисты еще в 2006 г. оценивали степень достройки в 30-40%, но все упирается в финансирование – для завершения «Мрии-2» необходимо 100-110 млн. дол. США, из которых примерно четверть – на покупку двигателей, которые производит запорожское «Мотор-Сич»… Время от времени возникающие разговоры о целесообразности достройки «Мрии-2» так пока и остаются разговорами.

§  29 декабря 2015 года ГП «Антонов» завершил сборку фюзеляжа второго опытного образца среднего транспортного самолета Ан?178 (первый сейчас готовится к летным испытаниям и показам на авиасалонах) и агрегатов фюзеляжа первого демонстрационного легкого транспортного самолета Ан?132. Говорить о сроках их серийного выпуска и перехода к коммерческой эксплуатации пока рано.

Заметно улучшилась ситуация в трубопроводном сегменте. Если еще два месяца назад он демонстрировал падение в 7,5%, то в результате улучшения показателей работы в ноябре-декабре падение по итогам 2015 года сократилось до 1,1%. Перекачка аммиака уменьшилась на 1,9%, газа – на 2,9%, нефти – на 0,6%. Следует отметить увеличение транзита : по аммиаку – на 0,2%, нефти – на 0,9%, газу – на 7,9%. Однако говорить о возвращении стабильного роста в транзитном сегменте пока рано – для этого есть достаточно весомые факторы и риски:

§  что касается газа – это прежде всего повышение на 50% тарифов на транзит с начала 2016 г. и принятое 22 января Антимонопольным комитетом Украины решение о присуждении РАО «Газпром» штрафа в размере 85 млрд. грн. за монополизм на рынке транзита газа, что может привести к уменьшению перекачки «голубого топлива» через территорию Украины;

§  что касается аммиака – здесь есть некоторый временной лаг рисков, но на 2017 год основной клиент «Укртрансаммиака» - российский «Тольяттиазот» - планирует запустить первую очередь альтернативного перегрузочного комплекса в порту Тамань ( РФ), общая пропускная способность которого должна составить 2 млн. тонн в год (для сравнения: пропускная способность нитки «Тольятти – Одесса» - 2,5 млн. тонн в год).

Практически стабильны в последние месяцы темпы падения в сегменте автомобильных перевозок, которые сократились по итогам 2015 года на 8,8% по грузообороту и на 18,2% по объемам перевезенных грузов. Причиной проседания этого сектора являются высокие цены на топливо, которые держатся на высоком уровне даже невзирая на существенное падение цен на нефть. Попытки Правительства надавить на сети АЗС и принудить их к снижению отпускной стоимости топлива пока заметного успеха не принесли.

По-прежнему сложной остается ситуация в ключевом для страны сегменте железнодорожных перевозок (62% грузооборота и 58% объемов грузоперевозок) – по итогам 2015 года зафиксировано падение на 7,5% по обороту и 9,4% по физическим объемам перевезенных грузов. Меньшие, чем в 2015 г. объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом (350 млн. тонн) были зафиксированы только в 1996-1999 г.

Всего перевезено 350 млн. тонн грузов. Динамика перевозок по категориям грузов неоднородна:

§  главный сегмент ж/д перевозок, в котором зафиксирован рост – зерно и продукты его перемола (+14,1% ) – но значительная часть этого роста приходится на урожай прошлого года, и это хорошо видно по помесячной динамике, имеющей тенденцию к сокращению темпов роста;

§  увеличились также перевозки железной и марганцевой руды (правда, всего на 0,7%) и леса (на 0,3%); вступивший в силу с 1.01.2016 г. мораторий на экспорт необработанного леса уже в ближайшее время может привести к значительному сокращению перевозок в отношении этого ресурса, и «плюс» 2015 года скорее всего обернется «минусом» в году 2016-том.

§  по всем другим товарным позициям – результаты отрицательные: по углю (-23,0%), лому черных металлов (-20,9%), коксу (-17,8%), стройматериалам (-16,0%), черным металлам (-14,1%), нефти и нефтепродуктам (-12,1%), химическим и минеральным удобрениям (-12,0%).

 

Не менее проблемным остается и сегмент пассажироперевозок. В 2015 году пассажирооборот по сравнению с 2014 годом сократился на 8,5%, перевозки пассажиров – упали на 12,3%.  Наибольшие темпы падения зафиксированы:

§  по пассажирообороту – в водном (-46,9%) и автомобильном (-28,4%) сегменте;

§  по количеству перевезенных пассажиров – также в автомобильном (-22,4%) сегменте.

Относительно стабильной по сравнению с 2014 г. оставалась ситуация в железнодорожных пассажирских перевозках (количество перевезенных пассажиров даже увеличилось на 0,1%, а пассажирооборот сократился всего на 1,2%). Во всех остальных сегментах (включая городской электротранспорт) – зафиксировано сокращение и пассажиропотока, и пассажирооборота на 2-4%.

 

 Владислав Мельник