В 2015 г. объемы строительства в стране сократились на 14,9% по сравнению с 2014 годом.
Упомянутая цифра – четвертый наихудший результат работы
строительной отрасли с 1997 года: большие объемы падения были только в годы
мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. (-15,8% и -48,2% соответственно), и
в эпоху первого Правительства А.Яценюка (2014 год: -20,4%).
Причина некоторого замедления темпов
падения строительства – прежде всего ухудшение базы сравнения (в статистике 2015/2014 хорошо ощутим вклад результатов
работы за май-декабрь 2014 г., когда противостояние на востоке находилось в
достаточно горячей фазе).
Сравнение результатов работы строительной отрасли с
последним годом стабильности (2013) приводит к выводу о том, что сектор,
начиная с апреля «лежит на дне», и его глубина – 32-36%. Не может не
тревожить то обстоятельство, что объемы строительных работ сокращаются четыре
года подряд – с 2012 года, и за этот период они уменьшились почти вдвое
(-44,1%).
В 2015 году выполнено работ на 55,9 млрд. гривен, что
всего на 4,8 млрд. грн. больше, чем в 2014 году, но на 2,7 млрд. грн. меньше,
чем в 2013 году, и на 7,0 млрд. грн. меньше, чем в 2012 году.
Львиная доля работ пришлась на строительство объектов
жилого фонда (24,3% от общих объемов, 13,5 млрд. грн.). Именно в этом сегменте
продемонстрированы наименьшие темпы отставания от показателей 2014 года
(-3,5%).
Куда хуже обстоят дела в промышленном строительстве:
-17,8% по зданиям, -18,5% по инженерным сооружениям. Благодаря этим результатам строительная отрасль Украины стала
одним из самых провальных секторов экономики страны.
Практически не
велось строительство в базовых отраслях промышленности – удельный вес
строительных работ на предприятиях химической промышленности составил всего
0,3% от общего объема произведенных в стране работ ( 171,2 млн. грн., или
примерно 8 млн. дол. США по среднегодовому курсу ), на металлургических – 2,6%
(1448,8 млн. грн., т.е. около 68 млн. дол. США); на электроэнергетических – 2,9%
( 1640,9 млн. грн., примерно 77 млн. дол. США). Приведенные цифры означают, что
даже теоретически нельзя рассчитывать на то, что за год в стране появится хотя
бы одно (!) новое производство. Сохранение таких тенденций создает высокие
риски для дальнейшей де-индустриализации страны, в результате чего Украина
останется без промышленного комплекса и целых базовых отраслей, большинство
объектов которых было введено в строй после, а некоторые – еще до Второй
мировой войны.
Критическим является падение
строительства в двух восточных регионах, находящихся рядом с линией соприкосновения: Донецкой
(-59,0%) и Луганской (-51,8%) областях. Приходится констатировать факт – на
создание условий для нормальной жизни и скорейшее восстановление работы базовых
отраслей экономики в ближайшее время рассчитывать не приходится.
Всего 8 областей продемонстрировали рост строительных
работ (Волынская +32,3%,
Николаевская +20,7%, Закарпатская +14,8%, Львовская +12,7%, Хмельницкая +5,7%,
Ивано-Франковская +4,7%, Винницкая +3,7% и Харьковская +1,0% области ), но в
совокупности на них приходится всего лишь 28,2% от общего объема строительства
по стране (для сравнения: это меньше, чем удельный вес Киева и Днепропетровской
области (30,9%)).
В остальных 17 регионах –
наблюдалось сокращение строительства. Наихудшая ситуация – в Ровенской (-37,2%), Черниговской
(-35,5%), Одесской (-23,4%), Житомирской (-18,1%), областях.
Сокращение работ, которые ведутся за бюджетные средства и
деньги частного бизнеса еще можно объяснить (по первым – режимом финансовой экономии, при котором капитальные
вложения минимизированы, по вторым – значительным ростом убытков, когда
бизнесменам практически нечего инвестировать в новые производства, да и
нецелесообразно – в условиях сужения внутреннего рынка и уменьшения объемов
экспорта).
Но крайне трудно найти объяснения –
почему сокращаются объемы работ, финансируемых международными финансовыми
организациями. Еще в середине лета
Правительство попыталось разобраться, почему проседают все «международные проекты»
- от реконструкции каскада ГЭС до строительства и ремонта ЛЭП, автодорог и
прочих масштабных инфраструктурных объектов.
Основных причин было названо три: девальвация (заставившая
по-новому пересчитывать стоимость закупок и работ), долгое согласование условий
тендеров, необходимость рассчитываться по долгам предыдущих периодов. Все три
причины – относятся к сфере ответственности государства (НБУ, органов исполнительной власти, контролирующих работу Укравтодора,
Укрэнерго, Укргидроэнерго и т.д.), компетентности и готовности исполнителей
проектов работать по правилам МФО и проводить все платежи вовремя и в полном
объеме.
Невзирая на это – мер не
предпринято, и в середине ноября 2015 года Директор Мирового банка по Украине,
Беларуси и Молдове Чимяо Фан констатировал крайне неприятный факт – из выделенных Украине 2,8 млрд. дол. текущего портфеля
финансирования выбрано всего около 100 млн. дол., и дал неутешительный посыл Правительству , суть которого сводится к
следующему - не имеет смысла утверждать новые
проекты, если существующие просто висят, а неэффективные проекты вообще надо
сворачивать[1].
Аналогичная плачевная
картина наблюдается и по проектам других международных организаций.
Адекватной реакции правительства на
провальные результаты работы строительной отрасли пока не последовало. Вместо выработки дополнительных мер государственной
поддержки и стимулирования восстановления этого сектора экономики принимаются
решения, ведущими к ее дальнейшей
деградации в 2016 году:
§ продолжает сокращаться объем госгарантий масштабным
инфраструктурным проектам, предусматривающих значительные объемы строительных
работ. Если в 2013 году на эти цели выделялось более 6,2 млрд. дол. США, в 2014
году – 1,6 млрд. дол. США, в 2015 году – 1,2 млрд. дол. США, то на 2016 год
даже при нынешнем курсе гривны – предусмотрено около 1,1 млрд. дол. США.
§ принято решение свернуть практически все значимые
строительные проекты: прекращается финансирование единственной строящейся
за годы независимости шахты «Нововолынская №10» (в 2005 г. на этот проект было
направлено 200 млн. грн.), на 27% урезаются средства на строительство жилья для
военнослужащих ВС Украины (с 940,5 до 687,3 мл. грн.), на 21% - средства на
строительство нового корпуса «Охмадета» (с 500,0 до 395,0 млн. грн), на 13% -
средства на удешевление ипотечных кредитов по программам строительства
доступного жилья (с 93,2 до 81,1 млн. грн.), на 37% сокращается финансирование
по Госпрограмме обеспечения доступным жильем молодежи (с 38,0 до 24,0 млн.
грн.).
§ всего на 3,4% (с 2,9 до 3,0 млрд. грн.) увеличивается Госфонд регионального развития
– даже при заниженном правительственном прогнозе инфляции на 2016 год в размере
12% эти дополнительные средства будут съедены ростом цен уже весной;
§ увеличение фискальной нагрузки на плательщиков единого
взноса 3-ей группы с 2/4% до 3/5%, одновременно с уменьшением с 20 млн. грн. (2,5 млн. дол. США по курсу 2013
г.) до 5 млн. грн. (200 тыс. дол.
США ) максимального размера годового
дохода приведет к тому, что часть строительных компаний будет вынуждена
прекратить существование.
Все эти факторы безусловно будут подталкивать строительную отрасль к дальнейшему сокращению (сегодня она обеспечивает работой более 750 тыс. человек), за которым последует углубление кризиса у смежников – в индустрии добычи, переработки, выпуска и реализации стройматериалов, разработчиков и производителей строительной техники, машин и механизмов и т.д.
Строительство как сектор, прямо
характеризующий уровень модернизации национальной экономики и ее базовых
отраслей – своей работой в 2015 году не дает повода говорить о скором
восстановлении экономического роста. Падение, продолжающееся четвертый год
подряд и достигшее на начало 2016 года глубины в -44,1% (по сравнению с
2012 годом), сопровождающееся непродуманной политикой Правительства в
отношении строительной отрасли, грозит стране катастрофическим углублением
уровня де-индустриализации.