ЯНВАРСКАЯ ИНФЛЯЦИЯ – ПОКА В РАМКАХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГНОЗОВ

09/02/2016
Моніторингові продукти
ЯНВАРСКАЯ ИНФЛЯЦИЯ – ПОКА В РАМКАХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГНОЗОВ

По сообщению Госстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе 2016 г. составил 100,9%, в годовом измерении – январь 2016/январь 2015 – 140,3%. Цены производителя снизились на 1,1% по сравнению с началом года, в годовом измерении – рост цен в промышленности замедлился до 21,2%.

Озвученная чиновниками цифра инфляции демонстрирует несколько тенденций:

§  Правительство пытается с самого начала года держать руку на пульсе уровня цен в стране, чтобы не выйти за пределы определенного для себя порога (12%), и видимо  сделало выводы из прошлогоднего опыта, когда январская инфляция сразу в 3,1% задала темп всему году.

§  Чтобы избежать прошлогодних рисков, когда приходилось просто замораживать действие соответствующего тематического закона, планку порога, при котором необходимо индексировать доходы населения, повысили со 101 до 103%[1]. Таким образом, кроме предусмотренной бюджетом-2016 «основной» индексации на 12%, Правительству не придется компенсировать ничего больше, поскольку «вгонять» месячную инфляцию под новый порог будет значительно легче.

§  Тем не менее, если взглянуть в более далекую ретроспективу, 0,9% за январь месяц – это существенно выше, чем рост цен за такой же период в 2012-2014 гг. при предыдущей власти (по 0,2%), которая за весь последний год стабильности (2013 ) сумела удержать инфляцию в пределах 0,5%, т.е. почти на вдвое меньшем уровне, чем в 2016 году достигнут за месяц.

§  Тенденция к росту цен на большинство товарных позиций сохраняется, а на приличный показатель (меньше 1%) удалось выйти в первую очередь благодаря:

o  снижению цен на одежду (-4,5%) и обувь (на 4,1%), что носит субъективный характер – до середины января длятся всевозможные новогодние распродажи, население в нынешних условиях уже не до крупных покупок, и они пытаются купить чуть дешевле хотя бы одежду;

o  уменьшению цен на топливо на 1,3%, что в общем-то сложно поставить в заслугу правительству, поскольку спровоцировано общемировым снижением цен на нефть, и как следствие – продукты ее переработки, а Украина, импортируя значительные объемы ГСМ, лишь отслеживает те процессы, которые происходят за ее пределами. Снижение цен в этом сегменте оказалось незначительным, поскольку значительная часть была перекрыта девальвацией гривны.

§  Всего за месяц заметно выросли цены на позиции, которые прямо связаны с кошельком каждого украинца: продукты питания ( +2,2%), лекарства (+1,2%), амбулаторные услуги (+1,3%), образование (+2,5%, львиная часть обеспечена увеличением платы за содержание детей в дошкольных заведения – на 8,4%).

§  Такие позиции, как фрукты (+9,6%) и овощи (+9,1%) были традиционно малодоступными для жителей страны в зимний период. В начале 2016 г. список пополнился подорожавшими «социальными» продуктами: молоко прибавило в цене 2,9%, масло – 2,7%, яйца – 1,8%, сыр и творог – 1,7%, подсолнечное масло – 1,4%, рыба и рыбные продукты – на 1,1%. Если же сравнить рост зарплаты за последний календарный год ( декабрь 2015 / 2014: 5230 / 4012 грн., или +30,4%) – он покрыл лишь рост цен на мясо, сыр и молоко, все остальные продукты питания дорожали существенно большими темпами[2].

§  Продолжается ползучий рост коммунальных тарифов: водоснабжение подорожало на 12,1%, канализация – на 3,5%, оплата содержания и ремонта жилья – на 0,7%. 

С ценами производителя, которые уменьшились на 1,1% - произошел эффект «средней температуры по больнице».

§  Львиную часть так называемого падения обеспечили нефтедобыча (-14,2%) и нефтепереработка (-18,4%), а также незначительно (-3,0%) добыча металлических руд и металлургическое производство (-1,8%). Единственная причина – рекордно низкие цены на мировых рынках, которые заставляют украинские кампании учитывать эти реалии.

§  Уже очевидно, что предприятия ГМК ждут непростые времена. Чтобы поддерживать хоть какую-то конкурентоспособность, приходится снижать цены, но это не спасает: объемы что экспорта, что внутреннего потребления сокращаются значительно большими темпами, чем можно уменьшить себестоимость. Высока вероятность того, что выход в этих условиях будет применен традиционный, но социально опасный в нынешних условиях: сокращение зарплат и персонала.

§  Картина в упомянутых отраслях достаточно неоднозначна: если сравнивать с январем прошлого года, то нефтяники не уменьшили, а увеличили отпускные цена на свою продукцию в измерении год-к-году на 89,4%, металлурги – на 9,4%. Аналогичные разнонаправленные тенденции и в мясной промышленности ( -2,0% по сравнению с декабрем-2015, но +22,0% по сравнению с январем-2015), в отношении продукции топливно-энергетического комплекса (-3,4% / +24,5% соответственно), и в химической отрасли (-0,5% / +20,6%).

§  Остальные отрасли в январе-2016 лишь продолжили прошлогодние тенденции к росту цен: коксохимия – на 11,1% по сравнению с декабрем-2015, машиностроение – на 6,1%, транспортное машиностроение – на 5,3%, угледобыча – на 5,4%, фармацевтика – на 2,2%, и это – залог дальнейшего роста потребительских цен.

§  Перед большинством отраслей экономики ныне стоит крайне серьезный вызов. Уже почти четыре месяца продолжается противостояние «Мининфраструктуры vs реальный сектор экономики». Первый, действуя в интересах Укрзализныци, намерен в 2016 году в два этапа поднять тарифы на ж/д перевозки совокупно на 30% (по данным профильных объединений – с учетом скрытых составляющих рост реальных тарифов может достичь до 50%).

o  Против категорически выступают профильные отраслевые ассоциации – аграриев, угольщиков, металлургов, химиков (последние отметили, что рост тарифов приведет к тому, что из химической продукции вообще нечего будет перевозить).

o  Минфин и МЭРТ согласовали первый этап повышения (на 15%), при этом главное экономическое ведомство посчитало, что новые тарифы «добавят к индексу промышленных цен лишь 0,23 процентных пункта, что не будет противоречить макроэкономическому прогнозу, разработанному МЭРТ».

o  Против выступила Госрегуляторная служба, и на основании ее предложений Минюст заблокировал вступление в силу приказа Мининфраструктуры. Отредактированный проект документа должен согласовываться по новой, более совершенной процедуре, утвержденной Кабинетом министров в декабре прошлого года, и включать в себя экономическое обоснование роста тарифов, описание и анализ альтернатив прямому повышению, а так же оценку расходов, которые будут возникать у представителей бизнеса в результате действия нового регуляторного акта. МИУ придется доказать, что исчерпаны все другие возможности решение проблем "Укрзализныци".

o  Выполнить последний пункт транспортному ведомству будет особенно трудно, поскольку сейчас Национальное антикоррупционное бюро Украины расследуют факты коррупции в "Укрзализныце". Фактически средства, полученные от повышения тарифов в январе 2015 года, шли не на закупку нового подвижного состава, а в карманы чиновников.

§   Вместе с тем, новые тарифы могут быть продавлены силой (такая практика характерна для нынешнего правительства, и в отношении Укрзализныци была продемонстрирована в 2015 году). В этом случае дальнейший рост цен производителей ( и не невинные 2 х 0,23 п.п.) – гарантирован, а вслед за ними вверх пойдут и цены потребительские.

Хоть январская инфляция и не смогла по официальным данным преодолеть хотя бы 1%, но даже при таких темпах она продолжает «давить на карман» украинца, и по итогам года будет представлена двузначным числом. Основные про-инфляционные факторы, которые еще не нашли свое отображение, - это продолжающаяся с начала года девальвация и ожидаемое повышение цен на тепло, электроэнергию и др. коммунальные тарифы в апреле текущего года.

Снижение цен производителя в первый месяц года также не должно переоцениваться, поскольку оно обеспечено в основном обвалом цен в нефтедобыче / нефтепереработке и частично в добыче / переработке металла (что грозит сокращениями зарплат и увольнениями персонала). Львиная доля отраслей продолжает подымать отпускные цены, а новые повышенные ж/д тарифы могут придать этому процессу дополнительную динамику. 

Владислав Мельник 

[1] Норму изменили в ходе финального принятия бюджета -2016 и пакета бюджетных законов в последней декаде декабря 2015 г.

[2] Сахар: +67,3%, яйца: +59,7%, овощи: +54,4%, подсолнечное масло: +53,5%, фрукты: +43,1%, хлеб: +42,9%, макароны: +41,4%.