По сообщению Госстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе 2016 г. составил 100,9%, в годовом измерении – январь 2016/январь 2015 – 140,3%. Цены производителя снизились на 1,1% по сравнению с началом года, в годовом измерении – рост цен в промышленности замедлился до 21,2%.
Озвученная чиновниками цифра инфляции демонстрирует
несколько тенденций:
§ Правительство пытается с самого начала года держать руку
на пульсе уровня цен в стране, чтобы не выйти за пределы определенного для себя
порога (12%), и видимо сделало выводы из
прошлогоднего опыта, когда январская инфляция сразу в 3,1% задала темп всему
году.
§ Чтобы избежать прошлогодних рисков, когда приходилось
просто замораживать действие соответствующего тематического закона, планку
порога, при котором необходимо индексировать доходы населения, повысили со 101
до 103%[1].
Таким образом, кроме предусмотренной бюджетом-2016 «основной» индексации на
12%, Правительству не придется компенсировать ничего больше, поскольку
«вгонять» месячную инфляцию под новый порог будет значительно легче.
§ Тем не менее, если взглянуть в более далекую
ретроспективу, 0,9% за январь месяц – это существенно выше, чем рост цен за
такой же период в 2012-2014 гг. при предыдущей власти (по 0,2%), которая за
весь последний год стабильности (2013 ) сумела удержать инфляцию в пределах
0,5%, т.е. почти на вдвое меньшем уровне, чем в 2016 году достигнут за месяц.
§ Тенденция к росту цен на большинство товарных позиций
сохраняется, а на приличный показатель (меньше 1%) удалось выйти в первую
очередь благодаря:
o снижению цен на одежду (-4,5%) и обувь (на 4,1%), что
носит субъективный характер – до середины января длятся всевозможные новогодние
распродажи, население в нынешних условиях уже не до крупных покупок, и они
пытаются купить чуть дешевле хотя бы одежду;
o уменьшению цен на топливо на 1,3%, что в общем-то сложно
поставить в заслугу правительству, поскольку спровоцировано общемировым
снижением цен на нефть, и как следствие – продукты ее переработки, а Украина,
импортируя значительные объемы ГСМ, лишь отслеживает те процессы, которые
происходят за ее пределами. Снижение цен в этом сегменте оказалось
незначительным, поскольку значительная часть была перекрыта девальвацией
гривны.
§ Всего за месяц заметно выросли цены на позиции, которые
прямо связаны с кошельком каждого украинца: продукты питания ( +2,2%),
лекарства (+1,2%), амбулаторные услуги (+1,3%), образование (+2,5%, львиная
часть обеспечена увеличением платы за содержание детей в дошкольных заведения –
на 8,4%).
§ Такие позиции, как фрукты (+9,6%) и овощи (+9,1%) были
традиционно малодоступными для жителей страны в зимний период. В начале 2016 г.
список пополнился подорожавшими «социальными» продуктами: молоко прибавило в
цене 2,9%, масло – 2,7%, яйца – 1,8%, сыр и творог – 1,7%, подсолнечное масло –
1,4%, рыба и рыбные продукты – на 1,1%. Если же сравнить рост зарплаты за
последний календарный год ( декабрь 2015 / 2014: 5230 / 4012 грн., или +30,4%)
– он покрыл лишь рост цен на мясо, сыр и молоко, все остальные продукты питания
дорожали существенно большими темпами[2].
§ Продолжается ползучий рост коммунальных тарифов:
водоснабжение подорожало на 12,1%, канализация – на 3,5%, оплата содержания и
ремонта жилья – на 0,7%.
С ценами производителя, которые уменьшились на 1,1% -
произошел эффект «средней температуры по больнице».
§ Львиную часть так называемого
падения обеспечили нефтедобыча (-14,2%) и нефтепереработка (-18,4%), а также
незначительно (-3,0%) добыча металлических руд и металлургическое производство
(-1,8%). Единственная причина – рекордно низкие цены на мировых рынках, которые
заставляют украинские кампании учитывать эти реалии.
§ Уже очевидно, что предприятия
ГМК ждут непростые времена. Чтобы поддерживать хоть какую-то
конкурентоспособность, приходится снижать цены, но это не спасает: объемы что
экспорта, что внутреннего потребления сокращаются значительно большими темпами,
чем можно уменьшить себестоимость. Высока вероятность того, что выход в этих
условиях будет применен традиционный, но социально опасный в нынешних условиях:
сокращение зарплат и персонала.
§ Картина в упомянутых отраслях
достаточно неоднозначна: если сравнивать с январем прошлого года, то нефтяники
не уменьшили, а увеличили отпускные цена на свою продукцию в измерении
год-к-году на 89,4%, металлурги – на 9,4%. Аналогичные разнонаправленные
тенденции и в мясной промышленности ( -2,0% по сравнению с декабрем-2015, но
+22,0% по сравнению с январем-2015), в отношении продукции
топливно-энергетического комплекса (-3,4% / +24,5% соответственно), и в
химической отрасли (-0,5% / +20,6%).
§ Остальные отрасли в январе-2016
лишь продолжили прошлогодние тенденции к росту цен: коксохимия – на 11,1% по
сравнению с декабрем-2015, машиностроение – на 6,1%, транспортное
машиностроение – на 5,3%, угледобыча – на 5,4%, фармацевтика – на 2,2%, и это –
залог дальнейшего роста потребительских цен.
§ Перед большинством отраслей
экономики ныне стоит крайне серьезный вызов. Уже почти четыре месяца
продолжается противостояние «Мининфраструктуры vs реальный сектор экономики».
Первый, действуя в интересах Укрзализныци, намерен в 2016 году в два этапа
поднять тарифы на ж/д перевозки совокупно на 30% (по данным профильных
объединений – с учетом скрытых составляющих рост реальных тарифов может достичь
до 50%).
o Против категорически выступают
профильные отраслевые ассоциации – аграриев, угольщиков, металлургов, химиков
(последние отметили, что рост тарифов приведет к тому, что из химической
продукции вообще нечего будет перевозить).
o Минфин и МЭРТ согласовали
первый этап повышения (на 15%), при этом главное экономическое ведомство
посчитало, что новые тарифы «добавят к индексу промышленных цен лишь 0,23 процентных
пункта, что не будет противоречить макроэкономическому прогнозу, разработанному
МЭРТ».
o Против выступила Госрегуляторная
служба, и на основании ее предложений Минюст заблокировал вступление в силу
приказа Мининфраструктуры. Отредактированный проект документа должен согласовываться по новой, более
совершенной процедуре, утвержденной Кабинетом министров в декабре прошлого
года, и включать в себя экономическое обоснование роста тарифов, описание и
анализ альтернатив прямому повышению, а так же оценку расходов, которые будут
возникать у представителей бизнеса в результате действия нового регуляторного
акта. МИУ придется доказать, что исчерпаны все другие возможности решение
проблем "Укрзализныци".
o Выполнить последний пункт транспортному
ведомству будет особенно трудно, поскольку сейчас Национальное
антикоррупционное бюро Украины расследуют факты коррупции в "Укрзализныце".
Фактически средства, полученные от повышения тарифов в январе 2015 года, шли не
на закупку нового подвижного состава, а в карманы чиновников.
§ Вместе с тем, новые тарифы могут быть продавлены силой (такая практика характерна для нынешнего правительства, и в отношении Укрзализныци была продемонстрирована в 2015 году). В этом случае дальнейший рост цен производителей ( и не невинные 2 х 0,23 п.п.) – гарантирован, а вслед за ними вверх пойдут и цены потребительские.
Хоть январская инфляция и не смогла по официальным данным преодолеть хотя
бы 1%, но даже при таких темпах она продолжает «давить на карман» украинца, и
по итогам года будет представлена двузначным числом. Основные про-инфляционные
факторы, которые еще не нашли свое отображение, - это продолжающаяся с начала
года девальвация и ожидаемое повышение цен на тепло, электроэнергию и др.
коммунальные тарифы в апреле текущего года.
Снижение цен производителя в первый месяц года также не должно
переоцениваться, поскольку оно обеспечено в основном обвалом цен в нефтедобыче
/ нефтепереработке и частично в добыче / переработке металла (что грозит
сокращениями зарплат и увольнениями персонала). Львиная доля отраслей
продолжает подымать отпускные цены, а новые повышенные ж/д тарифы могут придать
этому процессу дополнительную динамику.
[1]
Норму изменили в ходе финального
принятия бюджета -2016 и пакета бюджетных законов в последней декаде декабря
2015 г.
[2]
Сахар: +67,3%, яйца: +59,7%, овощи:
+54,4%, подсолнечное масло: +53,5%, фрукты: +43,1%, хлеб: +42,9%, макароны:
+41,4%.