ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

12/02/2016
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Представляя программу правительства на 2016 г., Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о введении в стране обязательного медицинского  страхования (ОМС) и создании государственной страховой компании, которая  будет работать на этом рынке услуг.

Вчерашнее заявление Яценюка совпало по времени с публикацией на официальном сайте МОЗ Концепции реформы финансирования системы здравоохранения Украины до 2020 года,  в которой даже не упоминается об ОМС, что вызывает природный вопрос - на сколько Глава Правительства владеет ситуацией в части стратегической направленности работы профильного министерства. 

Выступая с заявлением о необходимости обеспечить пациентам  финансовые гарантии под обязательный пакет медуслуг  в рамках ОМС, Премьер не упомянул, из каких источников будут собираться средства для формирования страхового фонда:

§   Если глава правительства имел в виду государственный и местные бюджеты, то в условиях хронического недофинансирования здравоохранения этих средств явно недостаточно, а если источник  единый социальный взнос (ЕСВ), то на фоне громких заявлений КМУ о снижении налогового давления на бизнес – это выглядит как непрофессионализм или обман населения. (Для справки,  средний размер страховых  взносов на медстрахование ( в % к ФОП) составляет: Австрия - 10,2, Бельгия - 8,4, Нидерланды - 19, Германия - 12,9, Польша- 9,5, Франция- 19 ).

§   После достигнутого снижения ЕСВ с 41% до 22%,  при ведении ставки как в Польше страна для формирования фонда ОМС получит ЕСВ не менее 31,7%.

§   Вопросы дополнительного финансирования встанут и в связи с необходимостью администрировать ОМС. По оценкам международных экспертов, финансовые и административные затраты на  создание системы администрирования ОМС велики.  Этот вопрос Премьер также обошел стороной.

Самое главное, что при значительных затратах на администрирование внедрение ОМС само по себе не может обеспечить доступность и качество медицинских услуг в условиях, когда сеть медицинских учреждений раздута, неэффективна и не имеет стимулов для повышения своей эффективности. Специалисты Мирового банка неоднократно указывали на то, что внедрение ОМС до реструктуризации сети медучреждений приведет к тому, что большее количество финансовых средств будут тратиться на производство медуслуг без повышения их качества. Поэтому международные эксперты рекомендовали вначале провести реформу систем здравоохранения  и только после этого постепенно внедрять ОМС. Поскольку реформа здравоохранения практически остановлена, призывы Премьера вводить ОМС выглядят как попытка создать видимость реформ за счет неэффективной траты государственных денег.

Озвученная Яценюком модель внедрения ОМС не на времени и не подготовлена, потому что:

§  Отсутствуют четко определенные источники средств (кроме хронически недофинансируемого  бюджета здравоохранения) для наполнения  фонда ОМС

§  Система здравоохранения не реформирована – оптимальная сеть медучреждений не создана и подходы к финансированию (вместо сметы – за услугу) не изменены и даже при наличии средств ОМС не выполнит своей основной задачи – обеспечение пациентам  финансовых гарантий под обязательный пакет медуслуг  в рамках ОМС и повышение качества медпомощи

§  Очевидные противоречивая между заявлениями Премьера и стратегией МОЗ  говорят о несогласованности действий внутри правительства.

 Марина Максимчук