ПО ОБЪЕМАМ ВВЕДЕННОГО В 2015 ГОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЬЯ УКРАИНА ДОБИЛАСЬ РОСТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОДАРЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ЗАСТРОЕК

Госстат обнародовал информацию, согласно которой в 2015 году в Украине введено в эксплуатацию 11,04 млн. кв. м жилья, или на 13,4% больше чем в 2014 году

19/02/2016
Моніторингові продукти
ПО ОБЪЕМАМ ВВЕДЕННОГО В 2015 ГОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЬЯ УКРАИНА ДОБИЛАСЬ РОСТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОДАРЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ЗАСТРОЕК

Жилищная проблема в Украине всегда была достаточно острой:

§   более 4,5 млн. кв. м жилья в Украине  составляет ветхий и аварийный фонд, 12% жилых зданий нуждается в капитальном ремонте, а 10 % – в реконструкции;

§   около 70 млн. кв. м ( или пятую часть всего жилого фонда) представляют дома первых массовых серий 50–60-х годов XX столетия, которые морально устарели и не отвечают современным нормам; энергозатраты на их содержание и обеспечение комфортных условий проживания превышают современные нормативы в 2,5–3 раза, неоправданно велики эксплуатационные расходы на предоставляемые услуги по отоплению, водоснабжению и водоотводу;

§   общее состояние жилого фонда таково, что задержка с проведением восстановительных работ (там, где это экономически выгодно и технически возможно) еще на 5–10 лет может привести к необходимости сноса домов в объеме более 20 % от существующего жилого фонда;

Потребность в жилье – также высока:

§   в стране требуют улучшения жилищных условий минимум 600 тысяч семей и одиночек (без учета АР Крым, Севастополя и зоны АТО). Ежегодно количество решивших эту проблему уменьшается лишь на 5-6 тысяч домохозяйств. При имеющихся средних темпах строительства жилищная проблема не будет разрешена в течение ближайших десятилетий.

§   в 2014-2015 годах перед Украиной стал новый вызов – вынужденные переселенцы, количество которых, по данным управлений социальной защиты местных государственных администраций, достигло уже 1,7 млн. человек. Одна из первоочередных проблем переселенцев – жилье, в том числе – с учетом мест их рассредоточения – в освобожденных районах Донецкой и Луганской областей.

§   помимо прежних категорий граждан, которым государство должно было помочь с новым жильем, появились и новые категории – инвалиды и семьи погибших участников АТО.

Благодаря этим и некоторым другим факторам жилищное строительство остается крайне важным и актуальным для Украины , а результаты его работы – имеющими высокое социальное значение.

С одной стороны – стоит отметить, что Украина вроде бы существенно прирастила строительство жилья: введено в эксплуатацию на 13,4% или на 1,29 млн. кв. м. больше, чем годом ранее.

Не может не радовать , что постоянно увеличивается удельный вес жилья, строящегося в сельской местности: если в 2011 году на этот сегмент приходилось 26,7%, то в 2015 году – уже 32,4%, и это в определенной мере будет сдерживать процессы деградации села, выталкивания населения в города, чья инфраструктура уже не всегда справляется с наплывом дополнительного количества жителей. Увеличение средней площади строящегося жилья – в некотором плане также можно рассматривать как фактор повышения комфортности жилищных условий для граждан.

Но на этом по сути все позитивы и заканчиваются.

Во-первых, прирост объемов введенного жилья обеспечен исключительно за счет легализации самостроев и незаконных строительных объектов. Если исключить их из статистики – на самом деле объемы жилищного строительства сократились на 3,3%. Этот фактор имел место и в прежние годы, но с каждым годом разрыв в диспропорции становится все более ощутимым… В 2015 году легализация внесла в общую копилку 16,5%, или более 1,8 млн. кв. м. жилья, а кроме этого – еще 155 тыс. кв. м. дачных и садовых домиков (35% от всего объема дачного строительства).

Во-вторых, в 14 из 25 регионов страны (опять-таки без учета легализированного жилья) темпы жилищного строительства упали: в частности, в Донецкой и Луганской областях, остро нуждающихся в строительстве жилья взамен разрушенного или поврежденного в ходе военного конфликта – на 77,0% и 59,9% соответственно. Существенно сократилось строительство жилья Одесской (-29,0%), Херсонской (-27,6%), Черновицкой (-24,5%), Запорожской (-18,9%), Кировоградской (-15,9%), Николаевской (-12,8%) областях. Почти половина (47,5%) всех объемов введенного в эксплуатацию жилья приходится на 4 региона (г. Киев, Киевская, Львовская, Ивано-Франковская область).

В третьих, физические объемы строительства остаются крайне низкими – в расчете на 1 жителя страны за год построено целых 0,25 кв. м. жилья (по этому параметру Украина находится на уровне отсталых африканских стран). Показатели отдельных регионов выглядят еще более удручающе : в Запорожской области на 1 жителя региона построено всего 0,06 кв. м. жилья,  в Днепропетровской - 0,10 кв. м., в Херсонской – 0,11 кв. м.

В четвертых, стоимость жилья остается малодоступной для большинства украинских семей. Средняя площадь жилья в сданных многоквартирных домах в городской местности – 78,8 кв. м[1]. С учетом взлетевшей в результате инфляции и девальвации национальной валюты «стоимости метра» - такие квартиры являются достаточно малодоступными для большинства граждан страны. К примеру, в г. Киеве (на который приходится более 12% от общего объема жилищного строительства), такая средняя квартира потянет на более чем 1,7 млн. грн., что эквивалентно средней зарплате жителя столицы за 21,5 год.

На объемы строительства жилья негативно повлиял целый ряд факторов:

§   Строительство «за свой счет», распространенное в мире, когда застройщик строит за собственные или кредитные средства и продает уже готовое жилье, нынче существенно затруднено в условиях макроэкономической нестабильности, глубокого обесценивания гривны, высоких процентных ставок по кредитам и внутренних проблем банковской системы.

§   За последнее время резко упала покупательная способность граждан:

o    В условиях сокращения реальных зарплат, что привело к пересмотру потребительских настроений и возможностей (более 50% семейных бюджетов уходит на продукты питания) - все меньше украинцев имеют возможность откладывать даже на покупку бытовой техники и одежды, не говоря уже о покупке жилья,

o    Все ипотечные инициативы государства до этого и так были каплей в море жилищного строительства, а после 2013 г. оказались практически свернуты;

o    Рассчитывать на банковские кредиты в нынешних условиях тоже не приходится банковская система – в тяжелейшем состоянии, и не готова расширять ипотечное кредитование.

o    Часть граждан попросту потеряла свои накопления на покупку квартиры в проблемных банках, и с учетом девальвации – может рассчитывать на возврат значительно меньшей суммы, которой не хватит даже на традиционный «первый взнос» на покупку жилья. На 1.01.2014 сумма 200 тыс. грн., возвращаемая из Фонда гарантирования вкладов, была эквивалентна 25 тыс. долл. США, по состоянию на февраль 2016 года – менее 7,5 тыс. дол.;

§   Долгие сроки строительства и недоверие населения, что начатые объекты будут действительно введены в строй. Это подкрепляется опытом десятков объектов со сроком строительства в 5 и более лет; часть из них не оформлена, а часть – оформлена неправильно. Ситуацию ухудшает и некоторые дивные местные инициативы, например, со стороны руководства Киева, которое ни раз заявляло, что будет сносить т.н. «незаконные застройки» или «лишние» этажи (хотя куда логичнее было бы заставить застройщика легализовать объекты по строительным правилам и нормам (а не по решению суда ), исправить недочеты, и все таки достроить и ввести в эксплуатацию жилье).

«Подтолкнуть» расширение объемов строительства жилья и повышение его доступности могло бы Правительство, но оно заняло противоположную позицию. В бюджете-2016 на 27% сокращены объемы заказа строительства жилья для военнослужащих Министерства обороны (940,5 ? 687,3 млн. грн.). С 38 до 24 млн. грн. сокращается финансирование Госпрограммы обеспечения жильем молодежи; с 93,2 до 81,1 млн. грн. уменьшен объем средств, направляемых на удешевление ипотечных кредитов и т.д.

По объемам построенного за год на 1 жителя страны жилья Украина (0,25 кв. м) находится в клубе наиболее отсталых стран Африки.

Крайне медленные темпы обновления жилищного фонда – с одной стороны, и растущая потребность в нем – с другой стороны требует от Правительства быстрых и разумных решений, стимулирующих как предложение, так и платежеспособный спрос на первичном жилищном рынке. Речь идет, прежде всего,  о строительстве доступного недорого жилья (для покупки и аренды) и социального жилья на условиях ГЧП между государством, местными властями, МФО и бизнесом; создания новых или восстановления апробированных программ увеличения доступности жилья. Однако ничего подобного пока не наблюдается

Владислав Мельник 

[1] Обращает на себя внимание также то, что вводимые сейчас «средние квартиры» по площади больше, чем социальная льгота по освобождению от нового налога на недвижимость, и гражданам, их покупающим, надо закладывать в своем семейном бюджете налог на почти 19 кв. м. (или дробить право собственности на нее на нескольких человек). Примечательно, что еще год назад, выступая с инициативой об уменьшении вдвое «социальной льготы» (со 120 до 60 кв. м.), Премьер-министр А.Яценюк убеждал, что налог на недвижимость почти никого не затронет, поскольку, по его информации, метраж «средней квартиры в Украине» - 59 кв. м.