16 февраля Минфин представил стратегию реформирования госбанков до 2025 г.
Основные декларируемые приоритеты/направления реформ:
§ Повышение эффективности и прозрачности корпоративного
управления в госбанках в соответствии с рекомендациями OECD. В частности предполагается
создание независимых набсоветов банков, члены которых будут отбираться на
конкурсной основе международными рекрутинговыми компаниями (при этом состав
советов будет уменьшен с 15 до 7 членов). При набсоветах будут созданы специализированные
комитеты по аудиту, по управлению рисками, а также по назначениям и
вознаграждениям – консультативно-совещательные органы, решения которых будут
носить рекомендательный характер, однако их работа поможет повысить качество
решений, принимаемых советами. Зарплата членов правления и набсоветов будет
близка к рыночной и привязана к финансовым результатам работы банков . Реформу
корпоративного управления планируется внедрить уже до конца июля 2016 г.
§ Изменение принципов контроля за госбанками со стороны
государства. Предполагается переход от прямого контроля через назначение главы правления
и членов набсовета (сейчас по 5 членов назначаются ВР, АПУ и КМУ) к
опосредованному контролю, который будет реализовываться через заключение
рамочного соглашения между Минфином и набсоветами госбанков. В соглашении будут
выставляться основные показатели эффективности (KPI) деятельности госбанка, которые
будут пересматриваться раз в полгода/год. Несоблюдение KPI может стать одной из причин
увольнения члена/ членов набсовета госбанка. Первое соглашение планируют
подписать также к концу июля 2016 г. Контроль за выполнением соглашения будет
возложен на департамент финансовой политики Минфина, который должен быть усилен
как функционально (при посредничестве МВФ ), так и кадрово.
§ Фокусирование стратегий развития для отдельных
госбанков:
-
Выделение
системообразующих, и несистемных банков. К первым отнесены – Ощад и Укрэксим,
ко вторым – ранее национализированные в кризис (Родовид и Укргазбанк) и
нефункционирующие мелкие госбанки (УБРР и Госзембанк).
-
Специализация
Ощада – ритейл, МСБ, крупный бизнес со специализацией на агро-, ТЭК и
инфраструктуре. При этом начиная уже с 2017 г. начнется постепенное
присоединение Ощада к системе гарантирования вкладов (сейчас все вклады физлиц
в Ощаде гарантируются государством независимо от суммы и банк не платит
отчисления в ФГВ).
-
Специализация
Укрэксима – экспортно-импортные операции (МСБ, крупный бизнес, обслуживание
межгосударственных кредитных линий). В стратегии четко не указывается, но можно
сделать вывод, что Укрэксим перестанет работать с розницей (т.е. привлекать
депозиты и выдавать кредиты физлицам).
-
Предполагается
продажа не менее 20% пакетов
Ощада и Эксима к середине 2018 г. квалифицированному инвестору либо МФО.
-
Правительство
планирует выйти из капитала системообразующих банков через их приватизацию либо
ликвидацию – для Укргазбанка (не позднее конца 2016 г.), для других банков (не
позднее конца 2016 г.).
Представленные направления
реформирования госбанков – повышение качества корпоративного управления,
минимизация политического влияния, выход из капитала несистемных госбанков –
в целом правильные и обсуждаются
последние 5-6 лет. В то же время, появление еще одного в целом правильного документа, не
является гарантией того, что реформа госбанков будет реализована на практике. Как показывает нынешняя практика реформы госпредприятий,
которая идет со скрипом, скандалами с конкурсными назначениями директоров ГП и
блокированием их работы через суды, нет никаких оснований утверждать, что
контроль за госбанками со стороны политических и приближенных к ним бизнес
групп ослабнет. Тем более, что в самой стратегии реформирования заложена мина
под идею де-политизации работы госбанков:
-
Международные рекрутинговые
компании будут осуществлять только предварительный отбор кандидатов на
должности членов правления и набсовета. Финальный отбор будет проводить
конкурсная комиссия, состоящая поровну из представителей Президента и Кабмина.
-
В стратегии нет и намека на
ограниченный во времени запрет для бывших госслужащих занимать руководящие
посты в госбанках. Такой запрет – во избежание конфликта интересов –
предусмотрен для бывших банкиров из комбанков (напр., рядовой сотрудник
комбанка сможет претендовать на должность члена набсовета госбанка не ранее чем
через 3 года, а руководитель – не ранее чем через 5 лет ), однако действующим
госслужащим (из парламента, правительства и т.д.) достаточно просто уволиться/
сложить мандат и уже завтра, будучи отобранным комиссией из представителей ПУ и
КМУ, он будет управлять 2 –мя из 3-х крупнейших банков Украины.
Кроме того, спорными представляются и
ряд других положений стратегии:
- Ранний выход из капитала
несистемных банков в 2016 -2017 гг. Украинский
банковский сектор будет оставаться убыточным еще как минимум в 2016 г., а в
2017 г. вряд ли можно рассчитывать на его динамическое восстановление. Это
значит, что спрос и цена (отношение цены продажи к капиталу) на банки как
активы будет оставаться на крайне низких уровнях. Зачем продавать задешево
нормально работающий Украгазбанк (показывал прибыль 2,15 млрд. грн. в
докризисные 2012-2013 гг.) – непонятно.
- Так и не будет использован
потенциал Родовида как банка плохих активов. При том,
что реальная доля NPL превышает 40-45% и не уменьшается. Ожидания на
добровольную реструктуризацию кредитов юрлиц в сумме 200 млрд. грн.
представляются оптимистичными.
Возможности для ее проведения есть и сегодня, и вряд ли рамочный закон, который
сейчас находится в Раде, кардинально изменит ситуацию. В мире (Корея,
Скандинавские страны, Великобритания) накоплен достаточно большой позитивный
багаж использования государственных компаний по управлению (плохими) активами
либо «плохих банков». Такие учреждения занимались выкупом либо принятием на
свой баланс NPL банка с последующим восстановлением их стоимости, продажи либо
возвращения их обратно на баланс банка, в рамках различных схемам
финансирования (с использованием ресурсов Центрального банка, бюджета, самих
банков), позволяющие минимизировать затраты для государства.
- Остался за кадром вопрос
создания классического госбанка развития. Авторы
стратегии лишь упоминают, что в отношении Укрэксима будет проработан вопрос его
использования как «банковского канала для направления финансирования,
полученного от МФО и других государств, в украинскую экономику», а также
создания на его базе «центра поддержки экспорта», который бы взаимодействовал с
Агентством по страхованию экспортных рисков. Однако ни Ощад, ни Эксим в рамках
предложенных для них стратегий не имеют четкого мандата, сфокусированного на
поддержке государственных программ развития – то, что отличает классический
госбанк развития от других публичных финансовых институтов (государственных
сберегательных банков, муниципальных банков, специализированых экспортно-
кредитных учреждений и т.д.). Хотя, согласно исследованияю Deutsche Bank (декабрь 2015 г.), классические госбанки развития есть во всех без исключения (!) 28
странах ЕС. Известные примеры – KfW в Германии, Banque Publique d’investissement (BPI)
– во Франции, Instituto de Credito
Oficial (ICO) – в Испании, Cassa depositi e prestiti (CdP) – в Италии и т.д.
Стратегия реформы
госбанков ставит правильные цели по де-политизации и повышению эффективности
корпоративного управления этим сектором. Однако принципы конкурсного отбора и назначения
членов правления/ набсовета госбанков оставляют массу лазеек для политического
влияния, заставляя усомниться, что эти цели будут достигнуты.
Спорной
представляется идея выхода из капитала несистемных госбанков за оставшиеся
2 года в условиях падающего банковского
рынка, что приведет к фиксации многомиллиардных убытков государства (на
рекапитализацию только Родовида и Укргазбанка было израсходовано более 22 млрд.
грн.).
Стратегия не
поднимает вопрос необходимости создания классического госбанка развития –
банка / финансовой корпорации с четким
мандатом кредитной поддержки программ экономического развития, инициируемых
государством и стимулирующих положительные структурные изменения/экономический
рост, хотя такие банки функционируют во всех 28 странах – членах ЕС.
Владислав Комаров