В ЯНВАРЕ 2016 Г. ПРОМЫШЛЕНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОЛЖИЛО ПАДЕНИЕ

26/02/2016
Моніторингові продукти
В ЯНВАРЕ 2016 Г. ПРОМЫШЛЕНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОЛЖИЛО ПАДЕНИЕ

Согласно данным Госстата, в январе 2016 г. в сравнении с январем 2015 г. падение промышленного производства составило 1,7% (год-к-году, гкг). По сравнению с декабрем  2015 г. промпроизводство упало на 18,6% (месяц – к предыдущему месяцу, м/м-1).

Итоги первого месяца работы промышленности разочаровали:

§  Устойчивое замедление падения промпроизводства наблюдается со второй половины прошлого года, когда темпы падения в годовом разрезе (гкг) замедлились с «минус» 17,4% в июне 2015 г. до «минус» 5,8% в августе. Такое резкое замедление обуславливалось,  в первую очередь, эффектом статистической базы: в июле-августе 2014 г. промышленность просела особенно резко на фоне начала активных военных действий на Донбассе и первого шока от распада производственно-логистических цепочек в отраслях, завязанных на этот регион.

§  Во второй раз подобный эффект статистической базы, как ожидалось, должен был сработать в первом квартале 2016 г.: январь - февраль 2015 г. стали месяцами очередного военного обострения на Донбассе, показатели деловой и производственной активности достигли локальных минимумов, а экономика – дна падения (ВВП снизился на 17,1%, падение промпроизводства превысило 20%). На фоне такой низкой базы прошлого года и с учетом правительственных прогнозов роста промышленности в 2016 г. (+1%, МЭРТ) можно было ожидать более высоких темпов роста первом полугодии (прежде всего, в первом квартале) 2016 г. и замедление роста/ его падение ближе к концу года по мере исчерпания эффекта статистической базы.  Собственно говоря, во всех последних прогнозах МЭРТ фигурируют «ожидания оживления деловой активности в базовых отраслях в первом полугодии с учетом эффекта низкой статбазы».

§  Однако трюк со статистикой, по крайней мере, в первом месяце года не сработал. Промышленность не только не вышла в рост, но и углубила падение по сравнению с декабрем 2015 г., когда сокращение промпроизводства в годовом разрезе составило 1,5%. Более того, холодным душем для властей стало то, что в январе 2016 г. все базовые отрасли продемонстрировали синхронное падение : строительство упало на 11,4%, грузоперевозки – на 6,0%, объемы перевозок пассажиров – на 9,7%, сельское хозяйство – на 2,5%, оптовая торговля – на 7%, розничная – на 1,4%.

 

В отраслевом и региональном разрезе тенденции в промышленности в начале 2016 г. еще более настораживающие:

§  Практически все ключевые отрасли показали падение: добывающая – на 2,6%, пищепром – 2,8%, химпроизводство -  7,5%, металлургия – 2,8%, машиностроение – 2,4%, производство неметаллической продукции – 2,7% (гкг). Единственная из обрабатывающих отраслей, показавших рост в январе 2015 г. против января 2015 г. стал коксо- и нефтехим, что скорее всего, объясняется эффектом одного единственного предприятия Авдеевского коксохима, который был полностью обесточен из-за постоянных обстрелов в последнюю неделю января 2015 г. Обрабатывающая промышленность в целом показала спад 2,6%. Большего суммарного падения промпроизводства в январе удалось избежать в основном благодаря холодной погоде и высоким морозам, на фоне которых получилось нарастить поставки электроэнергии (+2,2%).  

§  Спад промпроизводства зафиксирован в 20 из 25 регионов Украины (включая Киев). В эти 20 входят все ведущие индустриальные регионы Украины: Днепропетровская область (-1,7%), Запорожская (-6,8%), Донецкая (-2,8%), Одесская (-2,2%), Харьковская (-2,4%), Киев (-4,3%). При этом из 5 регионов, показавших рост (в прошлом году таких было 3), можно сразу откинуть Луганскую область (+83%), промпроизводство в которой за 2014-2015 гг. упало на 80%, поэтому нынешний «бурный» рост достигнут от крайне низкой базы сравнения.

Более детальный анализ тенденций в промышленности будет возможен по итогам первого квартала и появления расширенной статистики от отраслевых ассоциаций, однако и без этой информации причины более худшей, чем ожидалось, картины промпроизводства, очевидны – в той или иной мере они характерны для всех базовых отраслей экономики:

 Политические:

-       Неснятые риски эскалации военного конфликта на Донбассе на фоне отсутствия прогресса в выполнении Минск-2, что подрывает доверие рынков, не говоря уже об отвлечении бюджетных ресурсов на развитие. 

-       Растущие внутриполитические риски на фоне полу-распавшейся коалиции, что в пессимистических сценариях может привести к срыву программы МВФ, еще большему торможению реформ и внутренней (политической и экономической) дестабилизации, и что опять-таки подрывает доверие инвесторов. 

Внешнеэкономические:

-          Неблагоприятная внешняя конъюнктура и слабый внешний спрос, связанные с продолжением цикла низких цен на сырьевые товары – по прогнозу GS, в 2016 г. цены на сталь для региона снизятся на 20%, на железную руду – на 10-15%. Падение цен на сырье и парад девальваций в странах региона ( РФ, Казахстан, Турция и т.д.) снижают девальвационные преимущества украинских экспортеров.

-          Новые торговые санкции со стороны РФ  - потери от эмбарго до 0,9 млрд. дол. в экспорте + потери от запрета на транзит, посчитать которые МЭРТ даже не состоянии.

Внутриэкономические

-       Хрупкая макроэкономическая ситуация. Сохраняются высокие девальвационные и инфляционные ожидания, что хорошо видно по январю – февралю 2016 г. (с начала года курс гривны по отношению к доллару на межбанке снизился на 13%).

-          Сохранение курса на жесткую фискальную консолидацию в рамках программы МВФ, что  будет угнетать внутренний спрос. Характерно, что в январе показали падение отрасли, ориентированные как на внешний (ГМК, химия),  так и внутренний спрос (пищепром).

-          Отсутствие финансовых ресурсов для перезапуска и модернизации экономики на фоне продолжающегося банковского кризиса, убыточной промышленности, закрытых внешних рынках заимствований, слабой инвестиционная поддержки со стороны внешних партнеров. Драматическое падение на 40% показателя валового накопления основного капитала за последние 3 года будет наибольшим тормозом для восстановления устойчивого роста в промышленности в ближайшие годы.

 

Из-за войны, сворачивания инвестиционной деятельности и потери рынков Украина стоит перед реальными угрозами де-индустриализации, потеряв только за 2014-2015 гг. 22% промышленного потенциала. Начало 2016 г. – вместо ожидаемого роста – принесло продолжение падения промпроизводства, подтверждая опасения того, что кризис в украинской промышленности далек от завершения.

Для восстановления устойчивого роста промышленности в первую очередь необходимо урегулировать конфликт на Донбассе и обеспечить стабильный мир. Кроме того, необходимо активизировать процесс реформ по улучшению инвестиционного климата и проводить целенаправленную («умную») индустриальную политику, нацеленную на поддержку нынешних и будущих точек роста в Украине. Однако нынешние власти, в отличии от всех развитых и динамично развивающихся стран, не видят и не ставят промышленную политику в свою повестку, с радостью соглашаясь с участью аграрной державы и житницы Европы, и тем самым консервируя технологическую отсталость и бедность на многие годы.      

 

НоСЭП