РЕФОРМА ЕСВ: ЕСТЬ ЛИ ДЕТИНИЗАЦИЯ В ВЫПЛАТЕ ЗАРПЛАТ?

По сообщению ДФС, поступления от ЕСВ в январе - феврале 2016 г. составили 19,8 млрд. грн., снизившись на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

10/03/2016
Моніторингові продукти
РЕФОРМА ЕСВ: ЕСТЬ ЛИ ДЕТИНИЗАЦИЯ В ВЫПЛАТЕ ЗАРПЛАТ?

По сравнению с первым месяц года, динамика поступлений от ЕСВ в январе - феврале 2016 г. ухудшилась (см. табл.):

§   Падение поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  увеличилось с 13,6% в январе до 23,8% в январе-феврале 2016 г. Всего за первые два месяца нового года против января-февраля 2015 г. поступления сократились на 6 млрд. грн. (в январе 2016 г. такой разрыв составлял – 1,5 млрд. грн.).

§   Перевыполнение плана на период по поступлениям ЕСВ сократилось с +15,6% в январе до +3,8% в январе – феврале 2016 г.

 

 

Факт, млрд. грн.

% плана на период

% от аналогичного периода 2015 г.

Январь 2016      

10,4

115,6

87,4

Январь – февраль 2016

19,8

103,8

76,2

Ключевой вопрос, насколько эти цифры соответствуют ожиданиям в части детенизации зарплат – то, ради чего собственно и затевалась реформа и снижение ЕСВ:

§   По оценкам ДФС, поступления от ЕСВ за два месяца сигнализируют о частичной детенизации зарплат, а падение поступлений ( в результате снижения ставки ЕСВ с 40 до 22%) соответствует прогнозам, заложенным при планировании бюджета. С последним утверждением  трудно не согласиться, так как пока поступления от ЕСВ в целом превышают план на период, а падение в доходах по сравнению с прошлым годом также находится в рамках ожидаемых значений (напомним, что по итогам 2016 г. правительство ожидает снижение ЕСВ на 40% или на 70 млрд. грн.). Однако делать выводы об устойчивости поступлений от ЕСВ можно будет, как минимум, по итогам первого полугодия (пока, как мы видим, динамика поступлений в феврале резко ухудшилась и с такими темпами выполнение плана поступлений за первый квартал видится проблематичным).

§   Что касается детенизации зарплат, ситуация представляется менее однозначной. Эффект от детенизации можно посчитать на примере января 2016 г. (статистика по зарплатам за февраль 2016 г. пока не доступна).  Средняя зарплата в январе 2016 г. против января 2015 г. выросла на 26,2% (до 4362 грн.). Соответственно при старых ставках ЕСВ поступления от этого сбора должны были бы составить порядка 15 млрд. грн. Напомним в январе 2016 г. ПФ получил от ЕСВ 10,4 млрд. грн., что составляет 69,3% от потенциального уровня ( при неизменной нагрузке по ЕСВ), тогда как ставка была снижена до 60% от уровня 2015 г. Таким образом, при прочих неизменных факторах, на эффект детенизации приходиться дельта между этими двумя величинами, т.е. 9,3% от потенциального уровня поступлений при старых ставках, что эквивалентно 1,5 млрд. грн. или 15% от суммы ЕСВ, собранной ДФС, в январе 2016 г. С учетом тенденций февраля эффект от детенизации зарплат, окажется, скорее всего, еще меньше. Это достаточно условные расчеты, однако они позволяют сделать вывод, что в начале года эффект от детенизации, если и произошел, то он незначителен (прирост ЕСВ за счет детенизации может оцениваться в 10-15%, что, как и предполагалось не перекроет снижение поступлений в ПФ). Если такие тенденции с низким эффектом детенизации (а то и вовсе с его исчерпанием) будут продолжаться в последующие месяцы, то закономерно встанет вопрос покрытия дефицита ПФ при составлении проекта бюджета на 2017 г., увеличивая давление со стороны МВФ и правительства отыграть снижение ставки ЕСВ назад. В своем интервью в начале марта министр соцполитики Розенко уже заявил, что: «Если бизнес не будет выходить из тени и в этом контексте не будет положительной динамики по сравнению с 2015 г. , то рано или поздно встанет вопрос о повышении ставки единого соцвзноса обратно».

 

Снижение ЕСВ и реакция на него бизнеса в виде детенизации зарплат и создания новых рабочих мест – лакмусовая бумага доверия бизнеса и инвесторов к власти. В 2015 г. правительство провалило две попытки  снизить ЕСВ, и было вынуждено отказаться от своих планов по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Гарантии, что попытка №3 окажется успешной, пока также нет: в условиях шаткой политической ситуации, высокого уровня коррупции, незавершенной налоговой реформы уровень доверия к институтам государственной власти в целом и к ее фискальным инициативам в частности остается критично низким. Поступления от ЕСВ в начале года частично подтверждают эти опасения: сборы от ЕСВ за первые 2 месяца года свидетельствует об ухудшении динамики поступлений по сравнению с январем, а эффект от детенизации зарплат, как и предполагалось, оказался низким. В случае продолжения таких тенденций рано или поздно (как минимум, уже при рассмотрении проекта бюджета на 2017 г.) это может поставить на повестку вопрос поиска дополнительных источников для сбалансирования ПФ/ и соответственно обратного повышения ЕСВ.

 

 Владислав Комаров