В январе - феврале 2016 г. грузооборот вырос на 2,5%, объемы перевезенных грузов – на 2,8%, в то время как пассажирооборот сократился на 1%, а количество перевезенных пассажиров – на 7,5%.
После озвученной на этой неделе статистики по объемам
промышленного производства, впервые за 42 месяца продемонстрировавшей рост – нетрудно было спрогнозировать, что
аналогичные показатели будут показаны и транспортной отрасли. Так оно и
произошло (в грузовом сегменте).
Примечательно, что рост
был достигнут в основном благодаря трубопроводному транспорту,
продемонстрировавшему существенные темпы увеличения грузооборота (на целых
45,2%) и физических объемов перевалки – на 15,6%. Но речь не идет о каком-либо
прорыве. Это произошло на фоне ухудшения базы сравнения:
§ на фоне резкого обострения боевых действий в
январе-феврале 2015 года прокачки трубопроводным транспортом сократились на
44,1%, а объемы перевалки – на 25,8%.
§ в нынешнем году, когда градус конфликта существенно
снизился и он сопровождается локальными боестолкновениями в отдельных точках –
произошло всего лишь восстановление грузооборота практически на ту же величину
(на 45,2%), хотя по объемам грузов ситуация хуже, чем в 2014 году.
Перекачка и транзит газа выросли на 19,2% и 59,1%, нефти
– сократились на 5,9% и 4,4% соответственно.
Стоит особо отметить рост
перекачки и транзита аммиака на 38,4% и 38,4% соответственно. В свете давно анонсированной
приватизации Одесского припортового завода – это неплохой позитивный сигнал для
потенциального инвестора и возможность улучшить финансовое положение
предприятия, сделав его таким образом более привлекательным.
Небольшой рост показал наиболее
важный для Украины сегмент железнодорожных перевозок.
§
В
январе-феврале 2015 года перевезено на 2,1% больше грузов, чем годом ранее.
Ключевой вклад в этот показатель внесло увеличение транспортировки нефти и
нефтепродуктов (на 19,3%), цемента (на 16,2%), черных металлов (на 9,4%), кокса
(на 7,5%), каменного угля (на 7,3%). Вместе с тем, сократились перевозки леса
(на 59,9% - заработал введенный с 1.01.2016 г. мораторий на экспорт
необработанной древесины), строительных материалов (на 32,9%), металлолома (на
29,3%), химических и минеральных удобрений (на 4,5%), железной и марганцевой
руды (на 4,4%), зерна (на 2,3%).
§
Улучшились
результаты в сфере пассажирских перевозок: пассажирооборот вырос на 3,5%,
количество перевезенных пассажиров – на 1,0%.
§
Для
закрепления этих позитивных результатов очень важна продуманная тарифная
политика. В этом плане не может не радовать, что ПАО «Укрзализныця» в последнее
время понемногу уходит от стиля ультиматума, предпочитая диалог со своими
клиентами (металлургами, угольщиками, химиками, аграриями) для достижения
приемлемого для обоих сторон уровня тарифов.
Провальными стали результаты
сегмента водного транспорта:
-40,8% по грузообороту, -18,8% по объемам перевезенных грузов, -12,9% по
пассажирообороту, -13,8% по объемам перевозки пассажиров – при схожих с
прошлогодними погодными условиями. Единственное, что смягчает картину – крайне небольшой
удельный вес этой подотрасли в рамках всего транспортного сектора.
Практически на уровне
предыдущего года показали результаты грузовые автомобилеперевозки: -0,2% по
обороту, -1,2% по объемам.
Значительно хуже обстоят дела с
пассажирскими перевозками автомобильным транспортом: пассажирооборот сократился на 7,9%, количество
перевезенных пассажиров – на 15,3%. Причина лежит в падении уровня жизни
основной массы граждан Украины, с одной стороны, и росте цен на перевозки,
спровоцированные удорожанием бензина и запчастей, с другой стороны. Те, кто еще
год назад предпочитал пользоваться транспортом на короткие расстояния, в силу
уменьшения реальных зарплат и прочих доходов, теперь предпочитают преодолевать
их пешком, или пользоваться (по возможности) городским электрическим
транспортом, предлагающим более низкие цены на проезд. По этой причине
несколько вырос пассажирооборот в трамваях (на 1,8%) и троллейбусах (на 0,4%),
а также количество перевезенных трамваями пассажиров (на 0,3%). Продолжает терять
пассажиров метрополитен (-3,1%).
Довольно неплохую динамику показал авиационный транспорт: его пассажирооборот вырос на 11,2%, количество перевезенных пассажиров – на 7,7%, объемы перевезенных грузов – на 10,9%.
Транспортная отрасль потихоньку выкарабкивается из прошлогодней ямы: в
грузовом сегменте уже очевиден рост , в пассажирском – он может восстановиться
уже в ближайшие месяцы. Вместе с тем, водный сегмент отрасли в 2016 году
существенно просел после прошлогоднего роста, а пассажирские перевозки автомобильным
транспортом продолжают показывать отрицательную динамику даже по сравнению с
неудачными показателями 2015 года.
Владислав Мельник