ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 2 МЕСЯЦА ДЕМОНСТРИРУЕТ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В январе - феврале 2016 г. грузооборот вырос на 2,5%, объемы перевезенных грузов – на 2,8%, в то время как пассажирооборот сократился на 1%, а количество перевезенных пассажиров – на 7,5%.

25/03/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 2 МЕСЯЦА ДЕМОНСТРИРУЕТ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

После озвученной на этой неделе статистики по объемам промышленного производства, впервые за 42 месяца продемонстрировавшей рост – нетрудно было спрогнозировать, что аналогичные показатели будут показаны и транспортной отрасли. Так оно и произошло (в грузовом сегменте).

Примечательно, что рост был достигнут в основном благодаря трубопроводному транспорту, продемонстрировавшему существенные темпы увеличения грузооборота (на целых 45,2%) и физических объемов перевалки – на 15,6%. Но речь не идет о каком-либо прорыве. Это произошло на фоне ухудшения базы сравнения:

§  на фоне резкого обострения боевых действий в январе-феврале 2015 года прокачки трубопроводным транспортом сократились на 44,1%, а объемы перевалки – на 25,8%.

§  в нынешнем году, когда градус конфликта существенно снизился и он сопровождается локальными боестолкновениями в отдельных точках – произошло всего лишь восстановление грузооборота практически на ту же величину (на 45,2%), хотя по объемам грузов ситуация хуже, чем в 2014 году.

Перекачка и транзит газа выросли на 19,2% и 59,1%, нефти – сократились на 5,9% и 4,4% соответственно.

Стоит особо отметить рост перекачки и транзита аммиака на 38,4% и 38,4% соответственно. В свете давно анонсированной приватизации Одесского припортового завода – это неплохой позитивный сигнал для потенциального инвестора и возможность улучшить финансовое положение предприятия, сделав его таким образом более привлекательным.

Небольшой рост показал наиболее важный для Украины сегмент железнодорожных перевозок.

§  В январе-феврале 2015 года перевезено на 2,1% больше грузов, чем годом ранее. Ключевой вклад в этот показатель внесло увеличение транспортировки нефти и нефтепродуктов (на 19,3%), цемента (на 16,2%), черных металлов (на 9,4%), кокса (на 7,5%), каменного угля (на 7,3%). Вместе с тем, сократились перевозки леса (на 59,9% - заработал введенный с 1.01.2016 г. мораторий на экспорт необработанной древесины), строительных материалов (на 32,9%), металлолома (на 29,3%), химических и минеральных удобрений (на 4,5%), железной и марганцевой руды (на 4,4%), зерна (на 2,3%).

§  Улучшились результаты в сфере пассажирских перевозок: пассажирооборот вырос на 3,5%, количество перевезенных пассажиров – на 1,0%.

§  Для закрепления этих позитивных результатов очень важна продуманная тарифная политика. В этом плане не может не радовать, что ПАО «Укрзализныця» в последнее время понемногу уходит от стиля ультиматума, предпочитая диалог со своими клиентами (металлургами, угольщиками, химиками, аграриями) для достижения приемлемого для обоих сторон уровня тарифов. 

Провальными стали результаты сегмента водного транспорта: -40,8% по грузообороту, -18,8% по объемам перевезенных грузов, -12,9% по пассажирообороту, -13,8% по объемам перевозки пассажиров – при схожих с прошлогодними погодными условиями. Единственное, что смягчает картину – крайне небольшой удельный вес этой подотрасли в рамках всего транспортного сектора.

Практически на уровне предыдущего года показали результаты грузовые автомобилеперевозки:    -0,2% по обороту, -1,2% по объемам.

Значительно хуже обстоят дела с пассажирскими перевозками автомобильным транспортом: пассажирооборот сократился на 7,9%, количество перевезенных пассажиров – на 15,3%. Причина лежит в падении уровня жизни основной массы граждан Украины, с одной стороны, и росте цен на перевозки, спровоцированные удорожанием бензина и запчастей, с другой стороны. Те, кто еще год назад предпочитал пользоваться транспортом на короткие расстояния, в силу уменьшения реальных зарплат и прочих доходов, теперь предпочитают преодолевать их пешком, или пользоваться (по возможности) городским электрическим транспортом, предлагающим более низкие цены на проезд. По этой причине несколько вырос пассажирооборот в трамваях (на 1,8%) и троллейбусах (на 0,4%), а также количество перевезенных трамваями пассажиров (на 0,3%). Продолжает терять пассажиров метрополитен (-3,1%).

Довольно неплохую динамику показал авиационный транспорт: его пассажирооборот вырос на 11,2%, количество перевезенных пассажиров – на 7,7%, объемы перевезенных грузов – на 10,9%.

Транспортная отрасль потихоньку выкарабкивается из прошлогодней ямы: в грузовом сегменте уже очевиден рост , в пассажирском – он может восстановиться уже в ближайшие месяцы. Вместе с тем, водный сегмент отрасли в 2016 году существенно просел после прошлогоднего роста, а пассажирские перевозки автомобильным транспортом продолжают показывать отрицательную динамику даже по сравнению с неудачными показателями 2015 года.

 

Владислав Мельник