Внутренне перемещенные лица (ВПЛ)

Одной из глобальных проблем, стоящих перед Украиной, является проблема внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

24/06/2014
Аналітичні звіти
Внутренне перемещенные лица (ВПЛ)

Основные социальные угрозы, связанные с масштабным вынужденным переселением, оказываются в росте нагрузки на локальных рынках труда, существовании проблем с размещением переселенцев, их трудоустройством, медицинским обслуживанием, доступом к образованию и др. Политические угрозы обусловлены, прежде всего, поддержкой определенными политическими силами и СМИ тезисы о поляризации страны, ее разделения на восток и запад. Следствием этого является существование случаев неприязненного отношения к вынужденным переселенцам со стороны жителей территорий переселения и распространение антиукраинских настроений на территориях, которые временно не контролируются Украиной. К наиболее весомым психологическим угрозам относятся постоянный стресс, информационный диссонанс, потеря инстинкта самосохранения. При этом медико-социальные осложнения (эпидемиологические проблемы, рост заболеваемости и смертности и т.д.) угрожают не только вынужденным переселенцам, но и всему населению.

Намерения переселенцев о будущем иллюстрируют данные социологических исследований, согласно которым 57% опрошенных планируют вернуться в родные дома при наличии жилья и работы, поставка электроэнергии, воды, газа и прекращения боевых действий. Учитывая это, необходимы различные политика и программы: возвращение людей, которые намерены вернуться в места постоянного проживания и расселения и адаптации на новом месте жительства тех, кто не планирует возвращаться. Сегодня первоочередного решения требуют вопросы, связанные с размещением переселенцев в жилье, пригодном для зимовки, восстановлением документов, получением пенсий и социальной помощи, медицинской помощью, трудоустройством, обеспечением образования детей. Институциональное обеспечение такой политики предусматривает создание специальных муниципальных комиссий (из представителей органов государственной власти, волонтерских организаций и переселенцев) и фондов (с привлечением средств местных бюджетов, международных организаций и благотворительной помощи) по стандартам международных фондов, подотчетных гражданскому обществу, а также временных социальных служб (из волонтеров и переселенцев) для помощи тем, кто в ней нуждается.

Суть проекта: восстановление социальных связей, усиление влияния государства в общественно чувствительных сферах (образование, охрана здоровья, социальное обеспечение ВПЛ).

I. ОПЕРАТИВНЫЕ ДАННЫЕ

На 23 июня более 46 тыс. жителей АР Крым, Донецкой и Луганской областей являлись временно перемещенными лицами (Агентство беженцев ООН). Причем, около 15 тыс. из них (33%) размещались в г. Святогорск Донецкой обл. Остальные ВПЛ – рассредоточены практически по всей Украине, наибольшие скопления – г. Киев (3,5 тыс.), Львовская обл. (2,5 тыс.), Харьковская обл. (6,5 тыс.) и Одесская обл. (2,3 тыс.)

Примерно 5,7 тыс. ВПЛ выехало за рубеж, 5,2 тыс. – в РФ, 0,5 тыс. – в соседние страны Европы в т.ч. Польша, Беларусь и Румыния.

II. ОБЗОР ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

Решением проблем в связи с ВПЛ активно занимаются гражданские организации (например, «Спасем Украину», «Восток-SOS», «Дім друзів», «Организация помощи переселенцам Крыма» …и много других), международные организации – Агентство беженцев ООН[1], UNICEF, Общество Красного креста, местные органы власти, и некоторой мерой Министерство социальной политики[2].

Проблемы можно разделить на кратко- и среднесрочные, а также на юридические, организационные, координации и информации, финансовые.

1. Юридические

§  Недостатки ЗУ № 4998-1 «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины»

§  Вопросы, связанные с регистрацией ВПЛ за местом пребывания. Без регистрации ВПЛ не может получать соц. помощь, не может участвовать в выборах.

§  Возможность регистрации в центр занятости без наличия трудовой книжки (не было возможности получить на руки)

§  Вопросы связанные с возмещением стоимости имущества, оставшегося на временно-оккупированной территории/ доступ к банковским вкладам

2. Организационные

§  Какой орган центральной власти должен отвечать за вопросы связанные с проблемами ВПЛ?

§  Получение ВПЛ соц. обеспечения – пенсии, выплаты инвалидам, помощь на детей

§  Доступ к сфере образования (определение в детские садики, школы, ВУЗы)

§  Доступ к медобслуживанию (постановка на учет, проблема эпидемиологии, обеспечение лекарствами и пр.)

§  Обеспечение жильем. Временно как-то решается. Долгосрочная перспектива – временное предоставление «социального жилья».

§  Трудоустройство ВПЛ

3. Координации и информации

«Какой объем информации необходим на каждом уровне для эффективного решения проблем ВПЛ?»

§  Проблемы низкой координации:

o   между центральными органами власти,

o   между центральными и местными органами власти,

o   между органами власти и гражданскими организациями

§  Отсутствие информационной системе о точном количестве ВПЛ, их потребностях

§  Отсутствие информации о возможностях трудоустройства в других регионах по разным специальностям

§  Отсутствие информации о наличии мест в детских садах, школах, ВУЗах по регионам Украины

4. Финансовые

§  Определение сумм, необходимых для обеспечения основных потребностей ВПЛ

§  Опыт некоторых регионов в финансовом обеспечении ВПЛ: Львовская обл. определила категорию наиболее нуждающихся ВПЛ, рассчитала сумму и получила от Агентства беженцев ООН некоторую поддержку

§  Получение помощи от Агентства беженцев ООН – регионам нужно посчитать необходимый объем поддержки для наиболее нуждающихся ВПЛ (опыт Львовской области)

§  Возможность поддержки от стран-соседей, заинтересованных поддержать ВПЛ в Украине



[1] Информационный портал по теме ВПЛ Украины: http://unhcr.org.ua/en/2011-08-26-06-58-56/news-archive/1244-internal-displacement-map (отчеты и нормативная база)

[2] Действует горячая линия, указаны контактные телефоны, опубликован список свободных мест в санаториях и тур.базах Украины и другое: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index