МВФ ОБЕСПОКОЕН ОТСУТСТВИЕМ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ ТАРИФОВ НА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ С 1-ГО АПРЕЛЯ

31/03/2016
Моніторингові продукти
МВФ ОБЕСПОКОЕН ОТСУТСТВИЕМ  РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОВЫШЕНИЮ ТАРИФОВ НА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ С 1-ГО АПРЕЛЯ

Постоянный представитель МВФ в Украине Ж. Ваше сообщил об обеспокоенности Фонда отсутствием решения Кабмина о повышении тарифов на природный газ для населения с 1 апреля и отметил важность для МВФ соблюдения Украиной этих обязательств в Меморандуме о сотрудничестве. На своем заседании 30-го марта правительство решило оставить действующие цены на газ и тепловую энергию для населения до 1-го мая 2016 г.

§  Цена на газ стремительно выросла за последние два года и сегодня социальная цена газ для населения составляет 3600 грн. за тыс. кубометров при потреблении до 1200 кубометров в отопительный сезон. Она распространяется только на используемый для отопления газ. Также льготная цена действует на газ, используемый предприятиями ТКЭ для генерации тепла для населения. Она составляет 2994 грн. за тыс. кубометров. Средний тариф на тепловую энергию при этой цене газа составляет 645 грн/Гкал. На весь остальной газ для населения (газовая плита или газовая колонка), а также на объем более 1200 кубометров для отопления, установлена цена 7188 грн. за тыс. кубометров.

§  Цена на газ и тарифы на отопление продолжат рост. Согласно Меморандуму с МВФ льготная цена на газ должна составить 75% от паритета с импортной ценой газа, а верхняя цена быть увеличена до полного паритета с апреля 2016 г. При этом она будет корректироваться ежеквартально в зависимости от цены импортного газа на границе с Украиной и обменного курса гривны. Председатель Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ) Д. Вовк заявил о повышении с 1 апреля тарифа на отопление на 80% (до 1161 грн / Гкал с 645 грн / Гкал), а льготной цены на газ до 5500 грн. за тыс. кубометров. Следует отметить, что озвученные Главой НКРЕКУ цифры базируются на заложенном в бюджете курсе 24,1 грн/долл. США. Но курс уже превышает 26 грн/долл. США. Поэтому в рамках Меморандума с МВФ цены для населения должны быть выше озвученных Д. Вовком. Исходя из цен Нафтогаза для промышленности в апреле, полный паритет с импортной ценой для населения сейчас составляет 8500 грн. за тыс. кубометров. Льготная цена, таким образом, составит около 6600 грн. за тыс. кубометров (повышение на 3000 грн., а не на 1900), а за весь остальной газ население будет платить по 8500 грн

§  А.Яценюк решил переложить ответственность за выполнение взятых обязательств перед МВФ на своего преемника. 30-го марта стало понятно, что правительство Яценюка уже провалило выполнение своего обязательства перед МВФ в части повышения тарифов на газ и тепловую энергию, отказавшись повышать тарифы до решения политического кризиса. На заседании КМУ без пяти минут в отставке правительство решило не брать на себя ответственность за это крайне непопулярное решение, и вместо повышения тарифов с 1-го апреля, как предполагает совместный с МВФ Меморандум, продлило действие нынешних тарифов до 1-го мая.

§  Дальнейшее повышение тарифов отбрасывает большинство украинцев до состояния энергетической бедности. За 2 последние года средний тариф на газ для населения (после планируемого) повышения вырастет в 7,9 раза, а тариф на отопление в 4,3 раза. Согласно международному определению, которое используется ООН, Евросоюзом и международными организациями, энергетическая бедность наступает, если расходы на энергоресурсы превышают 10% от совокупного дохода домохозяйства. Исходя из озвученного Главой НКРЕКП повышение тарифов, совокупные расходы среднего домохозяйства на отопление, горячее водоснабжение, газ (только плита для приготовления пищи) и электроэнергию составят около 40% от его дохода! Более того, даже самые богатые 10% домохозяйств попадут в категорию энергетически бедных после запланированного повышения тарифов.

§  Рост тарифов неизбежно приведет к росту числа получателей субсидий. За два последние года число получателей субсидий возросло более чем в 5 раз - с одного миллиона домохозяйств до 5,6 млн. После нового роста тарифов их число вновь резко возрастет, ведь в этом году особенно резко растут тарифы на тепловую энергию (преимущественно городское население).

§  Но бюджетных средств для выплаты субсидий не будет хватать, и это неизбежно приведет к сокращению домохозяйств, которые смогут претендовать на субсидии. МВФ в последнем отчете по выполнению программы по Украине оценивал потребность в субсидиях на оплату услуг ЖХК в размере 56 млрд. грн. на 2016 г. Но таких денег в бюджете-2016 г. нет, и правительство заложило в бюджет только 35 млрд. грн. Отсутствуют 20 млрд. грн. планируется найти за счет урезания выплат и сокращение числа домохозяйств, претендующих на субсидии. Министр финансов Н. Яресько заявила о планах правительства сэкономить 5 млрд. грн. за счет верификации (проверки финансового состояния) получателей субсидий.

§  Многократное повышение тарифов для населения нельзя назвать тарифной реформой. Оно не сопровождается введением стимулирующего тарифообразования, направленного на снижение себестоимости поставки энергоресурсов для конечного потребителя, прозрачным формированием тарифов, а также мерами по обеспечению полного учета потребляемых ресурсов:

o   В структуру тарифов заложены значительные потери в сетях, что снижает их прозрачность и вызывает вопросы в обоснованности размера их повышения. Например, в теплосетях потери составляют около 17% тепла, однако в некоторых операторов может достигать и 40%. Для сравнения: в современных теплосетях теряется менее 10% тепловой энергии. Потери электроэнергии в сетях в 3 раза выше по сравнению с Германией.

o   Обоснованность новых тарифов является крайне сомнительной. Например, после озвученного Вовком повышение цены тепловой энергии, негазовая составляющая тарифа увеличиться на 74%. Это почти в 3 раза больше роста цен производителей промышленной продукции в 2015 г.!

o   Отсутствие 100% покрытие счетчиками коммерческого учета не позволяет потребителям контролировать количество и качество потребляемых энергоресурсов. Население продолжает платить за газ и тепловую энергию по нормативам, а не по своему реальному потреблению. Уровень оснащенности счетчиками тепла на начало 2016 года составил всего 52%.

o   Тарифы повышаются, а энергоэффективность экономики остается низкой. Работа международных проектов по энергоэффективности, которые предусматривают финансирование/кредитование домохозяйств, тормозится правительством. При этом разрекламированные «теплые кредиты» составили 1 млрд. грн., что покрывает только 0,07% от необходимых инвестиций в энергоэффективность (60 млрд. долл. США по оценке МФК и GIZ).

§  Безубыточность Нафтогаза можно обеспечить при действующих тарифах. Власть не в состоянии добиться выполнения действующего законодательства по направлению добытого государственными компаниями газа исключительно на потребности населения - газ Укрнафты и в дальнейшем реализуется коммерческим потребителям, крупнейшим из которых является Днепроазот. То есть на нужды населения должно  направляться дополнительно 1,5 млрд. кубометров украинского газа. Этот пробел в балансе Нафтогаз вынужден закрывать за счет дорогого импортного газа. После резкого сокращения потребления газа населением в 2015 г., соответственно отпала необходимость в импортном газе для его нужд. В 2016 г. потребление населения не превысит 16 млрд. кубических метров, что соответствует совокупной добычи газа Укргаздобыча и Укрнафты в 2015 г. Отсутствие потребности в перекрестном субсидировании импортного газа для населения за счет украинского газа позволит повысить цену для Украгазвидобування до 110 долл. США за тыс. кубометров, при этом цена украинского газа будет ниже средневзвешенной цены для населения сегодня. Поэтому повышение цен на газ для населения до 75% и 100% от паритета с ценой импортированного газа уже не является насущной необходимостью для сбалансирования финансового состояния Нафтогаза и государственных финансов сегодня, и для увеличения инвестиций в добычу газа государственными компаниями. Учитывая катастрофическое падение доходов населения, правительству целесообразно поднять вопрос о продлении срока приведения цен к рыночным в консультациях с МВФ при просмотре программы расширенного финансирования.

НоСЭП