Госслужба статистики сообщила итоговые данные о динамике и структуре доходов населения за 2015 г.
1. В 2015 г. темпы падения уровня реальных доходов
населения выросли:
§
Согласно
статистике Укрстатслужбы, в 2015 году суммарные доходы населения выросли на 15,0%
до 1 743 млрд грн. Несмотря на высокие темпы роста номинальных доходов, они в
три раза отстают от темпов роста цен: в январе-декабре 2015 года уровень
потребительских цен увеличился на 48.7% (в среднем за период). В результате
реальные доходы населения по результатам года сократились на 22,7% (в 2014
году - на 8,0%.)
§
В
2015 году располагаемые доходы населения также сокращались ввиду роста налогов:
сумма уплаченных населением налогов с доходов и недвижимости выросла на треть.
В 2015 г. налоговая нагрузка на население существенно выросла: население на
протяжении всего года уплачивало налоги на проценты с банковских вкладов,
военный сбор, налог на недвижимость, верхняя ставка НДФЛ была повышена до 20%,
налогообложению по ставке 15% подлежали пенсии работающих пенсионеров и
получающих пенсии свыше 3 МЗП. В результате сумма уплаченных налогов по
результатам 2015 года увеличилась на 33.6%, а реальные располагаемые доходы
сократились на 22,2%.
§ Сократились сбережения населения (в 2015 году составили всего 6,3 млрд. грн. или 7% (!) от уровня 2014 года (83,3 млрд грн), на что повлиял рост тарифов и цен на товары первой необходимости, опережающий рост доходов. В 2015 году цены на питания увеличились на 44,4% (в том числе на хлеб на 54,8%, подсолнечное масло – на 77.2% ), на лекарства – на 50.3%. Плата за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения выросла в 1,5 раза, транспортные услуги подорожали на 32,2%. Тарифы на тепло за прошлый год выросли в 1,7 раза, на газ для населения в 3,9 раза.
2. Изменилась структура доходов населения в сторону
увеличения доходов не связанных с
зарплатой:
§
Сокращение
экономики и традиционных рабочих мест переориентировало население на получение
«прибыли и смешанного дохода» (от предпринимательства, ведения приусадебного
хозяйства), а так же из теневых источников (по оценкам МЭРТ, уровень теневой
экономики в январе- сентябре 2015 г. составлял 40%ВВП).
§ Увеличение объемов социальной помощи (с 37,1% в 2014 году до 37,8% в 2015) привело к тому, что малоимущие семьи не заинтересованы в получении низких зарплат (на уровне минимальной) и «высвечивании» роста официальных доходов, что может привести к сокращению или потере социальной помощи.
Например. Малоимущая семья из 3-х человек, где 1 работающий отец с минимальной
зарплатой (1378 грн в месяц),
неработающая трудоспособная мама и ребенок 5 лет имеет право на помощь от
государства, позволяющую «дотянуть» бюджет семьи до гарантированного минимума.
Их бюджет будет сформирован исходя из расчета: минимум, установленный для
трудоспособного отца и матери (289,38 грн)*2+ минимум для ребенка пяти лет
(1190,34 грн) + доплата к основному размеру помощи на ребенка 250 грн.
(предусмотрен для детей до 13 лет). Таким образом, доход семьи составит 2019,1 грн. При среднем счете за услуги ЖКХ в
1916 грн, семья получит субсидию в размере 1829,43 грн и уплатит налоги в
размере 144,69 грн. Остаток для семьи составит 1787,84 грн. В случае если мама устроится на работу на минимальную
заработную плату, расходы семьи увеличатся, а помощь и субсидии ЖКХ сократятся.
После всех вычетов расходов на транспорт, налоги, содержание ребенка в детском
саду на время работы мамы, у семьи в распоряжении останется 1675,15 грн доходов, т.е на 100 грн меньше, чем в случае
когда мама не работает.
НоСЭП