В 2015 Г. ТЕМПЫ СОКРАЩЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИЛИСЬ, А ЗАРПЛАТЫ ПРОДОЛЖАЛИ УХОДИТЬ В «ТЕНЬ»

07/04/2016
Моніторингові продукти
В 2015 Г. ТЕМПЫ СОКРАЩЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИЛИСЬ, А ЗАРПЛАТЫ ПРОДОЛЖАЛИ  УХОДИТЬ В «ТЕНЬ»

Госслужба статистики сообщила итоговые данные о динамике и структуре доходов населения за 2015 г. 

1. В 2015 г. темпы падения уровня реальных доходов населения выросли:

§  Согласно статистике Укрстатслужбы, в 2015 году суммарные доходы населения выросли на 15,0% до 1 743 млрд грн. Несмотря на высокие темпы роста номинальных доходов, они в три раза отстают от темпов роста цен: в январе-декабре 2015 года уровень потребительских цен увеличился на 48.7% (в среднем за период). В результате реальные доходы населения по результатам года сократились на 22,7% (в 2014 году  - на 8,0%.)

§  В 2015 году располагаемые доходы населения также сокращались ввиду роста налогов: сумма уплаченных населением налогов с доходов и недвижимости выросла на треть. В 2015 г. налоговая нагрузка на население существенно выросла: население на протяжении всего года уплачивало налоги на проценты с банковских вкладов, военный сбор, налог на недвижимость, верхняя ставка НДФЛ была повышена до 20%, налогообложению по ставке 15% подлежали пенсии работающих пенсионеров и получающих пенсии свыше 3 МЗП. В результате сумма уплаченных налогов по результатам 2015 года увеличилась на 33.6%, а реальные располагаемые доходы сократились на 22,2%.

§  Сократились сбережения населения (в 2015 году составили всего 6,3 млрд. грн. или 7% (!) от уровня 2014 года (83,3 млрд грн), на что повлиял рост тарифов и цен на товары первой необходимости, опережающий рост доходов. В 2015 году цены на  питания увеличились на 44,4% (в том числе на хлеб на 54,8%, подсолнечное масло – на 77.2% ), на лекарства – на 50.3%. Плата за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения выросла в 1,5 раза, транспортные услуги подорожали на 32,2%. Тарифы на тепло за прошлый год выросли в 1,7 раза, на газ для населения в 3,9 раза. 

2. Изменилась структура доходов населения в сторону увеличения  доходов не связанных с зарплатой:

§  Сокращение экономики и традиционных рабочих мест переориентировало население на получение «прибыли и смешанного дохода» (от предпринимательства, ведения приусадебного хозяйства), а так же из теневых источников (по оценкам МЭРТ, уровень теневой экономики в январе- сентябре 2015 г. составлял 40%ВВП). 

§  Увеличение объемов социальной помощи (с 37,1% в 2014 году до 37,8% в 2015) привело к тому, что  малоимущие семьи не заинтересованы в получении низких зарплат (на уровне минимальной) и «высвечивании» роста официальных доходов, что может привести к сокращению или потере социальной помощи. 

Например. Малоимущая семья из 3-х человек, где 1 работающий отец с минимальной зарплатой  (1378 грн в месяц), неработающая трудоспособная мама и ребенок 5 лет имеет право на помощь от государства, позволяющую «дотянуть» бюджет семьи до гарантированного минимума. Их бюджет будет сформирован исходя из расчета: минимум, установленный для трудоспособного отца и матери (289,38 грн)*2+ минимум для ребенка пяти лет (1190,34 грн) + доплата к основному размеру помощи на ребенка 250 грн. (предусмотрен для детей до 13 лет). Таким образом, доход семьи составит  2019,1 грн. При среднем счете за услуги ЖКХ в 1916 грн, семья получит субсидию в размере 1829,43 грн и уплатит налоги в размере 144,69 грн. Остаток для семьи составит 1787,84 грн. В случае если мама устроится на работу на минимальную заработную плату, расходы семьи увеличатся, а помощь и субсидии ЖКХ сократятся. После всех вычетов расходов на транспорт, налоги, содержание ребенка в детском саду на время работы мамы, у семьи в распоряжении останется 1675,15 грн доходов, т.е на 100 грн меньше, чем в случае когда мама не работает. 

НоСЭП