В УКРАИНЕ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ДОПОЛНИЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ НАПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА?

21 апреля Верховной Радой принят за основу законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты об охране здоровья и трансплантации органов и других анатомических материалов человеку

25/04/2016
Моніторингові продукти
В УКРАИНЕ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ДОПОЛНИЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ НАПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА?

Дискуссии о том, как должна развиваться трансплантация в Украине ведется уже более 10 лет и проблема действенно существует. Пересадка донорских органов – это единственный шанс для значительного количества больных (например, с почечной недостаточностью)  избежать гибели и получить шанс на качественное продолжение жизни.

·         Камнем преткновения в дискуссии - решение вопроса о том, насколько этичным будет для Украины  введение презумпции согласия на посмертное донорство.

·         В 46% стран, где проводят трансплантации, действует презумпция согласия на посмертное изъятие органов ( например, Австрия, из бывших постсоветских - Беларусь) и в 54% (в том числе и в Украине) - презумпция несогласия

·         По данным МОЗ ежегодно пересадка требуется 4,5 тыс. украинцев: почки - 2 тыс., печени - 1,5 тыс., сердца - около 1 тыс. Реально в 2014 году было проведено лишь 140 операций по пересадке органов, причем все - от живого родственного донора. Для сравнения в мире ежегодно производится примерно 100 тысяч трансплантаций.

Для Украины, кроме этической стороны вопроса проблема еще заключается в том, что в стране отсутствует четко организованная система обеспечения трансплантации.

·         Отсутствует база данных пациентов, которые нуждаются в замене органов. В листы ожидания на трансплантацию попадают их единицы т.к не отлажен механизм автоматической передачи больных от профильных специалистов в трансплантационные центры и соответственно прозрачный контроль за процессом.

·         Нет системы сохранения органов - от изъятия до пересадки. Особенно это касается случаев, когда органы нужно оперативно (до 24 часов) забрать и распределить по разным центрам трансплантации. Для этого требуется идеальная координация всех медицинских служб, начиная с изъятия органа до его пересадки.

·         Украинские хирурги в уровне квалификации уступают своим зарубежным коллегам. Из-за неразвитости системы трансплантации из 7 центров сложные пересадки могут выполнить только в 2-х.

Сторонники  презумпции согласия, кроме доводов о вылечивании обреченных пациентов, называют  финансовую выгоду от введения этой нормы.

·         Стоимость операций по пересадке органов одна из самых дорогостоящих. Например, в Беларуси одна операция по трансплантации почки обходится государству в $15 тыс. (послеоперационное лечение - $7 тыс. в год), по пересадке печени - в $25 тыс., сердца - в $50-60 тыс. В США пересадка сердца  стоит $120-150 тыс.

·         Заинтересованность государства в развитии трансплантологии высока. Помимо возможности зарабатывать на иностранных пациентах, как делают в Индии или Беларуси можно сократить бюджетные расходы на лечении своих граждан. Например, в Украине насчитывается около 4 тыс. больных почечной недостаточностью, которые проходят гемодиализ. Годичный курс на одного больного обходится государству 170 тыс. грн.  Своевременная трансплантация почки позволяет уменьшить количество таких больных и соответственно снизить расходы. 

·         В этой связи приводится опыт Беларуси, где за счет платных услуг по трансплантации иностранцам бесплатно делают пересадки собственным гражданам.

В законопроекте, который 21 марта был принят ВР за основу «одобрены» все новации, которые касались проблематики обновления системы (организация этических комитетов при учреждениях, осуществляющих трансплантацию, создание Единой государственной информационной системы трансплантации, фиксирование волеизъявления лица относительно прижизненного донорства, запрещение коммерциализации и рекламы и др.) Даже разрешили заниматься трансплантацией приватным клиникам.

Единственное, что депутаты отложили на второе чтение и решили дополнительно обсудить, так это основной вопрос законопроекта - введение презумпция согласия на посмертное изъятие органов.

Предварительные выводы:

1. Парламент, согласившись с тем, что нужно выстраивать новую систему трансплантации в Украине, что соответственно потребует значительных финансовых вливаний, и допуская в этот вид деятельности приватный капитал, уже априори решил вопрос о презумпции согласия. В противном случае все предлагаемые в законопроекте меры лишены смысла. Донорского материала как не хватало, так и не будет хватать.

2. Значительная финансовая заинтересованность как государства так и приватного бизнеса в этом вопросе очевидна. Все «хождения» вокруг основного вопроса - презумпции согласия не более чем игра на публику для зарабатывания политических дивидендов.

3. Если у нынешних депутатов настолько высоки морально-этические принципы , не позволявшие им разрешить стране зарабатывать на трансплантации и за счет этого, в том числе, лечить своих граждан, то тогда следует искать другие источники заработка – развивать экономику, повышать уровень жизни, усовершенствовать методы лечения хронических больных другими методами или же выделять средства на их лечение, в том числе и трансплантацию за рубежом. 


НоСЭП