ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В I КВАРТАЛЕ 2016 Г.

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за первый квартал 2016 г.

05/05/2016
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В I КВАРТАЛЕ 2016 Г.

По оперативным данным государственной казначейской службы за первый квартал 2016 года в государственный бюджет поступило 129,2 млрд грн, что на 14,1% (16,0 млрд грн) больше аналогичного показателя прошлого года. В отличие от І квартала 2015 года в бюджет не поступило 14,2 млрд грн нерегулярных доходов (плата за продажу 3G лицензий, прибыль НБУ, временная импортная пошлина). 

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь-март, млн грн

 

Доходы

Расходы (общий фонд)

 

2015

факт

2016 

факт

1Q 2016/ 1Q 2015 

2015

факт

2016 факт

1Q 2016/ 1Q 2015 

Подоходный налог

9,4

12,6

+33,6%

Оборона +правопорядок

16,9

23,9

+41,1%

Налог на прибыль

14,9

14,5

-2,5%

Здравоохранение

1,4

1,6

+15,3%

НДС

43,0

53,1

+23,5%

Образование

6,3

7,0

+10,1

Акциз

12,5

18,9

+50,8%

Соцобеспечение

20,8

26,4

+26,9

Рентная плата (недра)

3,3

11,7

+359,6%

Обслуживание долга

17,1

27,6

+61,4

Прибыль НБУ

5,5

0,0

-

Трансферты МБ

35,3

44,6

+26,5

Всего

113,2

129,2

+14,1%

Всего

108,8

140,2

+28,9

В части доходов государственного бюджета, большинство факторов наполнения остаются прежними.

§  Инфляция и девальвация остаются основными источниками наполнения бюджета. Уровень цен на потребительские товары за январь-март 2016 года увеличился на 30,8% по сравнению с январем-мартом 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению к доллару на валютном межбанке в январе-марте 2016 года был в среднем на 25% выше, чем в І квартале 2015 года. Инфляция и девальвация стали основными драйверами роста поступлений, прежде всего, по НДС (+23,5%) и импортной пошлине (+30,4%).

§  Рост доходов достигнут за счет увеличения фискального прессинга на население и отдельные сектора экономики (производство подакцизных товаров, сх):

o  Повышения ставок акцизов. Поступления от акцизного налога выросли на 50,9% год к году до 18,9 млрд грн. Темпы роста акцизного налога практически не меняются сначала года. Это следствие повышения с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.

o  Повышения ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Поступления от НДФЛ по результатам І квартала 2016 года составили 12,6 млрд грн, что на 33,6% больше чем в аналогичном периоде 2015 года (9,4 млрд грн). Больше половины роста доходов от НДФЛ объясняется увеличением налоговой ставки для доходов ниже 13 780 грн[1] с 15% до 18%. Остальное – результат инфляции в 30,8% и расширения базы налогообложения в бюджетном секторе. Работники госсектора получили прирост зарплат за счет перераспределения части доходов, которые ранее уплачивались как ЕСВ.

Следует также отметить, что лидирующую роль в наполнении бюджета приобретает государственный сектор:

§  Госпредприятия «подтянули поступления от налога на прибыль. За март 2016 года поступления от налога на прибыль увеличились по сравнению с предыдущим месяцем сразу на 12,3 млрд. грн. Причина: согласно налоговому календарю 10 марта 2016 года предприятия доплатили всю сумму налога на прибыль, которая не была уплачена в 2015 году. Несмотря на этот разовый платеж, за первый квартал 2016 года доходы от налога на прибыль составили 14,5 млрд грн и были на 2.5% меньше, чем в январе-марте 2015 года. С учетом авансовых платежей, сокращение по сбору налога на прибыль отмечается по предприятиям всех видов собственности. Исключение составили государственные предприятия, которые в январе-марте 2016 года уплатили в госбюджет 1,9 млрд грн, что на 0,5 млрд грн (+38,2%) больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Значительная часть такого увеличения обеспечена ростом тарифов, финансируемых из карманов обедневшего населения.

§  Госпредприятия удвоили свои перечисления прибыли в госбюджет. Госпредприятия перечислили в бюджет 0,9 млрд. грн. в виде дивидендов/части прибыли (имеется в виду прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий). По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. такие отчисления госпредприятий удвоились. Это стало возможным из-за увеличения нормативов отчисления прибыли государственными унитарными предприятиями в бюджет с 30% в 2015 году  до 50% в 2016 году (для остальных с 15% до 30%). Процент отчисления госпредприятиями прибыли в бюджет может составлять и 100%, но при этом госкорпорации будут лишены ресурса для исполнения инвестиционных планов.

§  Укргазвидобування продолжает наращивать рентные платежи. Рентная плата за пользование недрами за первые 3 месяца 2016 года увеличилась более чем в 3,6 раз до 11,7 млрд грн. Причина – проста: в первом квартале 2015 г. главная компания по добыче газа в Украине (Укргазвидобування) уплачивала в бюджет рентную плату за добычу газа по ставке 20% от цены 355 грн. за 1000 м3. В первом квартале 2016 г. ставка составляет 70%, а стоимость газа для расчета налоговых обязательств увеличена в 3,6 раза до 1590 грн. за 1000 м3. С 1 апреля 2016 г. ставка ренты для таких компаний (Укргазвидобування + Укрнафта) была снижена до 50%, но и цена газа была увеличена с мая в 3,1 раза - до 4849 грн. Таким образом, по расчетам Минфина, это даст дополнительно 3,8 млрд. грн. поступлений в бюджет.

Однако даже такие крайние меры истощения экономики уже не спасают ситуацию с выполнением бюджета. В марте дефицит государственного бюджета увеличился до 10,6 млрд. грн. (против дефицита в 2,4 млрд. грн. в феврале).

Темпы роста расходов государственного бюджета в январе – марте 2016 ускорились до 28,9% год к году (+5,0% в январе-феврале) до 140,2 млрд. грн. Вместе с тем, увеличение финансирования было неравномерным. Треть роста расходов объясняется увеличением платежей на обслуживание долга в связи с выплатой купона в 0,5 млрд дол США по реструктуризированным Еврооблигациям. Еще 41% – на жилищные субсидии и компенсацию Пенсионному фонду снижения ставки ЕСВ. Оставшаяся четверть повышения расходов – это в основном повышение зарплат военнослужащим и Нацгвардии. В то же время, ряд бюджетных направлений продолжает финансироваться низкими темпами:

§  Социальная сфера. Недовыполнение плана госбюджета по расходам на здравоохранение в январе-марте 2016 составило 39,8%. Вообще не финансировались комплексные медицинские программы. В 10 раз меньше плана получила программа лечения украинских граждан за границей. На 35% недовыполнена программа материального обеспечения образовательных учреждений. На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано субвенций на 10% или на 2 млрд. грн. меньше, чем в прошлом году. На фоне инфляции в 30,8% соцстандарты (минимальная зарплата и пенсии) выросли всего на 13,2% год к году.

§  Госинвестиции. Капитальные расходы государственного бюджета продолжали стагнировать. За январь-март 2016 года было профинансировано менее 1,5 млрд грн капитальных расходов или менее 7% (!) от плана 2016 год. На ремонт дорог освоено средств на 63% меньше от плана на период. При этом 97% дорог Украины в критическом состоянии.

Рост налоговой нагрузки на население и отдельные сектора экономики (госсектор, сх, добывающая промышленность), занижение бюджетных макроэкономических показателей позволили правительству рапортовать о высоких темпах наполнения бюджета, попутно «экономя» на индексации социальных стандартов (минимальных зарплат и пенсий). Однако даже такие меры не спасают от накапливания негативных тенденций в бюджетной сфере: темпы роста доходов замедляются (они уже отстают от инфляции – в первом квартале 2016 г. при росте цен на 30,8% доходы выросли на 14,1%); а социальная сфера и госкапинвестиции продолжает существенно недофинансироваться. 

НоСЭП

[1] 10 минимальных зарплат в условиях 2016 года