Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за первый квартал 2016 г.
По оперативным данным государственной казначейской службы за первый квартал 2016 года в государственный бюджет поступило 129,2 млрд грн, что на 14,1% (16,0 млрд грн) больше аналогичного показателя прошлого года. В отличие от І квартала 2015 года в бюджет не поступило 14,2 млрд грн нерегулярных доходов (плата за продажу 3G лицензий, прибыль НБУ, временная импортная пошлина).
Основные
показатели выполнения государственного бюджета за январь-март, млн грн |
|||||||
|
Доходы |
Расходы (общий фонд) |
|||||
|
2015 факт |
2016 факт |
1Q 2016/ 1Q 2015 |
2015 факт |
2016 факт |
1Q 2016/ 1Q 2015 |
|
Подоходный
налог |
9,4 |
12,6 |
+33,6% |
Оборона +правопорядок |
16,9 |
23,9 |
+41,1% |
Налог
на прибыль |
14,9 |
14,5 |
-2,5% |
Здравоохранение |
1,4 |
1,6 |
+15,3% |
НДС |
43,0
|
53,1 |
+23,5% |
Образование |
6,3 |
7,0 |
+10,1 |
Акциз |
12,5 |
18,9 |
+50,8% |
Соцобеспечение |
20,8 |
26,4 |
+26,9 |
Рентная
плата (недра) |
3,3 |
11,7 |
+359,6% |
Обслуживание
долга |
17,1 |
27,6 |
+61,4 |
Прибыль
НБУ |
5,5 |
0,0 |
- |
Трансферты
МБ |
35,3 |
44,6 |
+26,5 |
Всего |
113,2 |
129,2 |
+14,1% |
Всего |
108,8 |
140,2 |
+28,9 |
В части
доходов государственного бюджета, большинство факторов наполнения остаются
прежними.
§
Инфляция и девальвация остаются основными источниками наполнения
бюджета. Уровень цен на
потребительские товары за январь-март 2016 года увеличился на 30,8% по
сравнению с январем-мартом 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению
к доллару на валютном межбанке в январе-марте 2016 года был в среднем на 25%
выше, чем в І квартале 2015 года. Инфляция и девальвация стали основными
драйверами роста поступлений, прежде всего, по НДС (+23,5%) и импортной пошлине
(+30,4%).
§
Рост доходов достигнут за счет увеличения фискального
прессинга на население и отдельные сектора экономики (производство подакцизных
товаров, сх):
o Повышения
ставок акцизов. Поступления
от акцизного налога выросли на 50,9% год к году до 18,9 млрд грн. Темпы роста
акцизного налога практически не меняются сначала года. Это следствие повышения
с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн
за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.
o Повышения
ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Поступления от НДФЛ по результатам І квартала 2016 года
составили 12,6 млрд грн, что на 33,6% больше чем в аналогичном периоде 2015
года (9,4 млрд грн). Больше половины роста доходов от НДФЛ объясняется
увеличением налоговой ставки для доходов ниже 13 780 грн[1]
с 15% до 18%. Остальное – результат инфляции в 30,8% и расширения базы
налогообложения в бюджетном секторе. Работники госсектора получили прирост
зарплат за счет перераспределения части доходов, которые ранее уплачивались как
ЕСВ.
Следует также отметить, что
лидирующую роль в наполнении бюджета приобретает государственный сектор:
§
Госпредприятия «подтянули поступления от налога на
прибыль. За март 2016 года
поступления от налога на прибыль увеличились по сравнению с предыдущим месяцем
сразу на 12,3 млрд. грн. Причина: согласно налоговому календарю 10 марта 2016 года
предприятия доплатили всю сумму налога на прибыль, которая не была уплачена в
2015 году. Несмотря на этот разовый платеж, за первый квартал 2016 года доходы от налога на прибыль составили 14,5
млрд грн и были на 2.5% меньше, чем в январе-марте 2015 года. С учетом
авансовых платежей, сокращение по сбору налога на прибыль отмечается по
предприятиям всех видов собственности.
Исключение составили государственные предприятия, которые в январе-марте
2016 года уплатили в госбюджет 1,9 млрд грн, что на 0,5 млрд грн (+38,2%)
больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Значительная часть такого увеличения обеспечена ростом тарифов,
финансируемых из карманов обедневшего населения.
§
Госпредприятия удвоили свои перечисления прибыли в
госбюджет. Госпредприятия
перечислили в бюджет 0,9 млрд. грн. в виде дивидендов/части прибыли (имеется в
виду прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий). По сравнению с
аналогичным периодом 2015 г. такие отчисления госпредприятий удвоились. Это
стало возможным из-за увеличения нормативов отчисления прибыли государственными
унитарными предприятиями в бюджет с 30% в 2015 году до 50% в 2016 году (для остальных с 15% до
30%). Процент отчисления госпредприятиями прибыли в бюджет может составлять и
100%, но при этом госкорпорации будут лишены ресурса для исполнения
инвестиционных планов.
§ Укргазвидобування продолжает наращивать рентные платежи. Рентная плата за пользование недрами за первые 3 месяца 2016 года увеличилась более чем в 3,6 раз до 11,7 млрд грн. Причина – проста: в первом квартале 2015 г. главная компания по добыче газа в Украине (Укргазвидобування) уплачивала в бюджет рентную плату за добычу газа по ставке 20% от цены 355 грн. за 1000 м3. В первом квартале 2016 г. ставка составляет 70%, а стоимость газа для расчета налоговых обязательств увеличена в 3,6 раза до 1590 грн. за 1000 м3. С 1 апреля 2016 г. ставка ренты для таких компаний (Укргазвидобування + Укрнафта) была снижена до 50%, но и цена газа была увеличена с мая в 3,1 раза - до 4849 грн. Таким образом, по расчетам Минфина, это даст дополнительно 3,8 млрд. грн. поступлений в бюджет.
Однако даже такие крайние меры истощения экономики уже не спасают ситуацию с выполнением бюджета. В марте дефицит государственного бюджета увеличился до 10,6 млрд. грн. (против дефицита в 2,4 млрд. грн. в феврале).
Темпы роста
расходов государственного бюджета в январе – марте 2016 ускорились до 28,9% год
к году (+5,0% в январе-феврале) до 140,2 млрд. грн. Вместе с тем, увеличение финансирования было
неравномерным. Треть роста расходов объясняется увеличением платежей на
обслуживание долга в связи с выплатой купона в 0,5 млрд дол США по
реструктуризированным Еврооблигациям. Еще 41% – на жилищные субсидии и
компенсацию Пенсионному фонду снижения ставки ЕСВ. Оставшаяся четверть повышения
расходов – это в основном повышение зарплат военнослужащим и Нацгвардии. В то
же время, ряд бюджетных направлений продолжает финансироваться низкими темпами:
§ Социальная
сфера.
Недовыполнение плана госбюджета по расходам на здравоохранение в январе-марте
2016 составило 39,8%. Вообще не финансировались комплексные медицинские
программы. В 10 раз меньше плана получила программа лечения украинских граждан
за границей. На 35% недовыполнена программа материального обеспечения
образовательных учреждений. На местный уровень (а местные бюджеты являются
главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано
субвенций на 10% или на 2 млрд. грн. меньше, чем в прошлом году. На фоне
инфляции в 30,8% соцстандарты (минимальная зарплата и пенсии) выросли всего на
13,2% год к году.
§ Госинвестиции. Капитальные расходы государственного бюджета продолжали
стагнировать. За январь-март 2016 года было профинансировано менее 1,5 млрд грн
капитальных расходов или менее 7% (!) от плана 2016 год. На ремонт дорог
освоено средств на 63% меньше от плана на период. При этом 97% дорог Украины в
критическом состоянии.
Рост налоговой нагрузки на население и
отдельные сектора экономики (госсектор, сх, добывающая промышленность),
занижение бюджетных макроэкономических показателей позволили правительству
рапортовать о высоких темпах наполнения бюджета, попутно «экономя» на
индексации социальных стандартов (минимальных зарплат и пенсий). Однако даже
такие меры не спасают от накапливания негативных тенденций в бюджетной сфере:
темпы роста доходов замедляются (они уже отстают от инфляции – в первом
квартале 2016 г. при росте цен на 30,8% доходы выросли на 14,1%); а социальная
сфера и госкапинвестиции продолжает существенно недофинансироваться.