Вице-премьер-министр Розенко сообщил, что в этом году может быть проведена пенсионная реформа. Розенко сообщил, что соответствующий законопроект уже подан в парламент.
Соответствующим правительственным законопроектом[1]
предполагается введение второго уровня пенсионного страхования с 1 января 2017
года для бюджетников и с начала 2018 года для всех работников. Пенсионное
накопительное страхование предполагает осуществление обязательных пенсионных
накоплений людьми, которые не достигли 35 летнего возраста по ставке 7% от
зарплаты. Также предполагается отмена спецпенсий, повышение
отчислений для тех, чья работа связана с высоким риском для здоровья.
Однако,
форсированные сроки введения такой системы (2 года) в условиях кризиса
экономики несут значительные риски для населения, особенно для нынешнего поколения пенсионеров и людей
зрелого возраста.
Первая проблема перехода на
смешанную систему пенсионного обеспечения - это снижение финансирования действующей
солидарной пенсионной системы. Часть
социального взноса, который сегодня финансирует выплату текущих пенсий, пойдет
в накопительный фонд, что ставит под угрозу обеспечение сегодняшних
пенсионеров.
- Первые пенсии с накопительных взносов украинцы
начнут получать через 25 лет, т.е воспользоваться выгодами второго и
третьего уровней пенсионного обеспечения смогут лишь, те, кто успел
сделать необходимые накопление – молодежь (предварительно до 35 лет). Все
остальные, у которых нет времени на осуществление пенсионных накоплений
(пенсионеры и люди зрелого, предпенсионного возраста) окажутся в
невыгодном положении:
Вторая проблема – хронический
дефицит пенсионного фонда (ПФ),
который никуда не денется с введением параллельных накопительных фондов.
Сегодня снижение в 2 раза ставки ЕСВ не дало ни значительного перераспределения
зарплат в пользу работников, ни детенизации, которые бы компенсировали снижение
налоговой нагрузки и увеличили бы отчисления в ПФ. В результате сегодня ПФ на
2/3 зависит от трансфертов из Государственного бюджета.
- Внедрение второго уровня
пенсионного страхования означает, что дефицит ПФ
вырастет еще на 10%. Верификация выплат в лучшем случае поможет
сэкономить 1,5% ресурса ПФ.
- При отсутствии других источников для сохранения хотя
бы существующего уровня наполнения ПФ (правительство на такие источники не
указывает) придётся пойти «проверенным» путем: повысить ЕСВ, ввести новые
налоги на пенсию, повысить пенсионный возраст, отменить возможность
единовременного получения пенсий и заработной платы, отказаться от
индексации пенсий.
- В случае лишения
пенсионеров возможности дополнительно заработать большая часть пенсионеров
будет обречена на нищенство. В марте 2016 средняя пенсия составляла 1700 гривен. Согласно
международной практике, минимально приемлемый уровень замещения трудового
дохода пенсией должен составлять 40%. В Украине, в марте 2016 года этот
уровень опустился до 34,6%. Сегодня
минимальная стоимость месячной продуктовой корзины всего на 200 грн меньше средней пенсии
и составляет 1500 грн. Оставшихся 200 грн пенсионеру не хватит на лечение,
уход, покупку лекарств и предметов первой необходимости. До конца года в
лучшем случае пенсии вырастут на 16%, а вот реальная цена продуктовой
корзины увеличится на 30-40% до 2100 грн.
Повышение пенсионного возраста может ликвидировать пенсионеров «как класс». Сегодня средняя продолжительность жизни в Украине для женщин составляет 72 года, а для мужчин 66 лет. С 2021 года пенсионный возраст составит 60 лет для мужчин и для женщин. Может сложиться такая ситуация, что люди до пенсии просто не будут доживать.
Третья проблема – значительные риски от внедрения пенсионной реформы для молодых участников пенсионной системы.
- В условиях нестабильной экономической ситуации при
существующих тенденциях инфляции и девальвации население рискует
недополучить накопленные деньги, а при тотальной украинской коррупции оно
может не получить их вовсе. Открытым остается вопрос относительно
механизмов, которые обеспечат защиту пенсионных накоплений от инфляции.
- Создание накопительного пенсионного страхования
означает, что государство в свое распоряжение получит длинный ресурс
(оценочно 85 млрд. грн.) на длительное время. Однако нет механизма,
который бы гарантировал, что этот ресурс у пенсионеров попросту не
украдут. Аргентина может служить примером того, как в один день
государство «украло» у своих граждан все пенсионные накопления. В 2008
году Аргентина отменила накопительную составную пенсионной системы и
перевела всех участников в солидарную. Пенсионные накопления граждан были
использованы для оплаты долгов. Действия правительства в прессе
комментировались заголовками «легализированная кража». В украинских
реалиях пример Аргентины не выглядит фантастикой.
- Сегодня внедрение накопительного пенсионного
страхования как никогда рискованно: в ближайшее время, участникам накопительного
пенсионного страхования гарантирован негативный инвестиционный доход.
Обесценивание сбережений будет подрывать доверие у участников системы.
- Внедрение государственного накопительного страхования не даст значительного повышения пенсий, а всего лишь некоторую их дифференциацию от уровня заработков. Во-первых, уровень накоплений ограничен (предварительно 7% от заработков). В лучшем случае это дополнительные 10% для будущих пенсионеров. Во-вторых, в условиях низкой финансовой грамотности большая часть населения будет доверять государству, сознательно занижая доходность своих пенсионных отчислений. Тогда как самый действенный способ увеличить размер пенсии – принять участие в третьем необязательном негосударственном уровне пенсионного страхования. Однако чтобы этот уровень заработал мало «объявить реформу» и сказать, что власти «вводят третий уровень пенсионного обеспечения». На самом деле он есть и сегодня. Только из-за неразвитости фондового рынка и высоких рисков инвестирования желающих участвовать в негосударственном пенсионном страховании мало: на конец 2015 года участниками негосударственного пенсионного страхования стали 800 тыс человек, со сбережениями в 2,8 млрд грн.
Пенсионная реформа, в основе которой
внедрение 2-го уровня общегосударственного обязательного пенсионного
страхования, дискутируется в Украине уже более 10 лет, и каждый раз она
откладывается по причине значительных рисков разбалансирования пенсионной
системы. В 2017 г. все эти риски, связанные с высоким хроническим дефицитом
Пенсионного фонда, макроэкономической нестабильностью, слабыми коррупционными
государственными институтами, неразвитым фондовым рынком и т.д. никуда не
делись и только усилились на фоне авантюры со снижением ставки ЕСВ,
продолжающегося финансового кризиса и значительных неснятых рисков конфронтации
конфликта на Донбассе.
В таких условиях «пенсионная реформа»
нового Кабмина вряд ли имеет шансы на прохождение через парламент и внесена в
Раду, скорее, для проформы как предварительное условие для получения третьего
транша МВФ по программе EFF.
НоСЭП
[1]
Законопроект № 4608 от 06.05.2016 Проект
Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо
запровадження накопичувальної системи загальнообов'язкового державного
пенсійного страхування та єдиних принципів нарахування пенсій