Кабмин принял новое постановление относительно регистрации места жительства в Украине.
Де-юре,
регистрация места жительства граждан, существовала и ранее. В соответствии с
ней:
§ Граждане, которые снялись с места регистрации
проживания/пребывания, должны были зарегистрировать новое место
пребывания/проживания в территориальном подразделении Государственной миграционной
службы.
§ Такая регистрация должна была проводиться в течение 10
дней с момента прибытия на новое место жительство. За нарушение
административной процедуры мог быть наложен штраф 17-51 грн.
Однако на практике институт регистрации не работал. По данным ранее проведенных опросов, около трети проживающих в областных центрах не стремятся и не получают соответствующей регистрации. Они работают, арендуют жилье, посещают больницы, школы и садики, но не регистрируются.
Официально,
цель изменения механизма регистрации состоит в том, чтобы:
§
Сделать процедуру регистрации обязательной;
§ Узнать точное количество лиц, которые проживают на определенной территории для расчета количества коек в больницах, мест в детских садах и школах, другое.
Однако новая процедура регистрации, определенная
постановлением Кабмина не сможет достичь поставленных целей и работать не
будет, равно как и старая.
Причина первая
– изменения незначительны.
По факту постановление Кабмина[1]
лишь незначительно меняет процедуру регистрации:
§
Полномочия регистрации переданы от Государственной
миграционной службы исполнительным органам местных общин. Сельские и городские
исполкомы теперь обязаны передавать информацию о регистрации места жительства
для внесения в Единый государственный демографический реестр.[2]
§ Несколько смягчились требования регистрации для граждан. В частности, сроки регистрации увеличились в 3 раза с 10 до 30 дней. Штрафные санкции к тем, кто вовремя не зарегистрировал смену места проживания/пребывания, теперь будут применять после предупреждения. Размер штрафных санкций по-прежнему составляет 17-51 гривну.
Причина вторая
– корни проблемы остаются старыми.
§
Жители
не имеют реальных стимулов для регистрации. Требование регистрации места жительства/пребывания в
Украине есть и сейчас, но подавляющее число граждан
о нем даже не догадывается. Причина проста – граждане не видят в этом
необходимости. Один из самых главных бонусов, которое могло бы получить
население в ответ на своевременную регистрацию – это повышение качества
социальных услуг (образование, здравоохранение), основанное на адекватной
информации о миграционных потоках. Однако клубок проблем в предоставлении услуг
на местном уровне настолько широк (начиная от заниженных стандартов
предоставления социальных услуг, уплаты ПДФО по месту работы а не по
месту проживания и заканчивая низкой бюджетной автономией местных властей), что
одним только уточнением данных о количестве
резидентов в населенном пункте или регионе качество социальных услуг на местах
не улучшить. Это понимают и
внутренние мигранты, которые продолжают
платить за государственные социальные услуги из своего кармана. Редкие примеры
случаев, когда регистрация может действительно понадобиться – это вызов
человека в суд[3] и участие в выборах по месту фактического
пребывания. Получение бесплатных услуг образования и здравоохранения по месту
фактического проживания в украинских реалиях очень сомнительный стимул, хотя бы
потому что и образование и здравоохранение у нас уже давно платные.
§
Возможные
риски добросовестной регистрации для простых граждан остаются высокими. Их список включает:
- Утечку информации и ее нецелевое использование третьими
лицами. Согласно законодательству местные исполкомы должны передавать данные о
регистрации в Единый демографический реестр (Реестр). Во-первых, реестр
является агрегированной базой информации о месте проживания, паспортных данных,
электронной подписи[4]. Порядок
ведения реестра поддается жесткой критике через отсутствие эффективного
механизма защиты персональных данных. Во-вторых, по самым оптимистичным оценкам
Реестр должен заработать лишь с 1 января 2017 года. Во время переходного
периода, местные органы власти будут пользоваться еще более рискованной
передачей информации на бумажных и электронных носителях.
- Превышение полномочий при использовании информации
государственными органами. Возможность получения полной информации из реестра
ведомственным путем без четкого обозначения целей использования такой
информации очень удобна для целей МВД. Например, во время Евромайдана периодически "из ниоткуда" в интернете
возникали списки протестующих с паспортными данными и домашними адресами.
- Увеличение суммы уплаченных налогов. Для регистрации
места жительства/пребывания требуются либо документы, подтверждающие право
собственности на жилье, либо договор об аренде. Как известно, доход от аренды
облагается подоходным налогом.
- Потерю времени. Согласно официальным заявлениям регистрация занимает всего день. Однако возможность регистрации он-лайн не реализована (кроме нескольких экспериментов, например, в Днепропетровске). Чтобы зарегистрировать место жительства заявителю необходимо добраться до местного исполкома (в крупных городах и районах - центра предоставления административных услуг), отстоять в очереди, затем добраться до банка, чтобы заплатить плату за регистрацию, вернуться назад и т.д. Кроме того, регистрация места жительства – это лишь часть процедуры. Так, остается обязательной постановка на учет военнообязанных и призывников во время мобилизации.
§ Наказание для граждан за нарушение процедуры регистрации не является неминуемым. Регистрировать свое место жительство обязаны лица, которые снялись с регистрации места проживания и прибыли на новое место проживания. Доказать, что человек не живет по месту прописки очень сложно. Для того чтобы его наказать он должен сам признаться в нарушении.
Мировой опыт решения проблемы регистрации граждан свидетельствует, скорее,
не в пользу ведения единого реестра и обязательной регистрации, а использования
альтернативных источников информации:
§ Ряд стран действительно имеет
демографические реестры (Норвегия,
Германия). Но там консолидирована
подробная информация о языке, этнической принадлежности, количестве браков,
разводов и массе вещей, которые имеют отношение к демографии. Плюс в дополнение
к реестрам – для получения более полной информации – такие страны полагаются на
опросы домохозяйств, исследования рынка труда, социологические опросы. То, что
происходит в Украине, скорей напоминает полицейский реестр — при его наличии
органам внутренних дел будет проще контролировать и проверять информацию.
§ Значительное число стран, в т.ч. Великобритания, США, Канада, Ирландия, Швеция, по политическим причинам отказались от обязательной регистрации места жительства и сбора информации о мигрантах. Такие страны пошли путем уведомительной (декларативной) модели регистрации адреса проживания (на основании заявления и без документального подтверждения оснований для проживания по месту жительства, напр., правоустанавливающих документов на жилье, договора аренды).
Принятое Кабмином постановление – формальность,
которая необходима больше государству (т.к. единый демографический реестр как
был, так и остается мощным инструментом полицейского контроля власти за своими
гражданами).
Для населения Украины, выгоды от регистрации
призрачные, а риски нецелевого использования информации, потери времени,
дополнительные финансовые затраты при регистрации места жительства могут быть
значительными. В условиях Украины, предложенный порядок регистрации места
жительства/пребывания все равно работать не будет, и по-хорошему институт
обязательной регистрации места жительства уже давно должен быть отменен. Вместо
него следует ввести добровольную (декларативную) регистрацию места жительства,
по максимуму переместив данный сервис в он-лайн режим, а параллельно – для
сбора информации о миграционных потоках -
украинским властям следует больше полагаться на другие источники
информации (обследование домохозяйств, обследование рабочей силы, др.).
НоСЭП
[1] Постановление Кабмина от 02.03.2016 № 207
«Правила реєстрації місця проживання» и «Порядок передачі органами реєстрації
інформації до Єдиного державного демографічного реєстру».
[2] Реестр - единая база данных для оформления, обмена и
выдачи 15 документов, в том числе всех видов паспортов, карточки мигранта,
удостоверений беженца, водителя и других.
[3] Согласно законодательству, регистрация
используется для «официального общения» государства с человеком.
[4] Согласно последних
изменений в Закон «О едином государственном реестре и документах, которые
удостоверяют личность и специальный статус», оцифрованную подпись и отпечатки
пальцев должны уничтожать из реестра после печати необходимых документов.
Однако есть большие сомнения относительно качества выполнения буквы закона.