В апреле Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) ввела в действие новую методологию формирования тарифов на оптовом рынке электроэнергии.
В методологии цена угля для
генерации электроэнергии определяется как цена угля марки АPI2 в порту Роттердама плюс транспортировка до
Украины плюс транспортировка железнодорожным транспортом внутри страны.
Согласно расчетам бывшего члена НКРЭКУ А. Геруса, опубликованных на сайте «Наши
гроши», субсидии угольной отрасли по этой методологии составят 10 млрд. грн. в
год.
Украине давно пора прекратить субсидировать топливо ХІХ века, каким является уголь, но вместо этого НКРЭКУ решили перенаправить в экономике на субсидирование этого вида топлива больше 10 млрд. грн., путем завышения цены электроэнергии для конечного потребителя:
§ Цена в Роттердаме действительно может быть ориентиром для рыночной цены в
портах Черного моря, но в ней уже заложено доставку угля в Европу. Поскольку в
Украине наблюдается профицит угля, рыночной ценой для Украины является
равноудаленная цена (netback price) – цена на бирже Роттердама минус затраты на его доставку из портов
Черного моря до Роттердама. Исходя из цены угля марки АPI2 на бирже Роттердама в 45 дол. США за тонну и
заложенной доставкой 15 дол. за тонну, рыночная
цена угля марки АPI2 должна
находится в пределах 30 - 45 дол. США за тонну в Украине, а не 60 дол., заложенных в цену НКРЭКУ.
§ При этом по качеству уголь этой
марки значительно превосходит украинский, что требует дополнительного
дисконта в цене на украинский уголь. Теплотворная способность АPI2 составляет 6000 Ккал/кг, в то время как
украинский товарный уголь имеет калорийность около 5200 Ккал/кг. По
многочисленным публикациям вместо товарного угля на ТЭС сжигается вообще
большое количество шлама, что крайне негативно влияет на экологию. Кроме того
содержание серы в АPI2 составляет меньше 1%, в то время как в украинском угле ее содержание
находится в пределах 2-3%. С учетом
требований европейцев к экологии это делает украинский уголь фактически неликвидным
на европейском рынке. Также украинский уголь характеризуется высокой
зольностью. С учетом этих факторов цена украинского угля должна быть снижена
еще минимум на 20% в сравнении с АPI2. Таким образом, рыночная цена
украинского угля может даже составлять только 25 дол. за тонну.
§ Стоимость энергетического угля после введения новой методологии была
повышена с 1100 грн./т до 1500 грн./т. При сжигании 25 млн. тонн угля это
означает дополнительный доход угольщиков
после повышения минимум 10,0 млрд. грн. В то же время при рыночной цене
угля около 625 грн. за тонну. рента
угольной отрасли после такого щедрого субсидирования угля составит
21,9 млрд. грн.
§ За весь этот банкет угольщиков заплатит конечный потребитель, для которого
цена угля закладывается в тариф на электроэнергию. Производители закладывают
эту цену в себестоимость, которая потом перекладывается на конечного
потребителя. Сегодня оптовая цена на
рынке электроэнергии уже превышает европейскую цену. НКРЭКУ утвердил прогнозную
цену на май-июнь в размере 1237 грн/МВч (43,0 евро/МВч). В то время
как цены в Чехии, Словакии или Венгрии составляют соответственно 25,9, 29,4 и
35,2 евро/МВч. Такая большая разница в цене на электроэнергию делает часть
украинской продукцию неконкурентоспособной на европейском рынке. Это является
исключительно следствием завышением цен на угольную генерацию и наличием в цене
дотационных сертификатов, поскольку цена для АЭС составляет около 15 евро/МВч.
§ Рыночная цена генерации определяется как предельные издержки последнего поставщика
в ОРЭ – ТЭС, поскольку тарифы для АЭС и ГЭС значительно ниже. При цене угля
1100 грн./т предельные издержки составляют 23,7 евро/МВч, в то время как при
цене угля 625 грн./т они вообще не должны превышать 15 евро/МВч, даже с учетом
крайне низкой эффективности генерации электроэнергии на ТЭС в сравнении с
Европой. В то время как НКРЭКУ установило тариф для ТЭС на уровне 43 евро/МВч в
мае (1198 грн/МВч), что свидетельствует о громадном объеме ренты, извлекаемой в
угольном секторе и угольной генерации.
§ Еще год назад глава НКРЭКУ Вовк выступал категорически против требований
угольщиков увеличения цен на уголь.[1]
Тогда повышение цен до 1500 грн/т, он считал абсолютно необоснованным, и такое
что окажет крайне негативный эффект на украинскую экономику. Интересно, какие
аргументы со стороны собственников угольных активов и ТЭС заставили главу
НКРЭКУ кардинально изменить точку зрения?
§ Такая коррупция в НКРЭКУ потребует еще большего повышения цен для населения для устранения перекрестного субсидирования, которое НКРЭКУ намеревалась устранить в пять этапов. После повышения цен для отдельных участников ОРЭ объем дотационных сертификатов увеличился на 400 млн. грн. до 3,2 млрд. грн. в мае 2016 г. в сравнении с маем 2015 г., несмотря на увеличении цены на электроэнергию для населения в 1,6 раза за этот период. Если еще год назад планировалось с марта 2017 г. довести тариф для населения до 168 коп/кВтч (потребление свыше 100 кВтч в месяц), то сейчас уже тариф для потребителей на втором классе напряжения составляет 202 коп/кВтч. При этом НКРЭКУ заложило дополнительный рост оптовой цены электроэнергии на 7% до конца года.
Цена на энергетический уголь по новой
методологии завышена в полтора-два раза. За неэффективность угольщиков и ТЭС
заплатит конечный потребитель, для которого в тариф дополнительно закладывается
10 млрд. грн. В случае ликвидации монополии и коррупции в угольном секторе и
электрогенерации расходы украинских потребителей на электроэнергию могли бы
быть наоборот снижены на 10 млрд. грн.
[1]
http://mpe.kmu.gov.ua/minugol/control/uk/publish/article?art_id=245003792&cat_id=35109