Министр социальной Рева в эфире программы «Свобода слова» заявил о том, что в Украине назревает катастрофа с пенсионными выплатами.
В заявлении Министра социальной политики Ревы новости
нет. Пенсионная система Украины уже долгое время остается источником
социального и фискального риска.
Расходы
Пенсионного фонда по результатам 2015 год составили порядка 12,7% ВВП и
остаются одними из самых высоких в международном сравнении уже долгое время. Из
за ограничений пенсий работающим пенсионерам, индексации, повышения пенсионного
возраста, пенсионная нагрузка даже несколько сократилась в 2015 году (в 2014
году нагрузка ПФ – 19,1%). Однако, при условии
отсутствия реформ, перспективы
сокращения дефицита Пенсионного фонда – призрачные.
§
Население
Украины стареет быстрыми темпами. Если еще 15 лет назад количество людей старше
60 лет было на 6.5% больше, чем детей 0-15 лет, то в конце 2015 года пожилых
людей уже на 36.9% больше.
§
Растет
миграция. Согласно официальным оценкам (Минтруд) в Украине примерно 3-5 млн
трудовых мигрантов. Большинство исследователей этой проблемы указывают
количество 6,5-7 млн человек. При этом каждый
второй мигрант не собирается возвращаться на родину. Самое страшное, что 45% трудовых мигрантов
составляет молодежь.
§ Нагрузка на работающего постоянно растет. Сейчас в Украине около 12,3 млн. пенсионеров, между которыми распределяются средства Пенсионного фонда. Количество застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ, наполняющих Пенсионный фонд, в марте 2016 года составляло 10.3 млн человек. То есть один работник платит пенсию уже более чем одному пенсионеру.
С другой
стороны, пенсии в Украине очень низкие.
§
Для большинства
из 11 миллионов обычных пенсионеров, пенсия в марте 2016 года составляла 1700
грн. Это 68 грн или немногим более 2 дол в день, что ниже международной границы
бедности (менее 5 дол в день в ценах 2005 года по паритету покупательской
способности). Сегодня минимальная
стоимость месячной продуктовой корзины всего на 200 грн меньше средней пенсии и
составляет 1500 грн. Оставшихся 200 грн пенсионеру не хватит на лечение, уход,
покупку лекарств и предметов первой необходимости. До конца года в лучшем
случае пенсии вырастут на 16%, а вот реальная цена продуктовой корзины
увеличится на 30-40% до 2100 грн.
§
По отношению к
средней зарплате пенсия составляет 37.6%, что значительно ниже, чем
общепринятый уровень замещения пенсиями трудового дохода в 40%. Для сравнения,
уровень замещения пенсиями трудового дохода составляет 48,8% в Польше, 59,9% в
Чехии, 73,9% в Испании. Один из самых низких уровней замещения пенсиями
трудового дохода среди стран ЕС - в Германии – 42%.
Ситуацию с Пенсионным фондом усугубили непродуманные
эксперименты со ставкой Единого социального взноса (ЕСВ).
§ Так, на протяжении 2015 г. правительство дважды меняло
механизм администрирования сниженной ставки ЕСВ. Сокращенная ставка ЕСВ ( 60%
от полной ставки) могла быть применена работодателями, которые выполнили ряд
условий по увеличению средней зарплаты на предприятии, фонда оплаты труда и др.
Эта инициатива должна была сократить высокую нагрузку на фонд оплаты труда и
часть теневой экономики (по официальным оценкам в январе-сентябре 2015 года
уровень теневой экономики составил 40% ВВП). В то же время, например в среднем
для стран ЕС этот уровень составляет 18,3%, а для наиболее коррумпированной
Болгарии – порядка 30% ВВП. Однако экономического чуда не произошло. Согласно
ГФС сниженную ставку ЕСВ в 2015 году применили 7 тысяч работодателей, у которых
работают 700 тыс работников. Эти предприятия могли применить ставку и без
настоящей легализации зарплат путем увеличения количества рабочих мест, слияния
предприятий, инфляции. По результатам 2015 года доходы Пенсионного фонда от ЕСВ
выросли всего на 3,7% год к году до 168,1 млрд. грн. Сумма ЕСВ, которая
поступила в Пенсионный фонд, была на 2,6 млрд грн ниже годового плана.
§ Выводов с провалом прошлогоднего эксперимента со
снижением ЕСВ не сделано. Новое – двукратное – снижение ставки ЕСВ сначала 2016
года удвоило дефицит Пенсионного фонда. Сегодня ПФ на 2/3 зависит от
трансфертов из Государственного бюджета. Для выплаты
пенсий 2016 года из госбюджета должен поступить трансферт в 144,9 мрлд грн и
еще 14,2 млрд грн январских пенсий было выплачено за счет расходов прошлого
бюджета. Расходы Пенсионного фонда запланированы в 2016 году на уровне 257,2
млрд грн. Снижение в 2 раза
ставки ЕСВ сначала 2016 года не дало ни значительного перераспределения зарплат
в пользу работников, ни детенизации, которые бы компенсировали снижение
налоговой нагрузки и увеличили бы отчисления в ПФ. Более того, в экономике
продолжают нарастать негативные процессы:
- Расти роль неформального сектора. Отмечена тенденция сокращения штатных сотрудников с 8,1 млн в апреле
2015 года до 7,9 млн работников в апреле 2016. В то же время, с прошлого
года наметилась тенденция роста занятости в неформальном секторе. Так, в
2015 году 26,2% занятого населения работало в неформальном секторе
экономики без оформления трудовых отношений (в 2014 году удельный вес
таких лиц составлял 25,1% занятого населения).
- Сокращается база ЕСВ. Так, в текущем году продолжает сокращаться количество
застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ. Так, количество застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ, в марте 2016 года сократилось (год к году) на 262 тысячи человек до 10.3 млн. Как
результат, пенсионная нагрузка на экономику остается одной из самых
высоких в международном сравнении: в 2016 году ожидается порядка 13% ВВП.
При отсутствии других источников для сохранения хотя бы существующего уровня наполнения ПФ (правительство на такие источники не указывает) придётся пойти «проверенным» путем: повысить ЕСВ, ввести новые налоги на пенсию, повысить пенсионный возраст, отменить возможность единовременного получения пенсий и заработной платы, отказаться от индексации пенсий.
Дефицит солидарной пенсионной системы
Украины увеличивается быстрыми темпами в связи с негативными демографическими
процессами. Ситуацию усугубили последние непродуманные эксперименты со ставкой
ЕСВ, которые не могли сработать в условиях низкого доверия к государственным
институтам. Повышение уровня жизни пенсионеров и обеспечение стабильности
фискальной системы требует проведения пенсионной реформы. Однако парадокс
состоит в том, что новое правительство, заявляя о катастрофическом состоянии
пенсионного фонда, проводить пенсионную реформу, по крайней мере, на данном
этапе не готово. Об этом свидетельствует смягчение позиции МВФ по пенсионной
реформе в ходе переговоров по пересмотру программы EFF (в обмен на ускоренное повышение тарифов
на тепло), заявления профильного вице-премьера Розенко о том, что вопросы
повышения пенсионного возраста сегодня сняты с повестки дня.
НоСЭП