В АПРЕЛЕ ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА УПАЛИ НИЖЕ УРОВНЯ ПРОШЛОГО ГОДА

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за январь-апрель 2016 г.

26/05/2016
Моніторингові продукти
В АПРЕЛЕ ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА УПАЛИ НИЖЕ УРОВНЯ ПРОШЛОГО ГОДА

В апреле темпы наполнения бюджета продолжили сокращаться. Так, в январе-марте 2016 доходы госбюджета были на 14,1% больше доходов января-марта 2015, то в январе-апреле темпы роста составили всего 5.7%. Это значительно ниже, чем предусмотрено Законом о госбюджете на 2016 год – (+)11.6%. Более того, темпы роста кумулятивных доходов бюджета сегодня остаются положительными лишь благодаря предшествующим месяцам. В апреле 2016 г. (против апреля 2015 г.) доходы госбюджета упали ниже уровня прошлого года на 13.5% (6.7 млрд грн).

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь-апрель, млрд. грн

 

Доходы

Расходы (общий фонд)

 

2015

факт

2016 

факт

 

2015

факт

2016 факт

 

Подоходный налог

13,2

17,5

+32,5%

Оборона +правопорядок

24,4

33,6

+38,0%

Налог на прибыль

17,4

15,8

-9,1%

Здравоохранение

1,9

2,2

+17,3%

НДС

58,7

72,0

+22,6%

Образование

8,7

9,4

+8,9

Акциз

17,7

26,2

+48,0%

Соцобеспечение

28,9

40,5

+39,9

Рентная плата (недра)

5,0

14,5

+288,2%

Обслуживание долга

25,0

33,5

+34,0

Прибыль НБУ

15,1

0,0

-

Трансферты МБ

48,1

61,4

+27,8

Всего

162,6

171,9

+5,7%

Всего

153,3

193,7

+26,3

 

В январе-апреле 2015 года госбюджет получил 29,0 млрд грн от нерегулярных доходов (плата за продажу 3G лицензий, прибыль НБУ, временная импортная пошлина). Сегодня сложно найти компенсацию нерегулярным доходам 2015 года. В прошлых месяцах текущего года еще как-то спасали пиковые платежи по налогу на прибыль, госпредприятия, рентные платежи. В апреле 2016 года альтернатив таким доходам уже не нашлось.

 

Госбюджет все еще остается «на плаву» благодаря источникам, которые имеют свои лимиты:

§   Инфляции и девальвации. Уровень цен на потребительские товары за январь-апрель 2016 года увеличился на 24,6% по сравнению с январем-апрелем 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению к доллару на валютном межбанке в январе-апреле 2016 года был в среднем на 19,0% выше, чем в январе-апреле 2015 года. Инфляция и девальвация стали основными драйверами роста поступлений. Доходы от НДС на произведенные в Украине товары выросли на 39,3% до 47,1 млрд грн. Доходы от импортной пошлины выросли на 34,0% до 6.2 млрд грн.

§   Повышению ставок акцизов. Поступления от акцизного налога выросли на 48,0% год к году до 26,2 млрд грн. Темпы роста акцизного налога практически не меняются сначала года. Это следствие повышения с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.

§   Повышения ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Поступления по ПДФО по результатам января-апреля 2016 года составили 17,5 млрд грн, что на 32,5% больше чем в аналогичном периоде 2015 года (13,2 млрд грн). Больше половины роста доходов от ПДФО объясняется увеличением налоговой ставки для доходов ниже 13 780 грн[1] на 1/5 с 15% до 18%. Остальное – результат инфляции в 24,6% и административно регулируемый рост заработных плат в бюджетной сфере.

 

В то же время другие источники доходов ненадежны:

 

§  Доходы от ЕСВ остаются стабильно низкими. В январе-апреле 2016 года правительству удалось собрать 40,8 млрд грн, что на 26,7% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Динамика доходов от ЕСВ не дает возможности говорить об эффекте детенизации в результате снижения ставки ЕСВ и решении проблем дефицита Пенсионного фонда. Наоборот, ситуацию можно охарактеризовать как «устойчиво тяжелую». С февраля сбор ЕСВ стабильно на треть ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Нестабильность пенсионного законодательства и низкое доверие к правительству не позволяют надеяться на оптимистичные прогнозы. Вместо этого следует ожидать дальнейшее усугубление ситуации с Пенсионным фондом из-за тенденций увеличения роли неформального сектора, сокращения количества застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ.

§  Рентные платежи снижают свой потенциал. В феврале и марте 2016 года в госбюджет было собрано от рентной платы за пользование недрами 5,2 и 4,6 млрд грн соответственно. Уже в апреле доходы от этого источника сократились на 40% по сравнению с мартом до 2,8 млрд грн. Падение доходов из этого источника доходов не случайное и имеет длительный во времени эффект– с 1 апреля 2016 года ставка ренты для Укргазвидобування и Укрнафты сокращена на 1/3 с 70% до 50%.

§  Доходы от налога на прибыль предприятий вновь упали. В январе-апреле доходы от налога на прибыль предприятий составили 15.8 млрд грн и были на 9.1 % (1,6 млрд грн) меньше чем в январе-апреле 2015 года. В апреле получено всего 1,3 млрд грн от налога на прибыль, что почти в 2 раза меньше чем в апреле 2015. Частично динамика доходов от налога на прибыль предприятий в этом году поясняется изменением правил администрирования. В прошлом году платежи были ежемесячные авансовые из расчета 1/12 прибыли предшествующего года. В этом году платежи квартальные из расчета прибыли текущего года. Из-за изменения правил администрирования более корректно оценивать динамику выполнения доходов бюджета по результатам квартала. Следующий квартальный платеж от налога на прибыль предприятия должны уплатить до 20 мая. Тем не менее, исходя из шаткого состояния реального сектора (а прибыль крупных и средних предприятий в первом квартале 2016 г. упала на 20,7% по сравнению с 1Q 2015), квартальный платеж не выровняет ситуацию.

При этом выполнение расходных обязательств требует все больше ресурсов. За январь-апрель расходы государственного бюджета составили 193,7 млрд. грн и были на 40,4 млрд. грн больше, чем в прошлом году. Пятая часть роста расходов объясняется увеличением платежей на обслуживание долга, еще четверть дополнительных ресурсов было вброшено «в топку» войны. Треть роста расходов связано с финансированием дефицита Пенсионного фонда, который с февраля ежемесячно съедает 12,7 млрд грн. Еще треть дополнительных расходов госбюджета вызвано финансированием программы жилищных субсидий.

Вопреки ожиданиям и историческим тенденциям, темпы роста расходов государственного бюджета в апреле несколько замедлились. Если в І квартале 2015 года они были на 28,9% больше, чем в прошлом году, то в январе апреле темпы роста расходов снизились до 26,3% год к году. Дело в том, что уровень финансирования программ правительством был разным. В результате, ряд определенных для правительства заданий продолжает финансироваться низкими темпами:

§  Социальная сфера. Недовыполнение плана госбюджета по расходам на здравоохранение в январе-апреле 2016 составило 37,3%. За четыре месяца правительство не удосужилось освоить 826 млн грн назначенных на финансирование комплексных мер программного характера. Это при том, что в Украине растет заболеваемость на ВИЧ/СПИД[2]. По заболеваемости на туберкулез Украина занимает 5 место в мире и второе среди стран европейского региона ВОЗ. По результатам опросов домохозяйств 2015 года, треть домохозяйств среди тех, которые требовали медицинскую помощь, не могли ее получить, купить лекарства. На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано субвенций на 1,9 млрд. грн меньше запланированного на период. На фоне инфляции в 24,6% соцстандарты (минимальная зарплата и пенсии) выросли на 13,1% год к году.

§  Госинвестиции. Четвертый месяц подряд капитальные расходы государственного бюджета финансируются низкими темпами. За январь-апрель 2016 года было профинансировано менее 2,0 млрд. грн. капитальных расходов или 8% от годового плана. Причем большая их часть была освоена в марте, а в капитальные расходы в апреле вновь сократились до 400 млн грн. Вопреки заявлениям правительства о начале масштабного капитального ремонта дорог, расходы на дорожное хозяйство были в два раза ниже от плана на период и составили 2,3 млрд грн. Из этих 2,3 млрд грн – две трети пошло не на строительство новых дорог, а на обслуживание ранее взятых кредитов.

Следует отметить, что снижение темпов расходов не помогло остановить рост дефицита государственного бюджета, который удвоился по сравнению с мартом до 22,2 млрд грн. Поскольку расходы продолжают отставать от плана, а темпы роста доходов госбюджета снижаются, выполнение поставленного плана задач требует поиска источников финансирования. Частично это будет решено за счет доходов от НБУ (38 млрд грн), частично за счет роста коммунальных тарифов, которые финансируются из карманов беднеющего населения.

Доходный потенциал от повышения налогового прессинга и инфляции сокращается. Снижение темпов расходов не помогло остановить рост дефицита государственного бюджета, который удвоился в апреле до 22,2 млрд грн. Правительству необходимо искать источники финансирования фискального разрыва либо если таковые не найдутся – во второй половине года придется пересмотреть план финансирования своих расходных обязательств.

 

НоСЭП

[1] 10 минимальных зарплат в условиях 2016 года

[2] В 2014 и  2015 гг статистика заболеваемости улучшилась, но не «благодаря, а вопреки» действиям правительства из-за особенностей учета больных Донецкой и Луганской областей