В январе - апреле 2016 г. грузооборот вырос на 3,3%, объемы перевезенных грузов – на 4,6%, пассажирооборот на 1,2%, а количество перевезенных пассажиров сократилось на 7,0%.
По итогам 4-х месяцев и в грузовом, и в пассажирском
сегменте проявляется одинаковая динамика: с улучшением базы сравнения (2015 г.)
ухудшаются темпы роста в 2016 году. Три месяца подряд наблюдалось увеличение
темпов роста (по грузообороту они достигли +4,2% на фоне прошлогоднего
сокращения -19,8%, по пассажирообороту – +1,4% против -12,1%). По итогам уже
четырех месяцев результат составил +3,3% (на фоне -18,5%) в грузовых
перевозках, и 1,2% (на фоне –10,8%) – в пассажирских.
Наибольший вклад в позитивные показатели за январь-апрель
внес трубопроводный транспорт,
продемонстрировавший существенные темпы увеличения грузооборота (на 31,4%) и
физических объемов перевалки – на 8,2%. Перекачка и транзит газа выросли на
14,5% и 38,7%, в то время как нефтетранспортная система сработали значительно
хуже (прокачка нефти сократилась на 21,7%, транзит – на 22,3%).
Стоит особо отметить рост
перекачки и транзита аммиака на 12,7%. В свете анонсированной приватизации Одесского припортового завода – это
неплохой позитивный сигнал для потенциального инвестора и возможность улучшить
финансовое положение предприятия, сделав его таким образом более
привлекательным.
Неоднозначная картина
наблюдается в железнодорожном сегменте.
§ грузооборот сократился на 5,5%, а
объемы перевозки грузов – выросли на 1,5%;
§ в пассажирском сегменте ситуация
обратная: пассажирооборот увеличился на 5,6%, количество перевезенных
пассажиров уменьшилось на 0,1%;
§ ключевой вклад в увеличение
перевозки грузов внесли транспортировка кокса (+21,5%), черных металлов
(+17,3%), цемента (+16,5%), угля (+10,6%) нефти и нефтепродуктов (+10,5%),
зерна и продуктов перемола (+5,7%). Вместе с тем, сократились перевозки лома
черных металлов (-27,6% ), стройматериалов -23,8%), химических и минеральных
удобрений (-7,8%), железной и марганцевой руды (-3,2%). Невзирая на мораторий
на экспорт леса, введенный с 1.01.2016 (а более 70% сырья экспортировались в
необработанном виде) – и по этой категории грузов объемы перевозки не только не
сократились, но и выросли по сравнению с январем-апрелем 2015 года на 0,1%.
Провальными стали результаты
сегмента водного транспорта:
-34,8% по грузообороту, -7,2% по пассажирообороту, -56,7% по объемам перевозки
пассажиров – при схожих с прошлогодними погодными условиями. Имея протяженное
морское побережье с мощной портовой инфраструктурой, а также внутреннюю речную
систему, Украина практически не использует потенциал водного транспорта – в
отличие от стран Европы. К примеру, Дунаем перевозится до 15% всего
грузопотока, по Днепру этот показатель едва превышает 1%.
Выросли грузовые
автомобилеперевозки: +2,8% по
обороту, +9,6% по объемам. Эти результаты коррелируют с ростом товарооборота
(на 4,0%) и оживлением в тех секторах промышленности, которые используют для
вывоза своей продукции в основном автомобильный транспорт.
Хуже обстоят дела с
пассажирскими перевозками автомобильным транспортом: пассажирооборот сократился на 6,9%, количество
перевезенных пассажиров – на 14,9%. Причина лежит в падении уровня жизни
основной массы граждан Украины, с одной стороны, и росте цен на перевозки,
спровоцированные удорожанием бензина и запчастей, с другой стороны. На этом
фоне несколько улучшилась ситуация в сегменте перевозок городским электрическим
транспортом, предлагающим более низкие цены на проезд по сравнению с
автомобильными перевозками. В частности, несколько вырос пассажирооборот в
трамваях (на 2,1%) и троллейбусах (на 1,4%), а также количество перевезенных
трамваями пассажиров (на 0,9%). Вместе с тем, продолжает терять пассажиров
метрополитен (-3,1%).
Довольно неплохую динамику
показал авиационный транспорт:
его пассажирооборот вырос на 20,5%, количество перевезенных пассажиров – на
12,7%, объемы перевезенных грузов – на 11,3%. Однако доля авиации в структуре
перевозок остается относительно небольшой (0,1% по перевозке пассажиров и 11%
по пассажиропотоку; 0,01% по перевозке грузов и 0,07% по грузообороту ), что не
позволяет говорить о ее существенном вкладе в восстановление транспортной отрасли.
Транспортная отрасль в целом понемногу выкарабкивается из прошлогодней ямы : в грузовом сегменте уже очевиден рост, в пассажирском – он начинает восстанавливаться. Вместе с тем, транспортный сектор еще на 20% отстает от тех показателей, которые демонстрировались в последнем докризисном 2013 году, а по отдельным сегментам (водный, пассажирские автоперевозки) – ситуация продолжает ухудшаться.