Уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг за апрель 2016 г. подскочил до 146,4%, а по итогам января-апреля 2016 г. вырос до 96,3%. Средние начисления на собственника расчетного счета снизились в апреле до 536 грн. с 852 грн. в марте 2016 г.
Резкое улучшение
ситуации с оплатой услуг ЖКХ вызвано в первую очередь значительным превышением
начисленных субсидий над стоимостью фактически потребленных услуг. Другими
факторами стали желание погасить долги за газ перед повышением тарифа с 1 мая,
снижением начислений после раннего завершения отопительного сезона в первых
числах апреля:
§
По
данным Нафтогаза, в этом отопительном сезоне превышение субсидий над
фактическим потребленным получателями субсидий газа составило 18,1 млрд. грн. Из-за
этого статистика показала искаженный уровень расчета населения за газ в первые
4 месяца. К примеру, 439% в Житомирской обл. и 423% в Черниговской обл., где к
тому же значительная часть населения имела возможность перейти с газа на дрова.
§
Льготный
тариф на газ для населения был повышен с 3600 до 6879 грн. за тыс. кубометров в
апреле. Поэтому большинство населения решило погасить накопленные во время
отопительного сезона долги по старому тарифу.
§ Раннее завершение отопительного сезона значительно снизило суммы начислений за услуги ЖКХ. В сравнении с предыдущим месяцем начисления за услуги ЖКХ снизились в апреле на 37%, а в сравнении с самым холодным месяцем январем на целых 57%, когда суммы начислений совсем не соответствовали доходам населения. Значительное снижение начислений за апрель позволил части домохозяйств погасить накопленные во время отопительного сезона долги.
Следует выделить значительные региональные различия в платежной дисциплине населения. В 16 регионах уровень оплаты населением выставленных за январь-апрель счетов превышал 100%, а в некоторых областях население погасило значительную часть ранее накопленных долгов. Так, в Винницкой, Житомирской и Черниговской областях население оплатило в почти в 2 раза больше насчитанных за январь-февраль сумм. В тоже время уровень оплаты в Сумской, Ивано-Франковской и Львовской областях по прежнему был катастрофически низким – 35%, 35%, и 51% соответственно. Это является следствием некомпетентности и плохой работы местной власти, в первую очередь в части предоставления субсидий.
Из уровня
оплаты населением в этом году уже можно сделать следующие выводы:
§
При
одобренном НКРЭКП почти двукратным повышением тарифов население может просто
отказаться платить по необоснованным нормам, которые зачастую в 2 раза завышены
в сравнении с реальным потреблением. (Уровень установки домовых счетчиков тепла
составил только 52% на начало 2016 г.)
§
Нынешний
уровень тарифов на услуги ЖКХ для значительной части населения является
неподъемным. Дальнейшему повышению тарифов должны предшествовать,
демонополизация отрасли, обеспечение прозрачности тарифов, 100% коммерческий
учет потребления и предоставление льготного финансирования на повышение
энергоэффективности, способных снизить энергопотребление и соответственно
размер платежа за услуги ЖКХ.
Борис Додонов