ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВЛЯЕТ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ

Министр соцполитики Андрей Рева заявил о возможности увеличения минимальной заработной платы (МЗП) в экономике в 1,5 раза.

07/06/2016
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВЛЯЕТ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ

С его слов, правительство в данный момент работает над соответствующим законопроектом.

 

  1. Почему возникла инициатива?

Повышения МЗП рассматривается правительством как один из инструментов решения проблемы дефицита Пенсионного фонда, которая становится все более актуальной:

§  Сегодня расходы пенсионного фонда на 2/3 финансируются за счет госбюджета.

§  При том, что удельный вес пенсионных выплат остается одним из самых высоких в международном сравнении, уровень пенсий не дотягивает до международного прожиточного минимума и составляет около 2 дол на день.

§  На одного работника приходится более одного пенсионера, а уровень пенсий не замещает и 40% трудового дохода.

  1. Что именно предлагается?

В правительстве пока нет консенсуса относительно самой пенсионной реформы, и поэтому в качестве одной из мер по снижению дефицита ПФ озвучено повышение в полтора раза МЗП в экономике для увеличения поступлений от ЕСВ и ПДФО. Предполагается:

§  Повысить минимальную зарплату с 1450 грн. до 2175 грн. Размер  МЗП останется одинаковым для всех: для частного, государственного, коммерческого и неприбыльного сектора.

§  В то же время, правительство отказывается использовать минимальную заработную плату для расчета зарплат в бюджетном секторе. Сегодня зарплаты в бюджетном секторе определяются с помощью умножения значения первого разряда на коэффициент соответствующий должности и квалификации бюджетника. Правительство предлагает не привязывать первый разряд к минимальной зарплате.

Таким образом, повышение коснется только тех бюджетников, чья заработная плата окажется ниже обновленной МЗП в 2175 грн ( в основном работники 1-10 разрядов)[1]. Для всех остальных бюджетников зарплата будет рассчитываться по коэффициентам, установленным тарифной сеткой, путем умножения на первый разряд (с 1 мая 2016 года 1185 грн)[2]. Такая дифференциация сможет сэкономить на фонде оплаты труда в бюджетном секторе порядка 80 млрд грн и избежать повышения расходов сводного бюджета на 10% от запланированного в 2016 году.[3]

§  Правительство также предлагает не привязывать прожиточный минимум и минимальную заработную плату, а устанавливать их независимо одно от другого.

  1. Какая доля, и какой социальный профиль работников, получающих МЗП?

Доля людей, которых может затронуть повышение МЗП, значительна:

§  Исходя из текущего распределения зарплат, повышение коснется четверти штатных работников.

Уровень месячной зарплаты

% от общего числа

Тысяч человек

В пределах мин. зарплаты

3,1

235,7

Мин. зарплата-1500 грн

6,9

524,6

1500 грн -2000 грн

13,2

1003,5

Итого

23,3

1771,4


§  В отраслевом разрезе, повышение МЗП должно затронуть каждого третьего в аграрном секторе, в сфере образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, строительства.

§  Под повышение МЗП попадут отдельные категории работников, работающих в рамках секторных (отраслевых) соглашений (угольщики, металлурги, химики и пр)[4].

§  Кроме того, МЗП, как правило, получают работники предприятий, которые уходят от налогов.

§  В социальном разрезе, размер МЗП актуален в первую очередь для выпускников, работающих пенсионеров, жителей депрессивных территорий и сельской местности.

  1. Какой эффект от повышения МЗП на доходы домохозяйств?

Повышение МЗП не приведет к пропорциональному повышению доходов домохозяйств:

§  Непропорционально вырастут налоговые обязательства. В случае повышения, работники с минимальной заработной платой во второй половине 2016 года уже не будут подпадать под единую социальную льготу. В результате их налоговые обязательство по ПДФО могут увеличиться в 3 раза. Рост чистой заработной платы составит уже не 50%, а 35%.

§  Сократятся жилищные субсидии. Эффект правда будет заметен не сразу, т.к. для расчета жилищных субсидий принимается во внимание доход за предшествующие 12 месяцев (при этом субсидия назначается сроком на год).

§  Сократятся социальные выплаты. Те, кто ранее имел право на получение социальных выплат, могут его утратить. Так, например не будет считаться малоимущей семья из матери-одиночки, которая содержит себя и своего ребенка на минимальную заработную плату. В программе поддержки останутся одни хронические иждивенцы.

§  Работники, предприятий получающие МЗП, а остальную зарплату в конвертах, могут вообще не почувствовать какой-либо эффект, т.к. работодатель, скорее всего, постарается переложить дополнительные затраты на работника за счет уменьшения «теневых» выплат.

§  С другой стороны, на предприятиях выплачивающих белую зарплату, административное повышение МЗП может вынудить работодателя в поисках экономии на фонде оплаты труда сократить доплаты, премии и бонусы остальным работникам.  

5.      Какой эффект от повышения МЗП на снижение дефицита ПФ?

Эффект для бюджета и правительства обещает быть положительным, но несущественным для решения проблемы Пенсионного фонда.

Согласно расчетам правительства, повышение минимальной заработной платы в экономике должно принести бюджету чистый эффект в 3 млрд. грн. Так, со слов Ревы, правительство рассчитывает «детенизировать 2,5 млн. работников небюджетной сферы, изыскать 4,5 млрд. грн. на повышение (МЗП) в бюджетной сфере – и к концу года получаем эффект 7,5 млрд грн.  Минус 4,5 млрд. грн. – итого 3 млрд. грн. чистого плюса по экономическим расчетам, если мы это делаем».

На оценки правительства можно выйти следующим образом:

§  Увеличение доходов по ПДФО. Помимо подтягивания заработной платы и соответственно увеличения отчислений по ПДФО, одна из наибольших экономий для бюджета – это сокращение социальной льготы по ПДФО. В случае принятия инициативы правительства практически ни к кому не смогут применить налоговую социальную льготу 50% (МЗП освобождается от ПДФО), поскольку  налоговая льгота применяется только к тем, чей доход ниже 1,4 прожиточного минимума на начало года[5]. Таким образом, от увеличения поступлений по НДФЛ и экономии на льготниках бюджет сможет получить порядка 3,5 млрд грн[6].

§  Увеличение доходной базы ЕСВ. По нашим расчетам, увеличение отчислений по ЕСВ от подтягивания зарплат до уровня 1,5 минимальной составит 1,3 млрд. грн. за пол года.

§  ЕСВ увеличится не только за счет тех, кто получает минимальную зарплату, но и за счет единщиков, которые работают на упрощенной системе, и, как правило, платят 22% от минимальной заработной платы. Согласно Госстата, количество субъектов малого предпринимательства в 2014 году составляло более 1,5 млн. Конечно, не все они на упрощенной системе. Однако если минимальный взнос платит хотя бы 2/3 от них, то за пол года доходы Пенсионного фонда могут дополнительно увеличиться на 3 млрд грн.

§  Расходная часть бюджета увеличится на сумму необходимую для выплаты заработных плат бюджетникам. Наши расчеты близки к правительственным и составляют порядка 4,5 млрд грн.


Выгода от повышения МЗП (+3-3,3 млрд. грн.) не сопоставима с уровнем дефицита Пенсионного фонда в 145 млрд грн

6.      Какой эффект на экономику в целом?

Увеличение МЗП (даже если оно не приведет к пропорциональному росту доходов домохозяйств) должно способствовать усилению потребительского спроса и при прочих равных должно оказать поддержку восстановлению экономическому росту. Вместе с тем, такое повышение несет с собой и ряд рисков:

§  Ускорение инфляции и пропитывание девальвационных ожиданий,  особенно если повышение придется на осень на фоне попыток расшатывания политической ситуации.      

§  Рост безработицы и дальнейшая тенизация экономики ? снижение налоговой базы.

o  Если сегодня МЗП составляет 30% от средней по экономике, то после повышения ее уровень уже будет близким к 44%. Для половины отраслей повышение окажется критическим (выше 50%). Ввиду роста затрат часть работников может ожидать сокращение и увольнение, невыплаты. Это в первую очередь коснется наиболее уязвимых пенсионеров и выпускников.

o  В зоне наибольшего риска окажется половина секторов экономики. Так, в случае внедрения правительственной инициативы, МЗП составит около 70% среднего уровня оплаты труда в секторе образования и здравоохранения. Около 60% средней заработной платы будет составлять минималка в сельском хозяйстве и секторе общественного питания. Критическим окажется уровень МЗП для строительства (около 50%).

o  Вероятна дальнейшая тенизация зарплат. Сектора с высокой долей низкооплачиваемых работников чаще и легче уходят в тень: торговля, строительство, недвижимость.

  • В региональном разрезе все выглядит намного удручающе. В 2/3 областей соотношение минимальной и средней заработной платы превысит критические 50%.
  • В конечном итоге, власти могут получить обратный эффект снижения налоговой базы из-за роста  безработицы, тенизации, ухудшение финансового состояния предприятий.  

§  Качество государственных услуг грозит ухудшиться. При отказе правительства обновить тарифную сетку, которая определяет зарплаты в бюджетном секторе учителей и врачей ожидает уравниловка в зарплатах. Сейчас разница между зарплатой врача и медсестры составляет 50%. В результате повышения минимальной зарплаты медсестра будет получать столько же, сколько и врач. Очевидно, что подобная инициатива выльется в бум теневых платежей и падение качества государственных услуг.

Повышение минимальной зарплаты – шаг в правильном направлении, особенно на фоне того что МЗП с начала кризиса в 2014 г. была проиндексирована всего на 19% при инфляции 89%. При прочих равных, это дополнительная подпитка для восстановления потребительского спроса, который продолжает находиться в анемичном состоянии. 

Однако хорошая идея реализуется половинчато (без пересмотра тарифной сетки, сопоставимого повышения прожиточного минимума), исключительно под фискальной призмой (для снижения дефицита ПФ), без увязки с про-активными мерами по восстановлению экономики и ре-индустриализации ( привлечения инвестиций, поддержки экспортеров, скорейшего разрешения банковского кризиса и т.д.), и что не менее важно – на фоне крайне низкого доверия к институтам государственной власти. В таких условиях эффект от очередного радикального эксперимента власти (как уже можно было убедиться на примере снижения ЕСВ) рискует оказаться диаметрально противоположным: рост безработицы, тенизация выплаты зарплат, ухудшение финансового состояния предприятий, уменьшение налоговой базы, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий.  

 НоСЭП



[1] В соответствии со статьей 2 КЗоТ, граждане Украины имеют право на получение заработной платы не ниже законодательно установленного государством минимального размера заработной платы. МЗП является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности. http://zakon0.rada.gov.ua/laws/main/322-08

[2] http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KP021298.html

[3] http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KP021298.html с 1 мая 2016 года размер первого разряда тарифной сетки установлен на уровне 1185 грн, что составляет 81% минимальной заработной платы

[4] Такое соглашение может устанавливать тарифную сетку зарплат в отрасли как сетку коэффициентов, которые применяются к МЗП, установленной законом.

[5] «абзац 1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 ПКУ податкова соціальна пільга застосовується до доходу, нарахованого на користь платника податку протягом звітного податкового місяця як заробітна плата (інші прирівняні до неї відповідно до законодавства виплати, компенсації та винагороди), якщо його розмір не перевищує суми, що дорівнює розміру місячного прожиткового мінімуму, діючого для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, помноженого на 1,4 та округленого до найближчих 10 грн. (у 2016 році - 1930 гривень)

[6] Расчет основывается на оценках правительства которые звучали при подготовке бюджета 2016. Так, когда правительство хотело установить налоговую льготу для размера доходов не выше 3 прожиточных минимумов то потери бюджета оценивались в 11,6 млрд грн, а когда планку налоговой льготы опустили до 1,4, то в бюджет добавили доходов на сумму 3,2 млрд грн.