15 июня сотрудники НАН вышли на массовую акцию протеста под стены Кабмина, перекрыв на несколько часов ул. Грушевского.
Протестующие требовали увеличить финансирование науки в целом и в частности принять законопроект 4477 для выхода из сложившейся кризисной ситуации. Суть законопроекта 4477 – внести изменения к Закону о госбюджете 2016, тем самым увеличив расходы на финансирование отечественной науки на 621,8 млн грн. 96% дополнительных расходов предлагается направить на финансирование фундаментальных и прикладных разработок. Источником финансирования науки предлагается определить сверхплановые доходы от НДС с импортных товаров.
Финансирование науки из бюджета 2016 (млн грн)
|
Бюджет 2016 |
Законопроект 4477 |
Изменение (дельта) |
|
млн. грн. |
млн. грн. |
млн. грн. |
% |
|
НАН Украины |
2647,9 |
3131,3 |
483,4 |
+18% |
Национальная
академия педагогических наук |
115,1 |
133,4 |
18,3 |
+16% |
Национальная академия
медицинских наук |
1432,3 |
1486,6 |
54,3 |
+4% |
Национальная
академия искусств |
16,3 |
18,7 |
2,4 |
+15% |
Национальная
академия правовых наук |
28,5 |
32,3 |
3,9 |
+14% |
Национальная
академия аграрных наук |
532,9 |
592,4 |
59,5 |
+11% |
Всего |
4773 |
5394,7 |
621,8 |
+15% |
Протест вызван ухудшением финансирования науки государством. По сравнению с предыдущим годом план финансирования сократился на 10-20%. Согласно данных профсоюза НАНУ только на заработную плату не хватает 600 млн грн. Ученые вынуждены работать на 0,5-0,75 ставки, брать отпуска без сохранения зарплаты. По заявлению профсоюза НАНУ, средств не хватает и на все остальное – коммунальные платежи, приобретение необходимого научного оборудования.
Сокращение финансирования правительство поясняет необходимостью перевести науку на самоокупаемость. Урезание бюджетов также оправдывают низкой продуктивностью отечественной науки. Проблема низкой эффективности украинской науки – объективно существует. Украинская наука далека как от образования, так и от производства. Так, в Украине удельный вес созданных и профинансированных, но не внедренных исследований, один из самых высоких в международном сравнении – 62% против 20% для развитых стран.[1] Украинские ученые публикуют в два раза меньше работ, чем румынские, в пять раз меньше, чем ученые Ирана или Турции, в 10 раз меньше чем корейцы.[2] Доля государства в финансировании науки высокая и в предыдущие годы составляла порядка 40%.[3]
Однако механическое сокращение
финансирования науки – ложный путь. Украина
теряет свои позиции. В конце прошлого года были опубликованы исследования
ЮНЕСКО "Доклад по науке: на пути к 2030 г.". Чтобы представить
масштабы того, что происходит в последнее десятилетие с отношением к науке в
мире, приведем некоторые цифры из этого доклада. Несмотря на кризис, с 2007-го
по 2013-й затраты на науку в мире возросли на 30,7%, опередив рост глобального
ВВП (20%). Особенно быстро наращивают финансирование науки страны Юго-Восточной
Азии — с 29% (2007 г.) до 37% (2013 г.). Наибольшую долю своих доходов в науку
вкладывает Израиль — 4,21% ВВП. Даже страны Африки все чаще делают ставку на
исследования и инновации, пытаясь выбраться из ловушки бедности. Например,
Кения увеличила затраты на науку с 0,36% ВВП в 2007 г. до 0,79% в 2010-м. В Украине
же, наоборот, в последние годы систематически уменьшается финансирование науки
— до 0,23% ВВП в 2016 г.
Частные
инвестиции не будут автоматически замещать государственные. Как показывают исследования[4],
по мере готовности стран инвестировать значительные средства в
научно-исследовательский персонал и в научные исследования, финансируемые
государством, склонность делового сектора к инвестициям в НИОКР также
увеличивается. Исследования, финансируемые государством и частным сектором,
конечно, преследуют разные цели, однако их вклад в национальный рост и
повышение благосостояния зависит от того, насколько хорошо они дополняют друг
друга. Такая взаимосвязь приобретает силу с определенного порогового показателя
численности исследователей и интенсивности НИОКР финансируемых государством.
Для частных инвестиций
особенно в Украине необходимо создавать стимулы. Для того чтобы привлечь частное финансирование в Украинскую науку,
необходимы значительные стимулы. Ведь результат от научных исследований сложно оценить
заранее, исследования могут дать результат через несколько десятилетий.
Учитывая страновые особенности и бизнес-климат, мало кто – без поддержки
государства – согласится финансировать в Украине исследования, которые, может
быть, дадут результат лет через 30.
Последствия
механического сокращения финансирования науки плачевны и усугубляют ситуацию:
§ Снижается
конкурентоспособность экономики. Удельный вес реализованной инновационной
продукции в объеме промышленности сократился с 9,4 % в 2000 году до 2,5% в
2014. [5]
Рейтинг Украины в «Глобальном инновационном индексе» по показателю
использования инновационной продукции в производстве сократился с 67 до 84.[6]
Объемы экспорта высокотехнологической продукции в Украине – 2,1 млрд дол США, что
в 10 раз меньше чем в Чехии.
§ Научные
институты не в силах удержать кадры. Зарплаты научных сотрудников не являются
стимулом для талантливых молодых ученых оставаться в науке. Удел младшего
научного сотрудника – зарплата на уровне 60% от среднего по экономике (зарплата
сотрудника НАН в 2015 г - 2729 грн, аграрной академии наук – 2454 грн, академии
искусства – 2264 грн) и угол в
общежитии. Зарплата научного сотрудника с 15- летним стажем на уровне
6 000 грн также не позволяет решать насущные проблемы. Как правило, даже
средний молодой ученый при желании может стать успешным программистом или
банковским аналитиком.
§ Механическое
сокращение финансирования науки «поставляет» качественный трудовой ресурс в развитые и богатые страны,
«помогает» готовить им квалифицированных
специалистов и «усиливает» их научный потенциал. С 1996 по 2011 годы из
Украины на постоянное место жительства за границу выехало 1622 ученых, больше
всего уезжали в США, Германию и Россию. За последние 20 лет количество
украинских ученых сократилось в три раза. Среди выехавших, наибольший удельный
вес имеют биологи, физики и математики.