ОДНА ИЗ САМЫХ ОЖИДАЕМЫХ И ЗНАКОВЫХ ПРИВАТИЗАЦИЙ ГОДА СОРВАЛАСЬ

18 июля истек срок подачи заявок на конкурс по приватизации контрольного пакета акций Одесского припортового завода (ОПЗ).

19/07/2016
Моніторингові продукти
ОДНА ИЗ САМЫХ ОЖИДАЕМЫХ И ЗНАКОВЫХ ПРИВАТИЗАЦИЙ ГОДА СОРВАЛАСЬ

Актив, от продажи которого ожидалось закрыть не меньше ? бюджетного задания по поступлениям от приватизации, не заинтересовал ни одного покупателя.

Одесский припортовый завод по праву считался жемчужинкой в списке объектов, громко объявленных бывшим Премьер-министром Украины самой масштабной приватизацией в истории независимой Украины. Правда, Правительство А.Яценюка, не найдя общий язык с парламентом, не сумело реализовать свои амбиции и объект вместе с сотней других перешел в планы на 2016 год. 

В конце января Фондом госимущества был утвержден план-график приватизации ОПЗ, до 20 февраля – проведена инвентаризация, в апреле - Ernst&Young завершил аудит предприятия, а компания Uvecon – оценку стоимости его активов. После этого Кабинет Министров на заседании 18 мая утвердил условия продажи государственного пакета акций размером 99,567% уставного капитала, а Фонд госимущества 13 июня объявил о проведении конкурса с открытым предложением цены по принципу аукциона.

В начале года глава ФГИУ И.Билоус неоднократно заявлял об интересе к ОПЗ, сыпля направо-налево громкими названиями: «Покупатели разные: профильные, трейдеры, предприниматели. Все они западные: Yara, Koch Fertilizers, OCI, CF Industries, это - конкретные имена. Есть профильные инвесторы, которые понимают риск Украины. Это - польская группа Кульчика, предприятие Ciech – производитель соды. Они продали свою долю в другом предприятии и должны получить несколько миллиардов долларов. Они хорошо понимают индустрию, у них есть деньги, они бы хотели инвестировать. Yara – глобальная мировая компания, которая покупает подобные активы, потому что хочет быть номер 1 (но у них очень чувствительное отношение к коррупции). Есть трейдер IBЕ Trade (владелец Алекс Ровт, у которого есть активы и в Украине, и в России, который держит 12% рынка. Koch Fertilizers – одна из самых крупных американских корпораций. CF Industries – компания с офисом в Чикаго, которая считается одним из лучших операторов таких заводов». Нередко упоминались еще и экзотические покупатели – вроде инвесторов из Индонезии, Бразилии, Омана. При этом Глава ФГИУ был глубоко убежден, что из более чем «десятка очень интересующихся» пять реально пойдут на приватизацию».

Ближе к моменту окончания приема заявок (18:00 18 июля 2016 года) большие ожидания постепенно начали таять: за неделю до дедлайна глава ФГИУ уже туманно говорил о невозможности назвать структуры, претендующие на ОПЗ, исходя из наличия соглашения о конфиденциальности такой информации.

Все прояснилось к вечеру 18 июля – желающих купить ОПЗ попросту не оказалось

Причины срыва приватизации ОПЗ для экспертов – вполне очевидны.

§  Прежде всего, они связаны с крайне неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, и это далеко не секрет для инвесторов со всего мира. Крайне высокий уровень коррупции (130 место в рейтинге Transparency International с показателем 27 баллов из 100 возможных наравне с Камеруном, Никарагуа и Коморскими островами ), политические риски, массовое рейдерство, разгул преступности (нередко на фоне бездействия полиции)[1], невозможность эффективно отстаивать интересы в судах, глубокий экономический кризис, мировое лидерство по инфляции и девальвации (по итогам 2015, после Венесуэлы), оккупированная часть территории страны и неопределенность в отношении вооруженного конфликта на Востоке – все это составляющие визитной карточки современной Украины. В условиях обострения борьбы между развивающимися странами за инвестиционные ресурсы после мирового кризиса 2008 г. – потенциальные инвесторы становятся все более требовательными и переборчивыми, и нынешние украинские реалии вряд ли способны их заинтересовать.

  •   Не менее важен «фон для приватизации». В отношении ОПЗ он был крайне негативным. ФГИУ не сделал ни единой попытки его улучшить, ограничившись постом в фейсбуке Главы ФГИУ И.Билоуса о «мощной кампании в СМИ против завода, чтобы настроить инвесторов против его покупки»[2].  Но почему в таком случае ни ФГИУ, ни МЭРТ не организовали контр-кампании, освещая уникальность предприятия, его достижения, достоинства, перспективы? Почему так и остались без ответа почти годичной давности громкие обвинения М.Саакашвили, что представители на тот момент Премьер-министра, а ныне – ключевой фракции коалиции «наживаются» на работе предприятия, отягощают его крайне убыточными контрактами и т.д.? Какая реакция ожидалась от инвесторов, если за 4 дня до окончания подачи документов НАБУ были арестованы топ-руководители предприятия (глава наблюдательного совета С.Перелома и первый заместитель директора завода Н.Щуриков), которым вменено нанесение предприятию ущерба в четверть миллиарда гривен[3]?
  •   Но даже эти макро-факторы могли бы быть выведены инвесторами за скобки, если бы государство выставило на продажу рентабельный, беспроблемный, прозрачный актив, эффект (в первую очередь экономический) от владения которым перекрывал бы риски, вызванные общими Украинскими реалиями… Но в этом направлении совершенно ничего не было сделано!
  •   Предприватизационная подготовка была проведена крайне неудовлетворительно, ключевые вопросы не решены. На самом деле ОПЗ был довольно проблемным активом для продажи, с непростыми  перспективами  на будущее, достаточно высокой стартовой ценой (13 млрд. 175 млн. грн). Но ФГИУ не нашел времени и возможности глубоко вникать в его сложности.

o    Вместо того, чтобы перед приватизацией поднять капитализацию предприятия и улучшить его работу, показав качественным и перспективным активом для потенциального покупателя, завод при полном попустительстве собственника (Фонда госимущества) существенно ухудшил свое материально-техническое состояние. Чистый доход в первом квартале составил 1,72 млрд. грн., что почти вдвое меньше аналогичного показателя за январь-март 2015 года. Валовая прибыль завода сократилась в 6,4 раза и составила 99,9 млн. грн. Чистый убыток составил 418,6 млн. грн. - против 90,1 млн. грн. чистой прибыли за аналогичный период 2015 года. Убыток от операционной деятельности - 434,1 млн. грн. против прибыли от операционной деятельности в размере 273,9 млн. грн. за аналогичный период 2015 года. Активы завода с начала года снизились на 2,7% - до 3,21 млрд. грн. При этом текущие обязательства в отчетном периоде выросли на 5,7% - до 6,03 млрд. грн.

o    Завод был выставлен на продажу вместе с огромным балластом дорогой к содержанию социальной сферы (Дворец культуры «Дружба», физкультурно-спортивный клуб «Химик», Лечебно-оздоровительный центр, пансионат «Карпатские зори» и многое другое). Все это висит в уставном капитале, уменьшать который без согласия ФГИУ в течение 5 лет нельзя.

o    Предприятие обременено огромными долгами, и потенциальные инвесторы не могли не понимать, что решать эту проблему предстоит именно новым владельцам. Один только долг за поставленный три года назад газ перед Ostchem Holding Limited составляет 193 млн. дол. США ( без пени и штрафов), а это при нынешнем курсе превышает 4,8 млрд. грн. 31 марта 2016 года Стокгольмский Арбитраж удовлетворил ходатайство Ostchem Holding Limited (входит в Group DF) и обязал ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) до 31 августа 2016 года воздержаться от отчуждения либо обременения каким-либо образом своих необоротных активов.

o    Из-за цены на газ предприятие вошло в зону убыточности, и она будет расти с учетом конъюнктуры мировых рынков в поточном году (ожидается рост производства аммиака и дальнейшее снижение цен на него). Вместо поиска способов сокращения издержек и повышения эффективности производства государство как собственник повело себя не совсем адекватно – на предприятие был повешен новый кредит на покупку газа в размере 600 млн. грн. (от подконтрольного правительству «Укргазбанка»), который должен быть погашен до 15 ноября 2016 года. Это был путь в никуда – деньги, как и ожидалось, быстро закончились, предприятие превысило лимит отбора газа, не внесло предоплату за июль и в последний день приема конкурсных заявок – «Укртрансгаз» начал процедуру отключения завода от газа, что чревато его полной остановкой.

o    Завод остается заложником непростых украино-российских отношений. ОПЗ – конечная точка транспортировки по более чем 2,4-хтысячекилометровому продуктопроводу «Тольятти-Одесса», где продукция «Тольяттиазота» загружается в танкеры и транспортируется за границу. Ранее по этому маршруту закрывался практически весь экспортный поток российского производителя, но Украина с каждым годом делает все больше, чтобы «Тольяттиазот» ушел из украинской трубы. В ходе последней налоговой реформы была резко взвинчена рента на транзит 1 тонны аммиака на каждые 100 км – с 0,56 до 2,4 дол. США. Это вынудило российского производителя активизировать строительство комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань (Краснодарский край )[4]. Его первая очередь будет иметь пропускную способность около 2 млн. тонн, и она может быть введена в строй уже в 2017 году, опустошив украинскую трубу (а соответственного и ОПЗ) более чем на 90%. Для ОПЗ потеря около 2,1-2,2 млн. тонн перевалки – это падение объемов производства как минимум наполовину, собственные объемы производства аммиака – около 600 тыс. тонн в год, и оно в 2016 году имеет отрицательную рентабельность.

  •     Всеми этими проблемными моментами (которые нужно было попытаться урегулировать самостоятельно, либо вступив в откровенный диалог с потенциальными инвесторами) Фонд госимущества решил попросту не заниматься, надеясь перевесить все это на голову нового владельца – но в результате получил ноль заявок на покупку ОПЗ.
  •      Неудачно был выбран и момент утверждения графика приватизации, и момент оглашения стартовой цены, и момент проведения конкурса. План-график, который давал потенциальным инвесторам представление об ориентировочных сроках продажи ОПЗ, был утвержден 31 января, а стартовая цена – появилась в середине мая. Все иностранные корпорации уже имели к тому времени утвержденные бизнес- и финансовые планы на 2016 год, и они лишены привычки их пересматривать в силу принятия украинским правительством тех или иных решений. Сам же конкурс был назначен ровно на середину лета, когда деловая активность в мире и Украине традиционно низкая (хуже момент для продаж – только между рождественскими праздниками).

Владислав Мельник 


[4] Возможности для этого у «Тольяттиазот» возросли вследствие существенного роста финансовых показателей работы предприятия. По итогам 2015 года выручка предприятия возросла более чем на 30% по сравнению с результатом предыдущего финансового года - до 63,3 млрд руб. (48,5 млрд руб. в 2014 г.) Чистая прибыль увеличилась на 42% и составила 21,7 млрд руб. (15,2 млрд руб. в 2014 г.) http://www.toaz.ru/rus/press/news/document1995.phtml