В январе - апреле 2016 г. грузооборот вырос на 2,4%, объемы перевезенных грузов – на 3,9%, пассажирооборот на 2,9%, а количество перевезенных пассажиров сократилось на 6,6%.
По итогам первого полугодия в грузовом сегменте проявляется в целом
одинаковая динамика: с улучшением базы сравнения (2015 г.) ухудшаются темпы
роста в 2016 году. Четыре последние месяца подряд фиксируется рост
грузооборота, но он становится все меньшим: по итогам января-марта - +4,2%,
января-апреля – +3,3%, января-мая - +2,8%, января-июня - +2,4%. При сохранении
такой тенденции к концу года в лучшем случае удастся выйти на рост
грузоперевозок, близкий к 1%, что далеко не компенсирует потери двух последних
лет, составившие -16%.
Наибольший вклад в
позитивные показатели за январь-июнь внес трубопроводный транспорт,
продемонстрировавший существенные темпы увеличения грузооборота (на 24,9%) и
физических объемов перевалки – на 8,5%. Перекачка и транзит газа выросли на
14,3% и 31,1%, транзит аммиака – на 9,8%.
В то же время как
нефтетранспортная система продолжает ухудшать результаты своей работы. Транзит нефти по территории
Украины в страны Европы в январе-июне 2016 года снизился на 17% (на 1 млн.
322,3 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 6,477 млн
тонн. Объем транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Украины
составил всего 704 тыс. тонн, что на 15,6% (на 130 тыс. тонн) меньше, чем в
январе-июне 2015 года. Это не преминуло сказаться на результатах работы ПАО
"Укртранснафта", монополиста по транспортировке нефти в стране. Его
чистая прибыль в январе-июне 2016 года сократилась на 39% (на 474,997 млн.
грн.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 744,17 млн. грн.
Неоднозначная
картина наблюдается в железнодорожном сегменте.
- грузооборот сократился на 5,8%, объемы перевозки грузов – на 1,2%;
- в пассажирском сегменте ситуация обратная: пассажирооборот увеличился на 5,9%, количество перевезенных пассажиров – на 0,1%;
- ключевой вклад в увеличение перевозки грузов внесли транспортировка кокса (+15,7%), черных металлов (+12,5%), нефти и нефтепродуктов, цемента (+9,6%), зерна и продуктов перемола (+2,9%), угля (+0,6%). Вместе с тем, сократились перевозки лома черных металлов (-24,9%), стройматериалов (-15,7%), леса (-7,8%), химических и минеральных удобрений (-5,4%), железной и марганцевой руды (-4,4%). Продолжающееся сокращение перевозок вышеупомянутой продукции и сырья – маркер, указывающий на то, что говорить о восстановлении и дальнейшем устойчивом росте базовых сектором промышленности пока рано.
Существенный
разбаланс демонстрирует водный транспорт: грузооборот упал на 35,2%, количество перевезенных грузов выросло на
2,3%, пассажирооборот вырос на 8,1%, количество перевезенных пассажиров –
сократилось на 35,0% (при схожих с прошлогодними погодными условиями). Имея
протяженное морское побережье с мощной портовой инфраструктурой, а также
внутреннюю речную систему, Украина практически не использует потенциал водного
транспорта – в отличие от стран Европы. К примеру, Дунаем перевозится до 15%
всего грузопотока, по Днепру этот показатель едва превышает 1%.
Разнонаправленные
тенденции наблюдаются в автомобилеперевозках. Улучшил результаты работы грузовой сегмент: достигнут рост +6,8% по
обороту, +13,6% по объемам. Хуже обстоят
дела с пассажирскими перевозками автомобильным транспортом: пассажирооборот
сократился на 4,0%, количество перевезенных пассажиров – на 12,4%. Причина
лежит в падении уровня жизни основной массы граждан Украины, с одной стороны, и
росте цен на перевозки, спровоцированные удорожанием бензина и запчастей, с
другой стороны. По этим же причинам продолжает сокращаться пассажирооборот и
практически по всем видам городского электротранспорта (в троллейбусах - на
2,2% в метрополитене – на 2,6%), а также уменьшается количество перевезенных
пассажиров (трамваями – на 0,7%, троллейбусами – на 3,4%, метрополитеном – на
2,7%).
Довольно неплохую
динамику показал авиационный транспорт: грузооборот вырос на 11,9%, объемы перевозки грузов – на 18,3%,
пассажирооборот – на 24,2%, количество перевезенных пассажиров – на 19,1%.
Однако эти цифры выглядят позитивно только в краткосрочной динамике.
Отечественная авиационная отрасль еще очень далека от результатов 25-тилетней
давности, когда среднемесячный объемы перевозок пассажиров составляли 1200 тыс.
человек против нынешних 550 тысяч, а грузов – даже от 1980 года, когда в месяц
перевозилось более 22 тысяч тонн против менее чем 7 тысяч тонн в первом
полугодии 2016 года.
Транспортная
отрасль в целом понемногу выкарабкивается из прошлогодней ямы. Вместе с тем,
она еще на 10-15% отстает от тех показателей, которые демонстрировались в
докризисный период, а по отдельным сегментам – ситуация продолжает ухудшаться
даже по сравнению с крайне неудачным для отрасли 2015 годом.
Владислав Мельник