ПЛАТИТ ЛИ УКРАИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КОНКУРЕНТНУЮ ЦЕНУ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ?
Председатель правления Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ) заявил о росте издержек на 22,5 млн. грн после повышения тарифов на электроэнергию с 1-го июля и возможности остановки завода из-за этого скачка цен уже в августе.
28/07/2016
Моніторингові продукти
Темпы роста тарифов с мая для завода составили 16%. Нафтогаз с 1-го августа повысил цены для коммерческих потребителей на 8,6-9,3%.
Объективных предпосылок для роста тарифов нет – после непродолжительного роста цены на газ и нефть на мировых рынках откатились на уровень апреля 2016 г. Продолжающийся лавинообразный рост тарифов на энергоносители в Украине является следствием внедрения новых непрозрачных схем в ценообразования и полным отсутствием контроля власти за ценами монополистов:
- Рост тарифов на электроэнергию для промышленности вызван расчетом цен на уголь по новой методологии НКРЭКУ, вступившей в силу во II кв. 2016 г. Сегодня цена на уголь из Донбасса по новой утвержденной НКРЭКУ формуле «Роттеррдам +» с поправкой на калорийность уже как минимум в полтора раза превышает рыночною. В ней дважды учитывается доставка угля, тем более уголь везут не через океан, а с неподконтрольных территорий Донбасса. В результате этого цены на электроэнергию для тепловой генерации начали резко расти с апреля. Цена на электроэнергию для ЗЗФ выросла до 58 евро за МВт-ч. Сегодня цены на оптовом рынке электроэнергии уже в 1,6 раза выше чем в Словакии и в 1,2 раза выше чем в Польше (см. График ниже).
- Нафтогаз получает очень большую маржу при реализации импортного газа промышленным потребителям, которая никак не регулируется НКРЭКУ, АМКУ и другими уполномоченными органами. Нафтогаз устанавливает цены для промпотребителей в зависимости от объема потребления, метода платежа (предоплата или после поставки) и наличия/отсутствия задолженности. Самые низкие цены для покупателей с большим объемом потребления купивших газ по предоплате и не имеющих задолженности за ранее поставленный газ. На графике ниже видно, что устанавливая Нафтогазом маржа на цену газа как товара составляла в июне 24-49 дол. США на тыс кубометров. Цены на мировых рынках на газ и нефть откатились до апрельских минимумов, поэтому объективных причин для повышения цен на газ Нафтогазом с августа не было. Такая высокая маржа не снилась европейским трейдерам, торгующим в условиях жесткой конкуренции на рынке
- Тарифы на газ дополнительно раздуваются из-за непрозрачной методологии формирования тарифа на транспортировку газа. НКРЭКУ с 1 января ввела в действие методологию определения цены транспортировки вход –выход. Плата за вход установлена в размере 12,7 долл. США за тыс. кубометров. Эта плата в несколько раз выше в сравнении с операторами ГТС в Словакии, Венгрии или Польше. При этом НКРЭКУ не установила плату в точках выхода из ГТС в Украине, как подразумевала методология, и потребители продолжают платить по установленному НКРЭКУ тарифу за транспортировку газа, покрывающим издержки Укртрансгаза на оказание этой услуги. Фактически решение НКРЭКУ привело к дополнительному заработку Укртраснгаза в размере 12,7 долл. США за тыс. кубометров, который перекладывается на конечного потребителя. Для сравнения Российская Федерация перешла на методологию вход-выход еще в 2006г. И средний тариф на транспортировку газа составлял около 1,08 долл. США / 1000м3 / 100км (65,2 рубля / 1000м3 / 100км) в 2015 году. Этот тариф позволяет полностью покрыть расходы на поддержку и модернизацию ГТС и может служить в качестве «маяка» рыночной цены за услугу транспортировки газа внутри Украины. Умножив этот тариф на длину всей ГТС Украины (в действительности газ транспортируется на более короткое расстояние) мы получим тариф 13,0 дол. США за тыс. кубометров, что практически соответствует плате за вход в украинскую ГТС. Введя столь высокую плату за вход в ГТС, НКРЭКУ фактически должна была поставить нулевую ставку в точках выхода из ГТС в Украине и обнулить тариф на транспортировку импортного газа для украинских потребителей.
Лавинообразный рост тарифов лишает украинских производителей конкурентоспособности на мировых рынках и ведет к дальнейшему росту тарифов для населения:
- Украинские ферросплавщики вынуждены конкурировать с производителями из Европы или новыми заводами в Малайзии, покупающими электроэнергию по цене в два раза ниже украинской. Такая цена электроэнергии делает украинские ферросплавы неконкурентоспособными на европейском рынке. Схожая ситуация с производителями минеральных удобрений, где стоимость газа составляет 60-70% в структуре выпускаемой продукции. Оптовая цена российского газа на границе с Германией по данным МВФ составляла около 145 дол. США в июне и такой уровень цен, согласно прогноза Фонда, сохранится до конца года. Самое низкое ценовое предложение Нафтогаза для цены газа как товара составляло 226 дол. США за тыс. кубометров в июне. При таких ценах на газ и электроэнергию возрождение и рост украинской промышленности просто невозможны.
- Несмотря на рост тарифа для населения на 63% за последний год, уровень перекрестного субсидирования населения другими потребителями (дотационные сертификаты), не только не уменьшился, но даже вырос(!). После начала повышения тарифов уровень перекрестного субсидирования в апреле 2015 составлял 84% от соответствующего месяца предыдущего года. Но уже следующие повышения не привели к снижению субсидий из-за роста цены для угольных ТЭС. Как видно из приведенного ниже графика, НКРЕКП повысила тариф для угольных ТЭС на 55% (апрель 2016 к апрелю 2015г.), что сопоставимо по росту тарифа для населения за этот период. Особо показателен на графике ниже март 2016 г. – цены для населения выросли на 25%, а уровень перекрестного субсидирование, не только не уменьшился, а даже вырос. Таким образом, для ликвидации перекрестного субсидирования, понадобится еще несколько этапов в дополнение к предусмотренным в действующем постановлении НКРЕКП, в случае сохранения действующей методологии формирования цен на уголь.
- Резкий рост тарифов на электроэнергию также уже привел к росту тарифов на водоснабжение и водоотвод для населения. В Киеве тарифы на эту услугу одномоментно были увеличены на 30%.
НОСЭП